Информационный сайт
политических комментариев
вКонтактеFacebookTwitter
Ближний Восток Украина Регионы Выборы в России Выборы в США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

К президентским выборам 2017 года французские левые подходят «в состоянии хаоса и разброда»[1]. Президент Франции Франсуа Олланд в случае выдвижения своей кандидатуры в 2017 году, согласно опросам всех французских социологических институтов, набирает в первом туре 14-16% голосов, то есть меньше, чем Марин Ле Пен, кандидат от Национального фронта, и меньше, чем любой кандидат от правоцентристской коалиции, чье имя определится в ходе праймериз в ноябре 2016 года, и, следовательно, выбывает из политической борьбы[2]. В некоторых сценариях президентских выборов Олланда может опередить центристский кандидат Франсуа Байру (за него готовы голосовать 13% опрошенных) или догнать кандидат «радикальной левой» Жан-Люк Меланшон, набирающий, по опросам, 12%[3].

Бизнес, несмотря ни на что

Сегодня в Петербурге открывается очередной Международный экономический форум. Это мероприятие является знаковым не только потому, что оно проходит в юбилейный, двадцатый раз, но и потому, что там будут обсуждаться подходы к выстраиванию новой экономической реальности. Однако успешное решение этой задачи невозможно без проведения новой, уже третьей по счету перестройки отношений между бизнесом и властью.

Интервью

За последние месяцы ситуация на сирийских фронтах значительно улучшилась – взята пальмира, готовится наступление на «столицу» ИГ Ракку. О военно-тактических и политико-дипломатических аспектах сирийской войны «Политком.RU беседует с военным экспертом, заместителем директора Института стран СНГ Владимиром Евсеевым.

Колонка экономиста

Видео

Реклама

Интервью

14.05.2010

«Подводные камни» российско-украинского сближения

Россия и Украина находятся на пути к системному диалогу. От президента Виктора Януковича уже прозвучало предложение доработать положения Большого Договора 1997 года. Выйдут ли страны на новый формат взаимодействия? Каков будет этот формат? Ограничится ли он углублением отраслевого взаимодействия или данный вид кооперации разовьется в системный диалог в рамках того или иного объединения? Может ли Россия предложить что-то кроме Таможенного Союза, что заинтересовало бы Украину? Каковы перспективы межкультурной интеграции: объединение образовательных систем, гармонизация языковой политики, взаимодействие в рамках "Русского мира"? Об этом «Политком.ру» спросил украинских экспертов-политологов.

Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга (Киев):

Мне кажется, что диалог как раз не слишком системный. После неожиданного харьковского прорыва посыпались разнообразные предложения относительно отраслевого сотрудничества. Похоже, что речь идет о всех наработках по восстановлению корпоративных связей, сделанных за последние годы. Соответственно, представляется неправильным говорить и о новом формате взаимодействия - стратегия российской власти явно не поспевает за тактикой экономических субъектов. Собственно, даже само по себе предложение вступать в Таможенный союз выглядело полушуточным экспромтом. Серьезных предложений у российской стороны не осталось.

В этом, как представляется, ничего удивительного нет, поскольку российскоеруководство не предполагало необходимости более глубокой проработкиинтеграционных инициатив даже в контексте победы Януковича - никто не ожидал ни быстрой внутриполитической победы, ни готовности и способности к диалогу с Кремлем, ни потрясающей уступчивости в вопросах, казавшихся принципиально важными для сохранения украинского суверенитета. Москва предполагала продолжение "холодной войны" с постепенным оттяпыванием у Украины стратегически важных активов. К сложившейся же ситуации готовности не было.

Что касается межкультурного диалога, то у украинской власти нет ни позиции по этим вопросам, ни понимания необходимости такого диалога.

Пироженко Виктор Алексеевич, кандидат философских наук, член Экспертного совета Фонда стратегической культуры (Киев):

Если ситуация будет развиваться так, как сейчас, то непременно выйдут. Собственно, предложение украинской стороны о доработке Большого Договора от 1997 года, вероятно, и есть начало выхода на новое качество сотрудничества в новом формате. До сих пор, лишь украинская сторона сдерживала и откровенно саботировала работу по углублению взаимовыгодного экономического и политического сотрудничества, как в двустороннем формате, так и в рамках СНГ. Сейчас же она проявляет инициативу и поэтому никаких принципиальных препятствий для выхода на более глубокий формат сотрудничества, нет.

Обе страны уже выходят на совместные проекты, которые заинтересовали Украину, и, при этом, не требуют пока её вхождения в Таможенный союз. И здесь углубление отраслевого взаимодействия уже сейчас сразу переходит в отраслевые интеграционные проекты, что объективно усиливает производственные и сбытовые возможности украинских и российских предприятий.

Это совместные проекты в атомной энергетике, которые предполагают строительство Россией новых ядерных реакторов на Украине и участие Украины в международном центре по обогащению урана для АЭС в Ангарске. Такой уровень отраслевого взаимодействия является, по сути, началом отраслевой интеграции. Также выходит за рамки простых торговых отношений взаимодействие в авиационной отрасли, где речь идёт об объединении украинского авиапрома в лице концерна «Антонов» с аналогичной российской отраслью в организационных рамках российской объединённой авиастроительной корпорации.

Скорее всего, усилится интеграция в металлургии. Металлургическая отрасль Украины в посткризисный период испытывает определённые трудности со сбытом продукции и расширением производства. Российские металлургические кампании имеют средства для покупки подешевевших украинских крупных метпредприятий с целью укрепления своих позиций на рынке. Для украинской металлургической отрасли – это возможность вернуться на утраченные за время кризиса рынки.

Из этого же разряда предложение председателя Правительства РФ В.В.Путина об объединении Газпрома и Нафтогаза. Ничего неожиданного здесь нет, как это показалось некоторым экспертам в начале. В.В.Путин просто распространяет на нефтегазовую отрасль те подходы, на которые две страны уже согласились в иных отраслях. И ситуация, связанная с этим предложением, ещё будет развиваться.

Ещё более интенсивное сотрудничество видимо будет развёрнуто по линии фундаментальных и прикладных научных исследований и в сфере НИОКР на передовых рубежах научно-технического прогресса. Эта задача логически следует из совместных проектов, например, в атомной отрасли и в авиапроме.

Здесь перед двумя странами стоят общие задачи – перестроить науку и технологические разработки под задачи модернизации экономики. Вслед за Россией, на Украине с приходом новой власти также осознали критическую важность для экономики повышения производительности труда и резкого увеличения доли наукоёмкой продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью.

В итоге, межгосударственная производственная кооперация и отраслевая интеграция выйдет на более высокий уровень. В целом, для украинских властей, очевидно, что сохранить имеющуюся индустрию, провести её модернизацию, сохранить для страны способность не просто потреблять инновации, а производить их, возможно лишь путём восстановления единых некогда технологических цепочек, производственной кооперации и, как минимум, отраслевой интеграции, в первую очередь, с РФ. Вопрос о Таможенном союзе, возможно, ещё встанет, даже если не сейчас, то где-то в ходе реализации намеченных и будущих двусторонних экономических и гуманитарных проектов.

Вообще, членство Украины в каких-либо интеграционных объединениях на постсоветском пространстве будет находиться в некоторой зависимости от экономического состояния ЕС и его политики на востоке. По мере прояснения политической, институциональной и просто технической невозможности попадания Украины в ЕС, работа по членству Украины в Таможенном союзе будет усиливаться.

В гуманитарной области процессы сближения и совместные проекты в принципе не имеют ограничения. В силу идеологического характера ряда гуманитарных вопросов, сопротивление конструктивному российско-украинскому взаимодействию здесь будет наиболее ожесточённым. Однако, те украинцы, которые настороженно относились к усилению взаимодействия с Россией, после крайностей ющенковского пещерного национализма, вряд ли поддержат националистическую оппозицию.

Вероятно, взятый президентом Януковичем после прихода к власти разгон в российско-украинском сотрудничестве быстрее, чем ожидалось, открыл новые перспективы, а вместе с ними, поставил и новые задачи. Их необходимо решить и в соответствии с интересами двух стран закрепить на перспективу направления и алгоритм двустороннего взаимодействия. Речь в новом Договоре может идти о закреплении новых организационных форм взаимодействия, новых обязательств сторон и пр.

Сергей Баранов, руководитель информационно-исследовательского отдела Центра социально-консервативной политики (Киев):

Судя по тому, как быстро пошли дела, новый формат Украина-Россия вполне возможен в среднесрочной перспективе, года через 2-3, но не сейчас, конечно. Если Януковичу удастся укрепиться у власти и успешно выйти из экономического кризиса, то в его интересах будет и более высокий постоянный формат интеграции наших стран.

А сам формат предстоит искать. Вот над чем сегодня надо поработать аналитикам! Я бы объявил конкурс на подобные проекты интеграции. Скорее всего, с учётом также и проблем с Белоруссией, сначала это будет "недоконфедерация", не государство, а социально-экономический союз, наподобие старого ЕЭС - предшественника Евросоюза. (Неплохо бы "поднять" историю соглашений ЕЭС!) То есть масса отраслевых и общих соглашений, постепенно оформляемый как политический союз. В общем, экономический, а затем и политический и, может быть, военно-политический союз. Ведь военно-политический союз с Белоруссией есть, де факто и де юре.

Культурная интеграция будет нарастать. Я в этом убеждён. Стандарты у нас схожие. Границ русской и украинской наций нет. Русский язык автоматически вытесняет все остальные. Лучше сказать, ставит их на место. В конечном счёте, русский язык тоже будет реально "продавлен" в качестве регионального. Сейчас уже есть законопроект Колесниченко в Раде. И тогда - всё: колесо украинизации покатится вспять, назад к естественной русификации Украины. И если оранжевым приходилось тяжело катить его в гору, вводя всё новые абсурдные запреты, теперь оно покатится вниз с ускорением. Останется только вопрос этноидентификации украинцев как особой, отличной от русских "ветки" эволюции, и паразитирующих на этом партий. Но - это тоже вопрос пропаганды.

Владимир Фесенко, директор Центра политического анализа «Пента» (Киев):

В определенном смысле на новый формат взаимоотношений уже вышли, точнее выходят. Речь идет о формате стратегического партнерства, в том смысле как оно было заявлено в Большом Договоре 1997 года. Тогда этот формат был заявлен, но в полной форме так и не был реализован. При Ющенко он вообще превратился в фикцию. Сейчас его восстанавливают в том виде, как он был задекларирован в 1997 году. Янукович предлагает его развивать именно на основе Большого договора, конкретизируя и развивая отдельные его положения. Внимательный анализ заявления Януковича по данному поводу позволяет предположить, что планируется подготовить межгосударственную программу социально-экономического и гуманитарного сотрудничества как минимум на 10 лет и договора по отдельным направлениям сотрудничества.

Но, похоже, что новая украинская власть начинает понимать, что ускоренное сближение с Россией провоцирует острые внутриполитические конфликты и определенную настороженность на Западе. Поэтому решили немного притормозить, о чем свидетельствует информация о проектах межгосударственных договоренностей, которые планируется подписать во время официального визита Президента РФ Д.Медведева в Украину 17-18 мая. Ожидалось, что таких документов будет гораздо больше, нежели 5 соглашений (по информации первого вице-премьера правительства Украины А.Клюева документов будет гораздо больше, нежели 5 соглашений).

Углубление отраслевого взаимодействия (по отдельным направлениям), скорее всего, произойдет, но на разных уровнях и в разных формах. Вряд ли «революционные» интеграционные инициативы В.Путина будут реализованы в полном объеме. «В эксклюзивном интервью «Фактам» (телеканал ICTV) министр топлива Юрий Бойко сообщил - среди документов, которые более всего готовы к подписанию - межправительственное соглашение о достройке 3 и 4 энергоблоков Хмельницкой атомной электростанции. Готовят также 10-летний контракт на закупку ядерного топлива для отечественных АЭС - цены будут привязаны к мировым тенденциям и формулам, уверил Бойко. Минтопэнерго также хочет добиться, что бы россияне гарантировали четкие объемы транзита нефти и газа на ближайшие 10 лет. А относительно предложения россиян объединить «Газпром» и «Нафтогаз» - министр считает - это невозможно». Это буквальная цитата с ленты новостей телеканала ICTV. Можно добавить, что у Януковича и Азарова не вызвало энтузиазма объединение в сфере генерации (по атомной энергетике).

Украина не может быть членом Таможенного Союза (в силу своего членства в ВТО). Но Украина заинтересована в том, чтобы полноценно заработала зона свободной торговли между Украиной и Россией.

Что касается межкультурной интеграции, то если речь идет о «русификации» гуманитарной сферы Украины, то подобные действия наверняка усилят политические конфликты и напряжение в украинском обществе, не в меньшей мере, чем это произошло после Харьковских договоренностей.

Скорее всего, произойдет активизация и расширение сотрудничества а гуманитарной и образовательной сфере, но без «интеграции», которая может вызвать очевидное неприятие и протесты части украинского общества.

Подготовил Олег Горбунов

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Заявления и события последних двух лет указывают на заметное переосмысление властью роли СМИ и их места в политической сфере. Много дискуссий разворачивается вокруг тенденций в журналистике не только между провластными и оппозиционными силами, но и внутри самой власти, которая в последнее время делает очевидные попытки осмыслить новую роль СМИ.

В Украине активно проходит процесс декоммунизации – переименовываются населенные пункты и улицы, снимаются памятники советским государственным деятелям. На фоне нерешительного проведения реформ в других сферах борьба с советскими символами становится областью, в которой украинские власти продвинулись наиболее далеко. А различные способы сопротивления декоммунизации не приводят к успеху.

Сегодня в России тезисы об открытости власти и о необходимости поставить ее под общественный контроль активно используются и властью, и оппозицией. Развитие институтов взаимодействия власти и общества, в конечном счете, приводит и к формированию новых моделей взаимодействия государства с экспертным сообществом.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net