Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

21.06.2010 | Татьяна Становая

Модернизация в рамках стабильности: противоречие или взаимодополнение?

18 июня президент России Дмитрий Медведев выступил на Санкт-Петербургском экономическом форуме с программной речью. Главной темой его выступления стала модернизация, которая уже легла в основу всей политико-экономической стратегии развития государства. Для Медведева это и персонально важная тема – концепция модернизации является своего рода альтернативой концепции энергетической державы. И, несмотря на то, что разворот в сторону модернизационного развития происходил консенсусно, сейчас это направление все равно тесно ассоциируется именно с именем президента.

Медведев в своем выступлении дал понять, что модернизация является безальтернативным вариантом развития страны и при этом вполне достижимым. По его словам, для достижения целей модернизации прежде всего нужна «умная политика», позволяющая, с одной стороны, «использовать наши возможности и конкурентные преимущества, а с другой - создающая механизмы постоянного самосовершенствования и развития».

Президент обозначил несколько важнейших направлений для реализации стратегии модернизации. Во-первых, это реформа бюджетной политики. «С 2011 года мы серьезно меняем бюджетную политику: переориентируем бюджет на реализацию конкретных программ и усиливаем акцент на основные приоритеты развития, - объявил президент. - Мы приняли сложное и важное решение уйти от практики финансирования бюджетных учреждений, не связанного с результатами их работы». Меняются и приоритеты финансирования в пользу более прогрессивных. Медведев также указал на важность постепенного снижения дефицита бюджета. «Самое главное, что бюджетный дефицит контролируется. Он находится в разумных пределах. Не подавляет задачи развития и с каждым годом будет уменьшаться», - сказал он.

Во-вторых, это реализация крупнейших инициатив в финансовой сфере: поддержка рубля как резервной региональной валюты и создание международного финансового центра. Тем более что президент констатировал начало выхода из кризиса. Как заявил Медведев, несмотря на кризис, размер активов России по итогам прошлого года составил около 1 трлн долларов. В Москве, по словам президента, уже достаточно хорошо развит финансовый рынок, на котором обращаются акции и облигации многих сотен эмитентов.

В-третьих, это снижение налогов для бизнеса в целях стимулирования экономического роста. Если бюджетная реформа была поддержана в интересах нынешнего министра финансов России Алексея Кудрина, то снижение налогов – это именно та линия, против которой Кудрин активно выступал последнее время. Несколько месяцев назад он утверждал, что потенциал для снижения налогов исчерпан. Медведев, напротив, заявил, что в ближайшие годы может быть рассмотрен вопрос общего снижения налогов для бизнеса в России и предоставлены дополнительные преференции инновационным компаниям.

В-четвертых, борьба с инфляцией остается одной из самых важных задач для властей России. По выражению Медведева, российскому правительству сейчас удалось «убить» инфляцию до 8-9% в год, и сейчас темп роста цен установился в районе 6%.

В-пятых, Медведев выступил с инициативой в течение года создать специальный инвестиционный фонд для привлечения стратегических инвесторов, в котором госсредства будут дополняться частным капиталом. «Я поручаю правительству проработать идею создания специального инвестиционного фонда, в котором государственные средства будут дополнены частным капиталом. Скажем, на один рубль государственных вложений рассчитывали бы привлечь три рубля частных инвестиций. Фонд будет заниматься привлечением в проекты стратегических инвесторов и софинансировать такие проекты», - сказал президент. Для Медведева было политически важно, чтобы эта инициатива прозвучала на форуме, в котором приняли участие целый ряд мировых лидеров (президент Франции Николя Саркози, генсек Лиги арабских государств Амр Муса, главный редактор газеты The Wall Street Journal Роберт Томсон, экс-председатель совета директоров Intel Крейг Баррет, глава Citigroup Викрам Пандит, управляющий Банком Израиля Стэнли Фишер, министр торговли Индии Ананд Шарма и др.) и где обсуждались проблемы развития не только российской, но и мировой экономики.

В-шестых, важнейшим обнародованным решением Медведева стало подписание указа, о чем рассказал в ходе своего выступления, о сокращении числа стратегических предприятий в пять раз, с 208 до 41, федеральных унитарных предприятий - с 230 до 159. Перечень стратегических предприятий утвержден указом президента в августе 2004 года. Предприятия из перечня могут быть включены в прогнозный план приватизации федерального имущества после принятия президентом РФ решения об исключении предприятий из числа стратегических или об уменьшении доли государства в уставном капитале акционерных обществ. Это также означает значительное облегчение доступа иностранных инвесторов на российский рынок. В пакете с этими мерами принято решение об облегчении визовых правил для иностранцев, в том числе бизнесменов, сообщил президент.

Наконец, важнейшим заявлением стало подтверждение приоритета о вступлении России в ВТО и ОЭСР. «Это не противоречит созданию Таможенного союза и ЕЭП», заявил Медведев.

Показательно, что Медведев в целом дал достаточно высокую оценку работе правительства, не концентрируя, правда, внимания именно на своем отношении к работе правительства, но указав на неплохие результаты как факт. Вопрос об отношениях между Медведевым как президентом и Путиным как премьером в последнее время активно обсуждается в СМИ, тем более что сами участники тандема давали для этого повод. Так, Владимир Путин в интервью французским СМИ перед визитом в Париж сказал, что у него нет проблем в отношениях с Медведевым. Правда, при этом он дал почву для множественных спекуляций в публичном пространстве, указав, что он обращается к президенту на «ты», в то время как президент к нему – на «вы».

На прошедшей неделе отношения с Путиным прокомментировал уже Медведев, причем также в весьма двусмысленном виде, если учесть «диархический» характер управления страной. В интервью WSJ президент заявил, что «с формальной точки зрения» его отношения с Путиным сильно изменились: «потому что я стал президентом, а он премьер-министром, и этим все сказано». «И я неоднократно об этом говорил. Потому что президент - это глава государства, верховный главнокомандующий. Премьер-министр занимается экономикой. Если же говорить о персональном факторе, то, наверное, они никак не изменились. У нас добрые и товарищеские отношения, общаемся, регулярно встречаемся, обсуждаем самые разные вопросы, а их достаточно. То есть с формальной точки зрения изменились очень сильно, а с личной, надеюсь, не изменились почти никак», - сказал он. Пожалуй, впервые Медведев также жестко указал на разницу в формальных статусах обоих. Еще год назад акцент делался совсем на другом: на достаточности полномочий премьера.

Сейчас все более обсуждаемой становится проблема противоречия между курсом Медведева и приоритетами Путина. На протяжении первого года тандемократии это решалось в основном за счет того, что оба соправителя указывали на разницу в стилистике и акцентах при подчеркивании консенсусного видения основных задач, которые стоят перед государством. Однако разница в самих подходах, методах управления и принципах, на которых строится политика, выглядит все более глубокой. Создается впечатление, что противоречие уже далеко не только стилистическое. Возникает вопрос: до какой степени обоим лидерам удастся действовать в рамках «единого курса», не войдя в конфликт подходов? Судя по всему, граница между возможностью совмещать оба подхода (стабильность и консерватизм, с одной стороны, и развитие, модернизация, с другой) и риском конфликта лежит в определении границы перемен. Эта граница лежит в плоскости политических преобразований: до тех пор, пока Медведев не затрагивает фундаментальные основы политического режима, его курс может более или менее сосуществовать с путинской системой. Однако как только будет затронута политическая составляющая, конфликт в этом случае может оказаться неизбежным.

Нынешний экономический форум отличается гораздо большей публичной активностью Медведева и его большей «зрелостью» как главы государства. Если в 2008 году новый курс воспринимался как курс тандема, то сейчас закрепилась «медведевизация» модернизационной повестки дня, в то время как «интеграция» Путина, его окружения и публичных приоритетов в новую повестку дня в полной мере пока не состоялась.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net