Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Предвыборная гонка в Украине, за которой внимательно следили и в России, подошла к концу. 21 апреля во втором туре встретились действующий президент Украины Петр Порошенко и актер Владимир Зеленский, известный главной ролью в популярном телевизионном сериале «Слуга народа». Первое место со значительным отрывом занял Владимир Зеленский – по предварительным данным, он получил около 73% голосов. Петр Порошенко набрал около 25 голосов избирателей.

Бизнес

Арест зампреда правления Пенсионного фонда России Алексея Иванова связан с историей крушения бизнеса братьев Алексея и Дмитрия Ананьевых. Иванов ранее был топ-менеджером компании «Техносерв», основанной Ананьевыми – в ней прошел обыск в связи с делом Иванова.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

08.07.2010 | Валерий Зубов

Кризис - повод для эффективных перемен

Кризисы масштаба, через который проходит мировая экономика, предполагают для своего завершения не восстановление прежних «порядков», а создание принципиально новых условий взаимодействия государства и бизнеса, организации производства, стимулов для инноваций, финансового обеспечения социальных обязательств, более открытых взаимоотношений с внешними партнерами. Успешного возврата к докризисному благодушию не будет. Нам придется пройти через целый ряд сложных решений, итогом которых должны стать качественные изменения в эффективности производства.

Оценивать проводимую экономическую политику следует не по приросту ВВП, отдельных отраслей и даже не по темпу инфляции, а по показателям эффективности задействованных средств и появлению на рынке новых отечественных продуктов.

Должна быть адекватная реакция на принципиально новые явления в мировой экономике в целом: радикальные изменения в организации международных инвестиционных потоков, сланцевый газ, автомобильное перепроизводство, новая американская космическая программа, попытка смещения акцентов в китайской экономической политике на решение внутренних проблем, более широкое вовлечение зарубежного капитала в индийскую экономику, расширяющийся выход на внешние рынки южно-корейской продукции и т.п. . Опасно принижать уровень стоящих перед нами задач. И скорость их реализации должны осуществляться с учетом усиления глобальной конкуренции.

Выбор успешных решений во многом должна определятся широтой общественной дискуссии с использованием основных средств массовой информации. Среди неотложных перезревших решений мне видятся следующие. Во-первых, установление единых правил поведения на рынке, в первую очередь между бизнесом и государством. Государство не имеет морального права требовать снижения цен от непосредственных производителей, если само выступает инициатором их роста в базовых отраслях – ЕМ. В течение почти десяти лет эксперты и наблюдатели подчеркивают, что принятие ФЗ «О государственном регулировании тарифов на услуги ЕМ» поставило бы проблему ценообразования на твердый юридический фундамент и заложило бы основы для стимулов снижения издержек всех хозяйствующих субъектов.

Во-вторых, необходимо вернуться к прогрессивной шкале налогообложения физических лиц и дифференцированной шкале налога на прибыль в зависимости от стадии технологического передела. Избирательная поддержка через прямые дотации ведёт к развращению ме6неджмента предприятий-счастливчиков.

В-третьих, стоит вновь обратиться к опыту «бюджетирования по целям», о чем сейчас начинает говорить правительство РФ. Первым шагом здесь должно быть внесение изменений в законодательство, касающееся контроля за бюджетными средствами, выделенных госкорпорациям, в первую очередь «дорожных» и «жилищных» денег.

В-четвертых, модернизация экономики предполагает ее диверсификацию и естественное сокращение рабочих мест на «системообразующих» предприятиях, которые вынуждены повышать свою производительность труда. Во избежание социального напряжения необходимо опережающее создание новых рабочих мест через развитие малого бизнеса. Исходное условие - введение постоянного мониторинга развития МБ, особо отслеживание его кредитование госбанками, кредитование старых производств или новых? Приостановление на время реорганизации МВД всех видов экономических проверок этим ведомством.

В-пятых, для повышения мобильности рабочей силы следует создать государственную поддержку системы арендного жилья. Необходимо признать факт, что делая акцент на индивидуальном жилье, мы завышаем его стоимость и, как следствие, сужаем круг тех, кто нуждается в улучшении жилищных условий, в первую очередь среди молодежи, что сдерживает необходимую трудовую миграцию.

В-шестых, сегодня только запредельная коррупция является фактором, сдерживающим рост прямых иностранных инвестиций – главного генератора новых технологий, продуктов, современных бизнес-практик и высокодоходных рабочих мест.

В-седьмых, для создания устойчивых источников модернизации производства необходимо вернуться к истокам формирования институтов развития. Они, как и задумывалось, должны стимулировать внедрение новых технологий, а не поддерживать на плаву «производственный собес». Не следует потенциальные фонды долгосрочного инвестирования использовать на текущие нужды. Как источник долгосрочных инвестиций должны быть задействованы и ЗВР ЦБ. На позитивную диверсификацию экономики работало бы укрепление национальной валюты.

И, наконец, внести изменения в НК, привязывающие уплату налогов к месту их генерации. Установить категорическое табу на любые формы повышения налогообложения бизнеса. Помимо важно помнить, что разукрупнение крупных хозяйственных субъектов– одно из условий расширения кредитования. В условиях искусственно созданных производственных конгломератов инвесторы не могут выделить потенциально рентабельные бизнесы, что сдерживает получение финансовых средств реальным сектором при очевидном избытке денежных средств в финансовой системе.

Кризис всегда объективный повод для эффективных перемен. Фракция «СР» не согласится с попытками Правительства сохранить «старую крепость». Но поддержит его усилия на создание действительно новой экономики, отдавая себе отчет в том, что это потребует более серьезного напряжения общественных сил, чем просто использование «заначек» от предшествующего периода высокой сырьевой конъюнктуры.

Валерий Зубов - депутат Госдумы; профессор Сибирского федерального университета и бизнес-школы МГУ

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Год назад в Армении произошла «бархатная революция». К власти пришло новое правительство, после чего политический ландшафт республики значительно изменился. Досрочные выборы Национального собрания, городского парламента Еревана (Совета старейшин), реформы судебной системы, появление новых объединений и реконфигурация (если угодно ребрэндинг) старых — вот далеко не полный перечень тех перемен, которые сопровождали страну в течение последнего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net