Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

21.06.2010 | Татьяна Становая

Модернизация в рамках стабильности: противоречие или взаимодополнение?

18 июня президент России Дмитрий Медведев выступил на Санкт-Петербургском экономическом форуме с программной речью. Главной темой его выступления стала модернизация, которая уже легла в основу всей политико-экономической стратегии развития государства. Для Медведева это и персонально важная тема – концепция модернизации является своего рода альтернативой концепции энергетической державы. И, несмотря на то, что разворот в сторону модернизационного развития происходил консенсусно, сейчас это направление все равно тесно ассоциируется именно с именем президента.

Медведев в своем выступлении дал понять, что модернизация является безальтернативным вариантом развития страны и при этом вполне достижимым. По его словам, для достижения целей модернизации прежде всего нужна «умная политика», позволяющая, с одной стороны, «использовать наши возможности и конкурентные преимущества, а с другой - создающая механизмы постоянного самосовершенствования и развития».

Президент обозначил несколько важнейших направлений для реализации стратегии модернизации. Во-первых, это реформа бюджетной политики. «С 2011 года мы серьезно меняем бюджетную политику: переориентируем бюджет на реализацию конкретных программ и усиливаем акцент на основные приоритеты развития, - объявил президент. - Мы приняли сложное и важное решение уйти от практики финансирования бюджетных учреждений, не связанного с результатами их работы». Меняются и приоритеты финансирования в пользу более прогрессивных. Медведев также указал на важность постепенного снижения дефицита бюджета. «Самое главное, что бюджетный дефицит контролируется. Он находится в разумных пределах. Не подавляет задачи развития и с каждым годом будет уменьшаться», - сказал он.

Во-вторых, это реализация крупнейших инициатив в финансовой сфере: поддержка рубля как резервной региональной валюты и создание международного финансового центра. Тем более что президент констатировал начало выхода из кризиса. Как заявил Медведев, несмотря на кризис, размер активов России по итогам прошлого года составил около 1 трлн долларов. В Москве, по словам президента, уже достаточно хорошо развит финансовый рынок, на котором обращаются акции и облигации многих сотен эмитентов.

В-третьих, это снижение налогов для бизнеса в целях стимулирования экономического роста. Если бюджетная реформа была поддержана в интересах нынешнего министра финансов России Алексея Кудрина, то снижение налогов – это именно та линия, против которой Кудрин активно выступал последнее время. Несколько месяцев назад он утверждал, что потенциал для снижения налогов исчерпан. Медведев, напротив, заявил, что в ближайшие годы может быть рассмотрен вопрос общего снижения налогов для бизнеса в России и предоставлены дополнительные преференции инновационным компаниям.

В-четвертых, борьба с инфляцией остается одной из самых важных задач для властей России. По выражению Медведева, российскому правительству сейчас удалось «убить» инфляцию до 8-9% в год, и сейчас темп роста цен установился в районе 6%.

В-пятых, Медведев выступил с инициативой в течение года создать специальный инвестиционный фонд для привлечения стратегических инвесторов, в котором госсредства будут дополняться частным капиталом. «Я поручаю правительству проработать идею создания специального инвестиционного фонда, в котором государственные средства будут дополнены частным капиталом. Скажем, на один рубль государственных вложений рассчитывали бы привлечь три рубля частных инвестиций. Фонд будет заниматься привлечением в проекты стратегических инвесторов и софинансировать такие проекты», - сказал президент. Для Медведева было политически важно, чтобы эта инициатива прозвучала на форуме, в котором приняли участие целый ряд мировых лидеров (президент Франции Николя Саркози, генсек Лиги арабских государств Амр Муса, главный редактор газеты The Wall Street Journal Роберт Томсон, экс-председатель совета директоров Intel Крейг Баррет, глава Citigroup Викрам Пандит, управляющий Банком Израиля Стэнли Фишер, министр торговли Индии Ананд Шарма и др.) и где обсуждались проблемы развития не только российской, но и мировой экономики.

В-шестых, важнейшим обнародованным решением Медведева стало подписание указа, о чем рассказал в ходе своего выступления, о сокращении числа стратегических предприятий в пять раз, с 208 до 41, федеральных унитарных предприятий - с 230 до 159. Перечень стратегических предприятий утвержден указом президента в августе 2004 года. Предприятия из перечня могут быть включены в прогнозный план приватизации федерального имущества после принятия президентом РФ решения об исключении предприятий из числа стратегических или об уменьшении доли государства в уставном капитале акционерных обществ. Это также означает значительное облегчение доступа иностранных инвесторов на российский рынок. В пакете с этими мерами принято решение об облегчении визовых правил для иностранцев, в том числе бизнесменов, сообщил президент.

Наконец, важнейшим заявлением стало подтверждение приоритета о вступлении России в ВТО и ОЭСР. «Это не противоречит созданию Таможенного союза и ЕЭП», заявил Медведев.

Показательно, что Медведев в целом дал достаточно высокую оценку работе правительства, не концентрируя, правда, внимания именно на своем отношении к работе правительства, но указав на неплохие результаты как факт. Вопрос об отношениях между Медведевым как президентом и Путиным как премьером в последнее время активно обсуждается в СМИ, тем более что сами участники тандема давали для этого повод. Так, Владимир Путин в интервью французским СМИ перед визитом в Париж сказал, что у него нет проблем в отношениях с Медведевым. Правда, при этом он дал почву для множественных спекуляций в публичном пространстве, указав, что он обращается к президенту на «ты», в то время как президент к нему – на «вы».

На прошедшей неделе отношения с Путиным прокомментировал уже Медведев, причем также в весьма двусмысленном виде, если учесть «диархический» характер управления страной. В интервью WSJ президент заявил, что «с формальной точки зрения» его отношения с Путиным сильно изменились: «потому что я стал президентом, а он премьер-министром, и этим все сказано». «И я неоднократно об этом говорил. Потому что президент - это глава государства, верховный главнокомандующий. Премьер-министр занимается экономикой. Если же говорить о персональном факторе, то, наверное, они никак не изменились. У нас добрые и товарищеские отношения, общаемся, регулярно встречаемся, обсуждаем самые разные вопросы, а их достаточно. То есть с формальной точки зрения изменились очень сильно, а с личной, надеюсь, не изменились почти никак», - сказал он. Пожалуй, впервые Медведев также жестко указал на разницу в формальных статусах обоих. Еще год назад акцент делался совсем на другом: на достаточности полномочий премьера.

Сейчас все более обсуждаемой становится проблема противоречия между курсом Медведева и приоритетами Путина. На протяжении первого года тандемократии это решалось в основном за счет того, что оба соправителя указывали на разницу в стилистике и акцентах при подчеркивании консенсусного видения основных задач, которые стоят перед государством. Однако разница в самих подходах, методах управления и принципах, на которых строится политика, выглядит все более глубокой. Создается впечатление, что противоречие уже далеко не только стилистическое. Возникает вопрос: до какой степени обоим лидерам удастся действовать в рамках «единого курса», не войдя в конфликт подходов? Судя по всему, граница между возможностью совмещать оба подхода (стабильность и консерватизм, с одной стороны, и развитие, модернизация, с другой) и риском конфликта лежит в определении границы перемен. Эта граница лежит в плоскости политических преобразований: до тех пор, пока Медведев не затрагивает фундаментальные основы политического режима, его курс может более или менее сосуществовать с путинской системой. Однако как только будет затронута политическая составляющая, конфликт в этом случае может оказаться неизбежным.

Нынешний экономический форум отличается гораздо большей публичной активностью Медведева и его большей «зрелостью» как главы государства. Если в 2008 году новый курс воспринимался как курс тандема, то сейчас закрепилась «медведевизация» модернизационной повестки дня, в то время как «интеграция» Путина, его окружения и публичных приоритетов в новую повестку дня в полной мере пока не состоялась.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net