Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

07.07.2010 | Олег Громов

Мифы и реалии борьбы с коррупцией

В России практически с самого начала президентства Дмитрия Медведева активно заговорили об «усилении мер по борьбе с коррупцией». Однако каждый, кто живет в России и не потерял чувство реальности скажет, что по большей части нынешний уровень антикоррупционных мер недостаточен.

Причин несколько:

- нежелание и техническая неспособность чиновников и партфункционеров бороться с коррупцией, в которой они давно погрязли;

- явное нежелание законодателей и шире – властей бороться с причинами, а не последствиями коррупции – забюрократизированностью, чрезвычайной сложностью различных процедур (типа получения населением различных «бумажек»), что приводит к желанию населения дать взятку для скорейшего прохождения этих процедур, отсутствием четкой и эффективной системы органов по борьбе с коррупцией (часто сами «борцы» являются рассадниками);

- нарастающая закрытость чиновников как социального слоя, что не способствует здоровой конкуренции в их среде, а лишь порождает фаворитизм в разных проявлениях, клановость и оторванность от реальности и проч. и проч.

Хуже того, иногда слышны голоса в пользу легализации платных услуг чиновников, что говорит о неспособности государства решить проблему взяток.

«Вертикаль власти», построенная на «чувстве локтя», воспроизводит саму себя, не заботясь об издержках – росте коррупции и понижении эффективности управления. В итоге ставится вопрос о жизнеспособности такой системы и ее руководителей. Ни одна реформа в России не может быть проведена без борьбы с коррупцией. Эта проблема приняла характер национального бедствия. И поэтому ее решение превращается в один из наиглавнейших интересов России.

Как ее решить? На мой взгляд, это потребует одновременных действий по нескольким направлениям:

ПЕРВОЕ. Ужесточение наказания за коррупцию. С учетом характера этого преступления, его роли для России, рационально максимально ужесточить наказание за ее даже самые малые проявления. Учитывая, что средняя заработная плата по России официально оценивается чуть более чем в 20 тыс. руб. (по данным Росстата на май 2010 года; фактически – еще меньше, учитывая реальное положение в регионах), то любая взятка, превышающая эту сумму, должна жестко пресекаться смертной казнью. Причем по отношению к обоим лицам – дающему и получающему. Только такой порядок может радикально сократить коррупционные проявления.

ВТОРОЕ. Изменением способа подбора кадров в государственные (в особенности – силовые) органы. В качестве первого шага здесь следует просто повысить сложность вступительных экзаменов. Поступающие обязаны сдавать экзамены по русскому языку (сочинение – для проверки уровня мыслительных способностей), математике (для улучшения аналитических способностей), а также по истории Отечества (каждый слуга государства должен знать, какому обществу он служит). Это отсеет большое число малообразованных конъюнктурщиков, которых часто можно встретить на низовых должностях в МВД.

ТРЕТЬЕ. Изменить структуру государственных органов, осуществляющих надзор за проявлениями коррупции. Сейчас эти функции распылены между МВД, ФСБ и Генпрокуратурой. Это порождает путаницу в обязанностях. Сами же МВД и ФСБ не могут эффективно исполнять надзор сами за собой. Логично было бы дать надзорные функции особым органам, которые бы не были связаны с исполнением других обязанностей. То есть оставить эти функции за Генпрокуратурой, а также сформировать НОВЫЙ орган – Национальный антикоррупционный комитет, который бы профессионально занимался борьбой с коррупцией, анализом антикоррупционного опыта в других странах и проч. (разумеется, этот орган должен формироваться с чрезвычайно осторожным подбором кадров – не из высших чиновников-силовиков, которые слишком долго находились в коррупционной среде; есть резон пригласить представителей Сингапура, Финляндии, Новой Зеландии и других стран, в которых коррупция имеет крайне низкий уровень).

ЧЕТВЕРТОЕ. Ввести принцип отчетности по доходам в первую очередь у должностных лиц, депутатов высших уровней и членов их семей (Президент, Правительство, Парламент, высшие суды, службы, агентства – на уровне Федерации и регионов), что и пытаются сделать сейчас (крайне осторожно). Однако вместе с тем, необходимо ввести принцип ответственности этих лиц за свои расходы превышающие доходы.

ПЯТОЕ. Упростить делопроизводство, чтобы сократить почву для коррупции: упростить оформление справок, выдачу квитанций и проч. (через Интернет и посредством безналичных расчетов).

Существует множество причин, по которым чиновники часто пытаются отвести глаза от реальной потребности реформировать систему госуправления. Из расхожих аргументов против ужесточения борьбы с коррупцией можно привести:

- приоритет эволюционных методов над революционными; но, позвольте! Если страна тратит ежегодно миллиарды рублей на откаты чиновникам, казнокрадство и проч., то как она может соответствовать требованиям современного государства – гибкого, оперативно решающего все новые внутренние и внешние вызовы? Ответ – никак! Это вопрос выживаемости страны. Выбор – либо тихий хоспис, либо ужесточение антикоррупционной политики, которой следует бояться лишь самим коррупционерам;

- далее – боязнь ошибки судей, по приговору которых может быть казнен невинный. Предлагаю взглянуть на проблему с иной стороны – сколько человек Россия теряет ежегодно из-за социальной стагнации, неспособности построить эффективную модель госуправления, невозможности осуществить действенные преобразования в политике и экономике? Десятки и сотни тысяч людей. При явно больших масштабах коррупции ужесточения соответствующих мер стоит бояться лишь тем, кто систематически применяет эту самую коррупцию. Страх действует безотказно – антикоррупционная культура разовьется быстро.

Олег Горбунов – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net