Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

27.05.2010 | Николай Пахомов

Война и мир после Фукуямы

Когда в 2008-ом году в Америке разразился кризис, Фрэнсис Фукуяма в одном из популярных американских журналов покаялся – мол, он, как и подавляющее большинство американских экспертов, ошибся в прогнозах бесконечного процветания и могущества для США. Однако заблуждался политолог не только в этом: обещанный им «конец истории» не наступил. Коммунистические идеи себя дискредитировали, вот только кризисов, конфликтов и насилия в международных отношениях от этого меньше не стало. В эти дни война между двумя корейскими государствами может начаться даже из-за незначительной ошибки какого-нибудь пограничника. И война эта может иметь перешагивающие региональный масштаб последствия.

26 марта южнокорейский корвет «Чхонан» взорвался и затонул в Жёлтом море. 46 моряков погибли. Спустя почти два месяца официальный Сеул завершил своё расследование и объявил, что причиной трагедии стала северокорейская торпеда, по всей видимости, выпущённая с подводной лодки. Это объявление дало старт набирающему обороты обмену жёсткими заявлениями между столицами двух корейских государств, теперь уже подкреплёнными серьёзными военными приготовлениями.

КНДР депортировала южнокорейских граждан, работавших в совместном промышленном парке на северокорейской территории, и разорвала все связи. Южная Корея прекратила экономическую помощь северному соседу. Войска приведены в состояние повышенной боеготовности. Руководители обоих государств постоянно обращаются к населению с обещанием эффективно защитить рубежи своих стран, правда, только в ответ на агрессию. То есть, начинать войну по собственной инициативе никто, даже оскорблённая нападением на корабль Южная Корея, не собирается.

Такая осторожность понятна: возможная война будет иметь самый разрушительный характер, она невыгодна никому. В военном плане технологическое преимущество у Южной Кореи, однако, у Северной есть свои козыри. Дело даже не в том, что современный военный корабль южан был потоплен «устаревшей» торпедой северян, да ещё и так, что разобраться в причинах произошедшего не могли два месяца. Куда большая проблема состоит в том, что Сеул расположен в зоне поражения даже далеко не самой современной артиллерии КНДР.

Однако и это не самое страшное: КНДР предусмотрительно обзавелась ядерной бомбой. Как ей распорядятся северокорейские руководители, в гуманизме и психическом здоровье которых у многих есть весьма обоснованные сомнения, - вопрос открытый. Не только Сеул, но и вся Южная Корея являются одним из моторов развития восточноазиатской, а значит и мировой экономик. И в куда более благополучные для мирового хозяйства времена это могло бы вызвать серьёзнейший кризис, сегодня же проблем хватает и без войны в Восточной Азии.

Ошибочно было бы думать, что Ким Чен Ир хочет войны, например, для того, чтобы распространить свой деспотизм на весь Корейский полуостров. Верховные северокорейские руководители должны предвидеть не только невозможность военного успеха, но и неизбежное падание собственной власти из-за тягот военной жизни. Если для Ким Чен Ира чувствительным ударом стала невозможность пить свой любимый коньяк в результате действия международных санкций, то бесстрашным воителем, готовым пойти на любые жертвы, он точно не выглядит. Некоторые эксперты предупреждают, что в северокорейском командовании существует значительная группа относительно молодых и патриотичных командиров, свято верящих в непобедимость армии КНДР. Однако если офицеры они действительно толковые и патриотичные, то воевать у них желания должно быть ещё меньше.

Опасна война двух Корей и для международного сообщества. Помимо опасности такой войны для мировой экономики, соседний Китай не может не учитывать, какое количество беженцев хлынет в Поднебесную из КНДР после начала военных действий. США на словах выражают готовность следовать своим союзническим обязательствам, но на деле для Соединённых Штатов, военные ресурсы которых перенапряжены, каждая, относительно редкая жертва войны в Афганистане становится трагедией. Если же на Корейском полуострове начнутся военные действия, да ещё и с применением ядерного оружия, американские потери могут быть сравнимы, как минимум, с потерями во Вьетнаме.

Обеспокоена за свою безопасность Япония, самые тяжелые последствия война может иметь и для России. В лучшем случае серьёзный экономический ущерб понесут европейцы. Но хотя война опасна для всех, и объективных причин для её начала нет, военные приготовления двух Корей продолжаются.

Вряд ли таким виделся мир в начале девяностых годов прошлого века господину Фукуяме и ещё целому ряду либеральных теоретиков международных отношений. События на планете оказалось не под силу контролировать не только США в одиночку, но даже и некая многосторонняя система на сегодняшний день реально не просматривается. Это хорошо, что большинство населения Земли озабочено повышением собственного благосостояния, не возможного без сотрудничества и стабильности. Но стоит проявиться какому-нибудь кризису, как даже самые могущественные державы торопятся сочинить лишь какие-то временные меры до следующего кризиса. Такая «система» не может функционировать вечно. Дипломаты и учёные разных государств должны как следуют задуматься над возможными системными решениями. У Фукуямы и таких же оптимистов вот уже двадцать лет после холодной войны решений этих нет.

Николай Пахомов - эксперт Института демократии и сотрудничества (Нью-Йорк)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net