Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

19.07.2010 | Марина Войтенко

Банковское регулирование – начало реконструкции

Минувшая неделя порадовала инвесторов и финансовых аналитиков позитивной банковской отчетностью за второй квартал. Российский фондовый рынок, как и его зарубежные аналоги, «вынырнул» после очередного погружения на дно. В лидерах роста – акции Сбербанка, прибавившие 14 июня 2,34% на фоне хорошего отчета по РСБУ за первое полугодие. Тем не менее, в среднесрочной перспективе этот тренд вряд ли продолжится, и российские индексы продолжат следовать за динамикой заокеанских индикаторов1 . Ведь существует вероятность того, что отчетность получится позитивной, а макроэкономическая статистика не оправдает ожиданий. Тогда рынку придется выбирать, кому верить. Вполне вероятно - в ближайшую неделю выбор будет сделан в пользу отчетов, во многом благодаря тому, что в предыдущие месяцы биржевые индексы изрядно падали на ожиданиях второй волны рецессии и развитии долгового кризиса в Европе. Поэтому негатив по статистике уже частично заложен в цене бумаг (даже июньский спад производства в РФ на 0,4% по сравнению с маем не вызвал значимой реакции отечественного рынка), а хорошая отчетность нет.

Конечно, еврооблигации российских банков представляются относительно недооцененными по сравнению с бумагами сопоставимых кредитных организаций других развивающихся стран. Понятно, что бумаги Сбербанка и ВТБ по-прежнему будут продолжать пользоваться спросом, но вот что с остальными … Ведь сейчас довольно сложно предположить какой будет видеться ситуация в целом в банковском секторе уже к концу года, когда начнут действовать многие из новаций регулятора. Так, 1 июля закончили действовать введенные Центробанком в начале кризиса либеральные правила учета просроченной задолженности, позволяющие не учитывать ряд проблемных кредитов при формировании банковских резервов. Отчетность по докризисным стандартам появится только через месяц. Правда, оценивать по-новому будут только «свежие» обязательства. Вся проблемная «кризисная» задолженность останется в сфере действия льготных условий оценки. Однако анализ новых отчетов и оборотных ведомостей вкупе с уже сложившимся в профессиональном сообществе мнении о реальном уровне «плохих долгов» (20-25%) даст экспертам возможность прийти к значимым для инвесторов выводам.

Основные же события, определяющие новые параметры существования банковской системы, начнут разворачиваться осенью, когда Госдума получит очередной пакет законодательных инициатив денежных властей. Но и сейчас уже многие условия будущей жизни кредитных организаций, определяемые регуляторами, вполне поддаются идентификации. Начиная с апреля, был принят ряд принципиальных решений, направленных как на демотивацию банков к дополнительным рискам, так и на последовательное (но постепенное!) свертывание антикризисной поддержки.

30 июня 2010 года совет директоров Банка России, оставив ставку рефинансирования на уровне 7,75%, объявил тем самым паузу в политике «дешевых денег». Эксперты отмечают обоснованность этого шага в свете поддержания элементарных условий макроэкономической стабильности: быстрый рост денежного предложения и прекращение действия эффекта «низкой базы» сохраняют риски ускорения инфляции во втором полугодии. Кроме того, низкие ставки ЦБ провоцируют банки на решения с повышенными рисками, которые вполне могут реализоваться при более высоком росте цен.

Уровень ставки рефинансирования Банка России при всей важности для макропропорций для непосредственной деятельности кредитных учреждений играет, скорее, общефоновую роль. Другие меры, принятые регулятором, - куда более чувствительны.

1 апреля 2010 года ЦБ РФ сообщил о приостановлении с октября текущего года проведения аукционов на предоставление кредитов без обеспечения на срок более пяти недель, а с 1 января 2011 года – на все сроки2 . Решение - ожидаемое и знаковое, показавшее, что банковская система в целом входит в колею нормального развития. Проблемы с возвратом этих кредитов у отдельных банков (как в случае с Межпромбанком), очевидно будут «расшиваться» в точечном режиме. Другая значимая новация – ужесточение со второго полугодия требований к оценке кредитного риска, то есть возврат норм резервирования к докризисному состоянию (об этом сказано выше). По оценке Банка России, из-за отмены льготного режима банкам придется увеличить резервы на 50-90 млрд рублей.

«Раскошеливаться» придется и по поводу других принятых и намечающихся решений. С первого июля изменен расчет норматива по достаточности капитала – в него включен операционный риск. ЦБ РФ готовит нормативный акт, согласно которому за недоначисление резервов по кредитам, переданным закрытым ПИФам (практика очень распространенная в 2009 году) банк, совершивший такую операцию, может лишиться лицензии. Эксперты полагают, что такое ужесточение может привести к росту отчислений в резервы еще на 20-25%.

Впрочем, лишиться лицензии теперь можно и за предоставление недостоверной отчетности. Первой жертвой уже стал Удмуртский пенсионный банк, которому незадолго до этого был введен запрет на прием вкладов населения. Напомним, что ЦБ расширил перечень отчетностей, рекомендованных к публикации в открытом доступе. В их числе теперь размещение на сайте регулятора не только оборотной ведомости бухгалтерского учета и отчета о прибылях и убытках, но сведений о нормативах и капитале. Ужесточение требований к информационной открытости коснулось и банков, уполномоченных для размещения пенсионных накоплений граждан. Половина из них с первого июня лишилась доступа к этому ресурсу после того, как главным критерием надежности стало наличие рейтинга международного рейтингового агентства.

Конечно, всегда можно сказать, что ЦБ проводит сбалансированную регулятивную линию. Так, возврат ко многим докризисным нормам в текущих условиях скомпенсирован, например, решением о снижении ставок по субординированным кредитам с 8-9,5% до 6,5-7,5% (6,5% для тех, кто получил суборды по программе один к одному; 7,5% для привлекавших ресурсы в расчете 3 рубля кредитов на 1 рубль собственных средств). Тем не менее, представляется, что Банк России все же намерен повысить послекризисную регулятивную планку3 . Об этом позволяют судить планы запретить кредитным учреждениям вводить комиссии за пополнение вкладов, намерение установить с 2011 года резервирование по непрофильным активам на балансах; а также объявленный переход (естественно, когда потребуется сдерживать заимствования банков за рубежом4 ) к дифференцированным нормам ФОР в зависимости от того, кто является кредитором банка – резидент или нерезидент.

Вместе с тем, до окончания свертывания антикризисной поддержки остается время, по меньшей мере, до октября, когда ЦБ придется принимать окончательное решение продлять или нет мораторий на исключение банков из системы страхования вкладов. Предсказать каким оно будет сейчас сложно: число банков, сохраняющих членство в системе лишь благодаря мораторию, по итогам первого квартала утроилось, достигнув 75. По прогнозам регулятора, к концу лета в защите моратория будут нуждаться уже не менее ста кредитных учреждений. Ясно одно, выбор будет очень непростым.

В осеннюю сессию Госдума РФ рассмотрит ряд законодательных инициатив, касающихся банковского сектора. В их числе, например, законопроект «О потребительском кредитовании», предполагающий учреждение института банковского омбудсмена, который бы работал над разрешением конфликтов между банками и заемщиками (прежде всего, физлицами и малыми предприятиями). Другая правовая новелла касается страхования средств на банковских счетах индивидуальных предпринимателей через систему страхования вкладов с аналогичными размерами компенсаций (до 700 тысяч рублей на человека).

Обращает на себя внимание и предложение законодательно расширить возможности ЦБ мониторить финансовое состояние владельцев банков с тем, чтобы у них не возникала экономическая мотивация «затыкать» свои проблемы за счет средств контролируемых ими кредитных учреждений. Развитие событий вокруг Межпромбанка, допустившего сначала технические, а затем и фактические дефолты по еврооблигациям и другим займам, очевидно, лишь добавит аргументов в пользу этой идеи.

Между тем, представляется, что главные направления развития регулятивных мер в перспективе будут определяться задачами повышения конкурентоспособности российского банковского сектора. В последнем перечне 500 крупнейших компаний, регулярно публикуемом Financial Times, банки заняли первое место по капитализации. Суммарный итог доли в 17,15%, приходящейся на 69 компаний сектора, составил более $4 трлн. Второе место заняли нефтяные и газовые компании (доля – 13,42%, суммарная капитализация - $3,153 трлн), третье – фармацевтика и биотехнологии (6,25% и 1,468 трлн) Среди мировых грандов, по версии FT, оказались Сбербанк (86-е место) и ВТБ (263-е место). Но даже у них капитал первого уровня на порядок ниже, чем у лидеров мирового банковского бизнеса5 . Что же говорить в целом о банковской системе России, суммарный капитал которой почти равен показателям одного лишь Bank of America Corp. (примерно $160 млрд).

Не исключено, что осенью дискуссия по увеличению требований к минимальному капиталу банков развернется с новой силой. Напомним, с 1 января 2012 года минимальный размер капитала банков будет увеличен до 180 млн рублей. В ноябре 2009 года вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин предложил увеличить минимальный размер капитала банка сразу до 1 млрд рублей к середине 2015 года. В осеннюю сессию 2010 года Минфин планировал внести соответствующий проект закона в Государственную Думу. Вполне понятно, что значительной части российских банков планка минимального капитала в 1 млрд рублей будет сложным препятствием для присутствия на рынке. Согласно экспертным оценкам, уже около 20% банков не справляются даже с существующим на настоящий момент минимумом в 90 млн рублей.В то же время, по мнению премьер-министра Владимира Путина, «нам следует искать ресурсы для повышения капитализации отечественных банков за счет их собственных доходов и инвестиций собственников». Стимулирование этого процесса (в том числе и за счет продажи госпакетов акций госбанков), похоже, претендует на статус №1 в перспективной послекризисной регулятивной повестке.

Не менее важна, однако, и консолидация банковской системы. Правительство РФ облегчило условия будущих альянсов: при контроле за слиянием или присоединением кредитных организаций пороговое значение стоимости активов банков, не требующее согласования с ФАС, повышено до 33 млрд рублей с 24 млрд рублей. До конца года, по экспертным оценкам, ожидается 5-6 слияний. До 1-1,5% банковских активов будет присоединено к другим кредитным учреждениям. Правда, это без учета возможного приобретения ВТБ Транскредитбанка6 .

Укрупнение банков корреспондирует с другим важнейшим (и пока еще плохо оформленным) пунктом перспективной регулятивной повестки, а именно стимулированием роста производительности труда. Резервы здесь поистине огромны. Ее общий уровень по сравнению с аналогичным показателем для банковской системы США составляет лишь 11%. Аналитики и участники рынка считают, что причина тому, прежде всего, высокая трудоемкость процессов и низкая доля электронных платежей. Еще один существенный фактор – избыточное, а порой и попросту архаичное регламентирование со стороны ЦБ. По оценкам McKinsey, российским банкам требуется предоставить в ЦБ 74 различные формы отчетов. В США банки направляют в ФРС один отчет один раз в 15 дней. Посткризисная банковская повестка должна включать в себя, считают эксперты ИНСОР, и реформирование самого регулятора. Готов ли он к этому, станет понятно уже в ближайшее время.

Марина Войтенко – руководитель департамента информационных программ Центра политических технологий



1. Уже в четверг настроение участникам рынка испортила макроэкономическая статистика из Америки: ФРС США опубликовало данные о снижении прогноза роста экономики США в 2010г. до 3-3,5%; Госбюро статистики КНР опубликовал отчетность о снижение роста ВВП Китая во II квартале текущего года на 1,6%, по сравнению с I кварталом. Лидерами падения на ММВБ стали акции Сбербанка, которые упали на 1,48%, «ВТБ» - на 1,26%
2. Напомним, что ЦБ РФ в качестве процентов по беззалоговым кредитам получил 200 млрд рублей.
3. Эстафету ЦБ по ужесточению регулирования, похоже, готовы принять Роспотребнадзор, увеличивший число проверок, и Федеральная антимонопольная служба, предложившая ввести дополнительное налогообложение банков, получивших доходы от кредитования по повышенным ставкам. Сам Банк России и Минфин эту инициативу не поддерживают, усматривая в ней подмену регулирования администрированием. Точку же в споре банкиров с Роспотребнадзором должна поставить Генпрокуратура по итогам проверки жалобы, с которой обратилась Ассоциация российских банков (АРБ).
4. Некоторые шаги в этом направлении уже принимаются. Государственная Дума 16 июля в последний день весенней сессии приняла в третьем окончательном чтении поправки в Налоговый кодекс (второе чтение прошло 9 июля). Согласно внесенным в НК изменениям, с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012-го предельная величина процентных выплат, которую валютный заемщик может списать на расходы и тем самым снизить налогооблагаемую базу, будет равна ставке рефинансирования ЦБР, умноженной на 0,8, по займам в рублях — ставке рефинансирования ЦБР, увеличенной в 1,8 раза. На настоящий момент соотношение не в пользу рублевых займов - в действующей редакции кодекса на расходы относятся проценты в размере не больше ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,1 раза — по долгам в рублях и равной 15% - по обязательствам в иностранной валюте. То есть, поправка направлена на дестимулирование внешних заимствований российских банков и компаний с помощью налоговых инструментов.
5. В ежегодном рейтинге тысячи крупнейших банков журнала The Banker Сбербанк и ВТБ в первой сотне (43-е и 65-е места) с капиталом $23,946 млрд и $16,036 млрд. Для сравнения: капитал занимающего 10-е место в мировой табели о рангах Barclays (Великобритания) $80,499 млрд. Капитализация же каждого глобального банка из первой тройки: Bank of America, JP Morgan, Citigroup составляет $127 до $160 млрд.
6. По итогам первого квартала 2010 года Транскредитбанк занял 14-е место по размеру активов (294,6 млрд рублей или $9,5 млрд). У него также есть развитая региональная сеть – 300 отделений.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net