Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

До губернаторских выборов в ряде регионов России осталась неделя. Главный вопрос, захвативший повестку вокруг единого дня голосования, – вероятность второго тура. 27 августа РБК со ссылкой на источники, близкие к Кремлю, опубликовал данные закрытых социологических исследований, проведенных для администрации президента, по результатам которых рейтинги всех врио губернаторов, участвующих в предстоящих 8 сентября выборах, позволяют им победить в первом туре.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

03.06.2010 | Николай Пахомов

Нюансы важны

На прошлой неделе администрация Барака Обамы представила новую стратегию национальной безопасности США. На первый взгляд, в документе нет ничего нового – список опасностей для Соединённых Штатов изменился мало, нет больших изменений ни в наборе инструментов, с помощью которых официальный Вашингтон этим опасностям собирается противостоять, ни тоне и лексике документа. Однако некоторые нюансы новой концепции убеждают в том, что в Америке идёт процесс переосмысления современных международных отношений и места в этих отношениях США.

При всей шумихе о начале в американской политике новой эпохи после прихода к власти Обамы, измениться многое и не могло – во-первых, президент – не человек с другой планеты, а вполне полноценный член американского политического класса; во-вторых, управлять страной в одиночку он не может, он руководит администрацией, сформированной этим же классом. Поэтому указывать на то, что многое в нынешней стратегии национальной безопасности напоминает политику прошлой администрации, смысла не много – больших изменений ожидать не стоило. Куда интересней задуматься о различающихся деталях.

Особенно на себя обращает внимание продолжающийся в американской внешней политике отход от готовности (или деклараций о наличии таковой) применять силу в форме и объёме, определяемых в Вашингтоне. Дело здесь не только в невозможности даже для США исполнять роль «мирового полицейского». Похоже, в странах Запада окончательно сформировался общественный консенсус по поводу неприемлемости войн. И произошло это не по каким-то высоким моральным соображениям.

Кант положил начало концепции «демократического мира», заявив, что демократические государства между собой не воюют. Теперь калининградского философа можно поправить дважды: демократические государства не просто не воюют между собой, они не воюют вообще, и делают это не потому, что демократические, а потому что граждане этих государств достигли такого уровня жизни, что войны стали для них слишком хлопотными и неприятными событиями.

Успех «Халибёртон» в годы правления воинственного младшего Буша во многом (помимо вице-президентства Дика Чейни) базировался на том, что компания была готова обеспечить американским солдатам в любой точке мира условия быта, близкие к домашним. Тяготы военной жизни для бойцов компенсировались изобильными поставками газировки и свежих видеоигр. Однако Обама прекрасно знает, насколько тяжелы такие войны для американского бюджета, поэтому в нынешней стратегии сделан ещё больший упор на многосторонний и дипломатический подход к решению основных проблем современности.

С какими же странами США собираются сотрудничать? Говоря кратко, со всеми, государств-врагов у Америки почти нет. Но если опять смотреть на нюансы, то обращает на себя внимание, насколько часто обещано сотрудничество с Китаем и Индией. Для российских же читателей концепции любопытно, что строго вместе с двумя азиатскими гигантами в числе важных партнёров США фигурирует Россия, которой раздаются комплименты, например, отмечено укрепление позиций России на международной арене за последние годы. Критическим по отношению к России можно назвать только пассаж об уважении США к территориальной ценности российских соседей.

В традициях американской внешней политики после холодной войны и многочисленность названных в концепции угроз для национальной безопасности США. Однако и здесь вроде бы небольшая, но серьёзная новинка – значительное внимание отведено внутренним проблемам. Названы и растущий государственный долг, устрашающий бюджетный дефицит и глубокие политические расколы в обществе.У американских консерваторов сегодня хватает целей для нападок на администрацию Обамы, поэтому выход новой стратегии национальной безопасности остался на периферии их внимания. Если бы покритиковать им было бы больше нечего, то не обошли бы они вниманием недостаток «патриотизма» новой концепции: вряд ли бы им понравилось такое признание внутренней слабости в главном документе, декларирующим готовность США защититься от внешних угроз.

Но для Обамы такое признание – ещё одна попытка обратить внимание общества и политиков на трудное внутреннее положение. Даже его новаторского запала и харизмы пока далеко не всегда хватает, чтобы повернуть страну к нужным и болезненным реформам. Помимо этого в очередной раз можно наблюдать и здоровый реализм Обамы: если у страны нет ресурсов для более амбициозной внешней политики, то почему бы об этом не заявить прямо? Куда хуже признаваться в этом задним числом, в очередной раз увязнув в какой-нибудь военной кампании.

Однако при всех своих политических талантах Обама не может придумать ничего кардинально нового, ни в конфигурации американских союзников, ни даже в теоретическом подходе к выработке внешней политики США. Даже от риторики, согласно которой Соединённые Штаты – мировой оплот народовластия, который будет отстаивать демократические идеи в планетарном масштабе, он отказаться не может.

Не стоит из-за этой риторики раздражаться и обвинять Обаму в коварных планах продолжить дело неоконсерваторов и насаждать демократию огнём и мечом – эта эпоха в американской внешней политике минула, пожалуй, безвозвратно. Точно также как и глупо пытаться «пнуть» сильно ослабшего американского гиганта – решение глобальных проблем без США невозможно настолько же, насколько Соединённые Штаты не способны обеспечить свою национальную безопасность без широкого международного сотрудничества.

Николай Пахомов - эксперт Института демократии и сотрудничества (Нью-Йорк)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net