Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

18 декабря в публичном пространстве появилась информация о прошедших обысках в доме Михаила Гуцериева и связанных с ним компаниях. При этом представитель группы «Сафмар» опроверг информацию об обысках: «Все компании группы «Сафмар» и ее руководитель Гуцериев работают в штатном режиме». Сам Гуцериев в интервью РЕН ТВ назвал сведения об обысках провокацией.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Модернизация

13.05.2010 | Татьяна Становая

Бизнес в помощь

Вчера прошло заседание правления РСПП по вопросам инновационного развития, в котором принял участие первый заместитель руководителя администрации президента Владислав Сурков. Он призвал бизнес активнее вкладывать в инновационные проекты, покритиковал предпринимателей за отсутствие «дерзости мысли» и выразил готовность государства поделить ответственность вместе с бизнесом. В ответ бизнесмены выдвинули набор своих «требований», большинство из которых были в том или ином виде отклонены. Проблема развития инноваций ставит перед властью и крупным бизнесом вопросы политического характера, которые власть, в свою очередь, старательно выводит из дискуссии.

Модернизационный вектор развития, который Кремль, как минимум, декларирует, заставляет власть по-новому взглянуть на проблему отношений власти и бизнеса. Модель отношений меняется: для решения амбициозных и политически значимых задач власти нужны ресурсы, в которых государство, на фоне кризиса, оказалось весьма ограничено. Это заставляет искать определенные подходы к предпринимательскому сообществу, убеждая его в необходимости вложиться в инновации.В ответ на это бизнес выдвигает вполне понятные требования, который осторожно были сформулированы в докладе главы РСПП Александра Шохина. Он сосредоточился на барьерах, которые мешают компаниям вкладывать в инновации, в числе которых – недоступность кредитов и недостаточное количество квалифицированных работников. Это те проблемы, которые носят объективный характер и не политизированы.

В действительности, гораздо более важным для бизнеса являются именно вопросы политического порядка. В числе таковых Шохин назвал «неуверенность бизнеса в завтрашнем дне, недостаточная защищенность прав собственности, в том числе интеллектуальной и т.д.» Проблема прав собственности и незащищенности лежит в фундаменте всего комплекса проблема отношений власти и бизнеса. «Дело ЮКОСа» и неофициальная позиция власти, состоящая в том, что крупные бизнесмены недоплатили за полученные активы в 90-е годы и сегодня должны компенсировать это за счет активного участия в политически значимых проектах, выводят частный бизнес в России в состояние «подвешенности». Государство с 2004 года (разгар «дела ЮКОСа») установило новые правила отношений: «долг» «олигархов» должен быть заплачен, или, как говорится, по всей строгости закона…

На этом фоне бизнес предлагает власти политическую сделку: пересмотр этих правил в обмен на возможные (!!) инвестиции в инновации. В частности, Шохин предостерег от рисков злоупотребления антимонопольным законодательством. «Любая инновация для того, кто ее разработал или использует, это временное преимущество, фактически краткосрочная монополия. Пока прецедентов «борьбы» с инновационными компаниями с использованием антимонопольного законодательства в России практически не было. Зато на Западе крупнейшие компании в полном объеме ощутили на себе тяжесть борьбы с монополизмом - реальным или мнимым. Нужно ли использовать нам этот опыт, переписывая их законы – вопрос», - сказал глава РСПП.

Еще одна «инструментальная проблема», которая позволяет функционировать сложившейся модели власти и бизнеса, - это отсутствие ясных формулировок в законодательстве, возможности для широких трактовок. Давно стало понятно, что в России далеко не так плоха законодательства база, сколько ущербна правоприменительная практика. Конфликтные ситуации в условных спорах между чиновником и бизнесменом разрешаются не на основе писанных правил, а на основе воли чиновника, опирающегося на многочисленные проблемы в законах, противоречия, возможности широких трактовок. Шохин осторожно указал, что и базовый закон об инновационной деятельности не должен быть рамочным.

РСПП осторожно обвинило государство и в отсутствии продуманной комплексной стратегии инновационной политики. «Необходимо помнить, что модернизация, повышение производительности труда ведет к сокращению неквалифицированных рабочих мест – нужно уже сейчас создать условия для переобучения работников и думать о том, где будут созданы для них новые рабочие места», - сказал Шохин, явно давая понять, что не видит подобных изысканий со стороны власти.

О противоречиях говорил и глава ТПП Евгений Примаков, который задал Суркову несколько вопросов. Как пишут «Ведомости», он спросил, как разрешаются несколько явных противоречий сколковского проекта: между тезисом о создании инновационной среды в стране и территориальной замкнутостью проекта; между инноградом и сотней уже существующих наукоградов, НИИ, технопарков и ОЭЗ; между теми бизнесменами, кто будет пользоваться особым правовым режимом, и всеми остальными.

В итоге создается впечатление, что пока нет ответов на большинство вопросов и сомнений и скепсиса у бизнесменов больше, чем оптимизма. На этом фоне решение назначить «куратором» Сколково именно Виктора Вексельберга кажется более чем разумным. Ему придется исполнять роль посредника между властью и бизнесом, снижать уровень взаимного недоверия и вводить в проект принципы эффективного управления. Это абсолютно уникальная роль, без реализации которой при нынешней модели отношений власти и бизнеса не обойтись. Остается только надеяться, что во все это поверит сам Вексельберг.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

В Никарагуа свыше 40 лет с краткими пере­рывами на вершине власти находится революционер, испытан­ный в боях - Даниэль Ортега Сааведра. Он принимал активнейшее участие в свержении отрядами Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) диктатуры Анастасио Сомоса Дебайло 19 июля 1979 года.

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net