Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Прошедший 18 июня с. г. второй тур парламентских выборов во Франции не обошелся без сюрпризов. По его итогам, партия президента Эмманюэля Макрона «Республика, вперёд», вместе со своим союзником, центристским Демократическим движением (Модем) Франсуа Байру, получила не 415-445 депутатских мандатов из 577, как предсказывали специалисты, а 350 мандатов. Тем не менее, налицо бесспорная и внушительная победа.

Бизнес, несмотря ни на что

Комитет Госдумы по финансовому рынку оказывает серьезное влияние на финансовую систему России. Он активно взаимодействует с Центральным банком, биржами, Национальной системой платежных карт, Министерством финансов. В то же время, кажущаяся узость сферы законотворческих интересов Комитета обманчива. Комитет осуществляет предварительное рассмотрение законопроектов, касающихся ипотечного кредитования, страхования, инвестиций, лизинга, аудита и др.

Интервью

Положение в Сирии с приходом Дональда Трампа к власти в США не стало более ясным. Наоборот, ряд действий новой администрации еще больше запутали «сирийский клубок». В перипетиях ситуации в регионе, интересах многочисленных участников и последних тенденциях «Политком.RU» разбирался вместе со старшим преподавателем департамента политической науки НИУ ВШЭ, экспертом по Ближнему Востоку Леонидом Исаевым.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Интервью

14.05.2010

«Подводные камни» российско-украинского сближения

Россия и Украина находятся на пути к системному диалогу. От президента Виктора Януковича уже прозвучало предложение доработать положения Большого Договора 1997 года. Выйдут ли страны на новый формат взаимодействия? Каков будет этот формат? Ограничится ли он углублением отраслевого взаимодействия или данный вид кооперации разовьется в системный диалог в рамках того или иного объединения? Может ли Россия предложить что-то кроме Таможенного Союза, что заинтересовало бы Украину? Каковы перспективы межкультурной интеграции: объединение образовательных систем, гармонизация языковой политики, взаимодействие в рамках "Русского мира"? Об этом «Политком.ру» спросил украинских экспертов-политологов.

Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга (Киев):

Мне кажется, что диалог как раз не слишком системный. После неожиданного харьковского прорыва посыпались разнообразные предложения относительно отраслевого сотрудничества. Похоже, что речь идет о всех наработках по восстановлению корпоративных связей, сделанных за последние годы. Соответственно, представляется неправильным говорить и о новом формате взаимодействия - стратегия российской власти явно не поспевает за тактикой экономических субъектов. Собственно, даже само по себе предложение вступать в Таможенный союз выглядело полушуточным экспромтом. Серьезных предложений у российской стороны не осталось.

В этом, как представляется, ничего удивительного нет, поскольку российскоеруководство не предполагало необходимости более глубокой проработкиинтеграционных инициатив даже в контексте победы Януковича - никто не ожидал ни быстрой внутриполитической победы, ни готовности и способности к диалогу с Кремлем, ни потрясающей уступчивости в вопросах, казавшихся принципиально важными для сохранения украинского суверенитета. Москва предполагала продолжение "холодной войны" с постепенным оттяпыванием у Украины стратегически важных активов. К сложившейся же ситуации готовности не было.

Что касается межкультурного диалога, то у украинской власти нет ни позиции по этим вопросам, ни понимания необходимости такого диалога.

Пироженко Виктор Алексеевич, кандидат философских наук, член Экспертного совета Фонда стратегической культуры (Киев):

Если ситуация будет развиваться так, как сейчас, то непременно выйдут. Собственно, предложение украинской стороны о доработке Большого Договора от 1997 года, вероятно, и есть начало выхода на новое качество сотрудничества в новом формате. До сих пор, лишь украинская сторона сдерживала и откровенно саботировала работу по углублению взаимовыгодного экономического и политического сотрудничества, как в двустороннем формате, так и в рамках СНГ. Сейчас же она проявляет инициативу и поэтому никаких принципиальных препятствий для выхода на более глубокий формат сотрудничества, нет.

Обе страны уже выходят на совместные проекты, которые заинтересовали Украину, и, при этом, не требуют пока её вхождения в Таможенный союз. И здесь углубление отраслевого взаимодействия уже сейчас сразу переходит в отраслевые интеграционные проекты, что объективно усиливает производственные и сбытовые возможности украинских и российских предприятий.

Это совместные проекты в атомной энергетике, которые предполагают строительство Россией новых ядерных реакторов на Украине и участие Украины в международном центре по обогащению урана для АЭС в Ангарске. Такой уровень отраслевого взаимодействия является, по сути, началом отраслевой интеграции. Также выходит за рамки простых торговых отношений взаимодействие в авиационной отрасли, где речь идёт об объединении украинского авиапрома в лице концерна «Антонов» с аналогичной российской отраслью в организационных рамках российской объединённой авиастроительной корпорации.

Скорее всего, усилится интеграция в металлургии. Металлургическая отрасль Украины в посткризисный период испытывает определённые трудности со сбытом продукции и расширением производства. Российские металлургические кампании имеют средства для покупки подешевевших украинских крупных метпредприятий с целью укрепления своих позиций на рынке. Для украинской металлургической отрасли – это возможность вернуться на утраченные за время кризиса рынки.

Из этого же разряда предложение председателя Правительства РФ В.В.Путина об объединении Газпрома и Нафтогаза. Ничего неожиданного здесь нет, как это показалось некоторым экспертам в начале. В.В.Путин просто распространяет на нефтегазовую отрасль те подходы, на которые две страны уже согласились в иных отраслях. И ситуация, связанная с этим предложением, ещё будет развиваться.

Ещё более интенсивное сотрудничество видимо будет развёрнуто по линии фундаментальных и прикладных научных исследований и в сфере НИОКР на передовых рубежах научно-технического прогресса. Эта задача логически следует из совместных проектов, например, в атомной отрасли и в авиапроме.

Здесь перед двумя странами стоят общие задачи – перестроить науку и технологические разработки под задачи модернизации экономики. Вслед за Россией, на Украине с приходом новой власти также осознали критическую важность для экономики повышения производительности труда и резкого увеличения доли наукоёмкой продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью.

В итоге, межгосударственная производственная кооперация и отраслевая интеграция выйдет на более высокий уровень. В целом, для украинских властей, очевидно, что сохранить имеющуюся индустрию, провести её модернизацию, сохранить для страны способность не просто потреблять инновации, а производить их, возможно лишь путём восстановления единых некогда технологических цепочек, производственной кооперации и, как минимум, отраслевой интеграции, в первую очередь, с РФ. Вопрос о Таможенном союзе, возможно, ещё встанет, даже если не сейчас, то где-то в ходе реализации намеченных и будущих двусторонних экономических и гуманитарных проектов.

Вообще, членство Украины в каких-либо интеграционных объединениях на постсоветском пространстве будет находиться в некоторой зависимости от экономического состояния ЕС и его политики на востоке. По мере прояснения политической, институциональной и просто технической невозможности попадания Украины в ЕС, работа по членству Украины в Таможенном союзе будет усиливаться.

В гуманитарной области процессы сближения и совместные проекты в принципе не имеют ограничения. В силу идеологического характера ряда гуманитарных вопросов, сопротивление конструктивному российско-украинскому взаимодействию здесь будет наиболее ожесточённым. Однако, те украинцы, которые настороженно относились к усилению взаимодействия с Россией, после крайностей ющенковского пещерного национализма, вряд ли поддержат националистическую оппозицию.

Вероятно, взятый президентом Януковичем после прихода к власти разгон в российско-украинском сотрудничестве быстрее, чем ожидалось, открыл новые перспективы, а вместе с ними, поставил и новые задачи. Их необходимо решить и в соответствии с интересами двух стран закрепить на перспективу направления и алгоритм двустороннего взаимодействия. Речь в новом Договоре может идти о закреплении новых организационных форм взаимодействия, новых обязательств сторон и пр.

Сергей Баранов, руководитель информационно-исследовательского отдела Центра социально-консервативной политики (Киев):

Судя по тому, как быстро пошли дела, новый формат Украина-Россия вполне возможен в среднесрочной перспективе, года через 2-3, но не сейчас, конечно. Если Януковичу удастся укрепиться у власти и успешно выйти из экономического кризиса, то в его интересах будет и более высокий постоянный формат интеграции наших стран.

А сам формат предстоит искать. Вот над чем сегодня надо поработать аналитикам! Я бы объявил конкурс на подобные проекты интеграции. Скорее всего, с учётом также и проблем с Белоруссией, сначала это будет "недоконфедерация", не государство, а социально-экономический союз, наподобие старого ЕЭС - предшественника Евросоюза. (Неплохо бы "поднять" историю соглашений ЕЭС!) То есть масса отраслевых и общих соглашений, постепенно оформляемый как политический союз. В общем, экономический, а затем и политический и, может быть, военно-политический союз. Ведь военно-политический союз с Белоруссией есть, де факто и де юре.

Культурная интеграция будет нарастать. Я в этом убеждён. Стандарты у нас схожие. Границ русской и украинской наций нет. Русский язык автоматически вытесняет все остальные. Лучше сказать, ставит их на место. В конечном счёте, русский язык тоже будет реально "продавлен" в качестве регионального. Сейчас уже есть законопроект Колесниченко в Раде. И тогда - всё: колесо украинизации покатится вспять, назад к естественной русификации Украины. И если оранжевым приходилось тяжело катить его в гору, вводя всё новые абсурдные запреты, теперь оно покатится вниз с ускорением. Останется только вопрос этноидентификации украинцев как особой, отличной от русских "ветки" эволюции, и паразитирующих на этом партий. Но - это тоже вопрос пропаганды.

Владимир Фесенко, директор Центра политического анализа «Пента» (Киев):

В определенном смысле на новый формат взаимоотношений уже вышли, точнее выходят. Речь идет о формате стратегического партнерства, в том смысле как оно было заявлено в Большом Договоре 1997 года. Тогда этот формат был заявлен, но в полной форме так и не был реализован. При Ющенко он вообще превратился в фикцию. Сейчас его восстанавливают в том виде, как он был задекларирован в 1997 году. Янукович предлагает его развивать именно на основе Большого договора, конкретизируя и развивая отдельные его положения. Внимательный анализ заявления Януковича по данному поводу позволяет предположить, что планируется подготовить межгосударственную программу социально-экономического и гуманитарного сотрудничества как минимум на 10 лет и договора по отдельным направлениям сотрудничества.

Но, похоже, что новая украинская власть начинает понимать, что ускоренное сближение с Россией провоцирует острые внутриполитические конфликты и определенную настороженность на Западе. Поэтому решили немного притормозить, о чем свидетельствует информация о проектах межгосударственных договоренностей, которые планируется подписать во время официального визита Президента РФ Д.Медведева в Украину 17-18 мая. Ожидалось, что таких документов будет гораздо больше, нежели 5 соглашений (по информации первого вице-премьера правительства Украины А.Клюева документов будет гораздо больше, нежели 5 соглашений).

Углубление отраслевого взаимодействия (по отдельным направлениям), скорее всего, произойдет, но на разных уровнях и в разных формах. Вряд ли «революционные» интеграционные инициативы В.Путина будут реализованы в полном объеме. «В эксклюзивном интервью «Фактам» (телеканал ICTV) министр топлива Юрий Бойко сообщил - среди документов, которые более всего готовы к подписанию - межправительственное соглашение о достройке 3 и 4 энергоблоков Хмельницкой атомной электростанции. Готовят также 10-летний контракт на закупку ядерного топлива для отечественных АЭС - цены будут привязаны к мировым тенденциям и формулам, уверил Бойко. Минтопэнерго также хочет добиться, что бы россияне гарантировали четкие объемы транзита нефти и газа на ближайшие 10 лет. А относительно предложения россиян объединить «Газпром» и «Нафтогаз» - министр считает - это невозможно». Это буквальная цитата с ленты новостей телеканала ICTV. Можно добавить, что у Януковича и Азарова не вызвало энтузиазма объединение в сфере генерации (по атомной энергетике).

Украина не может быть членом Таможенного Союза (в силу своего членства в ВТО). Но Украина заинтересована в том, чтобы полноценно заработала зона свободной торговли между Украиной и Россией.

Что касается межкультурной интеграции, то если речь идет о «русификации» гуманитарной сферы Украины, то подобные действия наверняка усилят политические конфликты и напряжение в украинском обществе, не в меньшей мере, чем это произошло после Харьковских договоренностей.

Скорее всего, произойдет активизация и расширение сотрудничества а гуманитарной и образовательной сфере, но без «интеграции», которая может вызвать очевидное неприятие и протесты части украинского общества.

Подготовил Олег Горбунов

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

14 июля 2017 года исполнилось четверть века со дня начала миротворческой операции в Южной Осетии. Между тем, эта дата и сегодня представляет значительный интерес не только как значимое юбилейное событие. В своем развитии грузино-осетинский конфликт прошел несколько этапов – от локального (даже не регионального) противостояния, малоизвестного и малоинтересного мировому сообществу, до события международного уровня.

Западные Балканы не сходят с повестки дня объединенной Европы. Они остаются основным резервом для расширения ЕС и в то же время являются источником постоянной напряженности. С одной стороны, перспектива вступления в Евросоюз стала для этих стран ключевым драйвером реформ и социально-экономического прогресса. С другой – регулярно возникают серьезные кризисы на Западных Балканах, и Брюссель часто вынужден брать на себя роль медиатора для их разрешения и купирования.

По масштабу перемен во французской политике победа Макрона на президентских и парламентских выборах сопоставима с приходом к власти Шарля де Голля. Соцпартия почти исчезла, в Национальном фронте и у республиканцев намечается раскол, на подъеме левые радикалы. Теперь вопрос, сможет ли новая политическая конструкция убедить французов согласиться на давно назревшие реформы в социальной сфере

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net