Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

До губернаторских выборов в ряде регионов России осталась неделя. Главный вопрос, захвативший повестку вокруг единого дня голосования, – вероятность второго тура. 27 августа РБК со ссылкой на источники, близкие к Кремлю, опубликовал данные закрытых социологических исследований, проведенных для администрации президента, по результатам которых рейтинги всех врио губернаторов, участвующих в предстоящих 8 сентября выборах, позволяют им победить в первом туре.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

27.07.2010 | Екатерина Поспелова

Бумажный авиапром

Российские авиапроизводители рапортуют о своем успехе на авиасалоне «Фарнборо-2010». Им удалось заключить контрактов на сумму более 10 млрд долларов. Локомотивом этого успеха стали контракты на поставку Superjet 100 и самолетов МС-21 на общую сумму чуть более 9,5 млрд долларов. Казалось бы, успех российских компаний на «Фарнборо» дает повод говорить о начале возрождения гражданской авиации России. Однако по существу все контракты подписаны на еще не существующие самолеты, да и сами компании вызывают определенные сомнения…

Напомним, компания «Иркут» подписал контракт на сумму в 3 млрд долларов на поставку малазийской Crecom Burj Resources 50 самолетов МС-21. Лизинговая компания «Ильюшин Финанс» также подписала с «Иркутом» соглашение о намерениях приобрести 50 самолетов МС-21. Сделка оценивается в 3 млрд долларов. Как отметил глава «Ильюшин Финанс» Александр Рубцов, на самом деле цена в твердом контракте будет значительно меньше каталожной цены – 31 млн долларов. Остальные 3 млрд долларов заработала компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). Среди ее заказчиков – «Газпромавиа», бермудская авиакомпания Pearl Aircraft, тайская Orient Thai Airlines и индонезийской Kartika Airlines.

Неужели мы являемся свидетелями начала возрождения гражданской авиации России? Однозначно ответить на этот вопрос позитивно мешают некоторые обстоятельства. Дело в том, что все контракты подписаны на еще не существующие самолеты (так, МС-21 запустят в лучшем случае к 2016 году), да и сами компании вызывают определенные сомнения.

На «Фарнборо» «Иркут» заключил твердый контракт только с малазийской Crecom Burj Resources, которой он должен поставить 50 самолетов с 2016 по 2019 годы. Контракт с «Илюшин Финанс» - только предварительный.

Если мы попытаемся, найти хоть какую-то информацию про малазийскую компанию Crecom Burj Resources, то ничего не найдем, кроме имени владельца - Crecom Burj Berhad, который был учрежден в июне прошлого года. О финансовых показателях компании ничего неизвестно, впрочем, как и о ее деятельности. Однако, по данным Reuters, Crecom Burj Berhad создана специально для продажи МС-21 на азиатском рынке.

Теперь рассмотрим контракты на поставку Superjet 100. Из четырех контрактов, только один является твердым – с малоизвестной индонезийской компанией Kartika Airlines, парк самолетов которой насчитывает всего пять штук: три Boeing737, еще один Boeing737 на приколе, один полусписанный MD-83. Авиакомпания осуществляет рейсы всего по 7 направлениям. Известно, что у компании есть определенные проблемы с обеспечением безопасности полетов, что может лишить компанию лицензии. Соответственно, возникает вопрос, откуда компания возьмет 3 млрд долларов на обновление своего парка? Причем она готова потратить деньги на еще несуществующий самолет.

Orient Thai Airlines также малоизвестная компания, у которой есть определенные проблемы с безопасностью. В парке всего шесть Boeing737, два их которых на приколе. Про Pearl Aircraft Corporation опять же ничего неизвестно, простой запрос по Google выдает только ссылки на новости с Фарнборо как русских, так и иностранных изданий. Есть предположение, что это американский оффшор на Бермудах.

Отметим, что с учетом успеха на «Фарнборо», компания «Гражданские самолеты Сухого» заключила 15 контрактов на поставку 280 Superjet100, из них – только семь твердых контрактов. Однако все контракты оказались сомнительны – за исключением Аэрофлота, контракты были заключены с фирмами-банкротами.

Так, в декабре 2006 года были заключены твёрдые контракты с альянсом AiRUnion (15 самолётов и опцион на 10 машин) и авиакомпанией «Дальавиа» (6 самолётов и опцион на 4 машины), однако по причине банкротства этих компаний сделки так и не будут реализованы.

Еще один твердый контракт был заключен с Финансовой Лизинговой компанией, которая сейчас банкрот, поэтому вопрос с контрактом – под вопросом.

На прошлом авиасалоне, «Сухой» рапортовал о заключении контракта с венгерской авиакомпанией Malév Hungarian Airlines (было заключено предварительное соглашение на поставку 30 самолетов), которая потом оказалась банкротам.

Еще один крупный твердый контракт «Сухой» заключил с Superjet International – аффелированная структура компании «Гражданские самолеты Сухого», которая должна заниматься обслуживанием Superjet100 за границей. Контракт был заключен в 2008 году на поставку 20 самолетов.

Твердые контракты были заключены с Аэрофлотом – в 2005 году (на поставку 30 самолетов), а также с ИФК «Авиализинг», которая занимает лидирующие позиции в сегменте лизинга воздушных судов Ту-154, контракт был заключен в 2009 году на поставку 29 самолетов.

Впрочем, и здесь есть подозрения, что эти контракты могут повиснуть из-за уже ставшего традиционным переносом запуска Superjet100 и, соответственно, срывов первых поставок. Всем известны проблемы с двигателем и получением на него международного сертификата. Так, в мае 2010 года в цехе окончательной сборки действительно стояли фюзеляжи пяти машин, но без двигателей. В конце июня сертификат на двигатель был все-таки получен. Теперь «Сатурн», который производит двигатели для Superjet, готов поставить 13 двигателей до конца года. Однако говорить о том, что все обязательства перед партнерами будут выполнены в срок, не приходится. Массовое производство тех же двигателей еще не успели сформировать. Конечно же, «Сатрун» обещает нарастить производство в 2011 году до 48 двигателей, но этого явно недостаточно с учетом заказов. Всего заказано 218 самолетов, большинство поставок приходится на 2010-2011 годы.

Поэтому к проекту Superjet 100 больше вопросов, чем ответов. Во-первых, интересно, каким образом и, собственно, когда будут оправданы инвестиции в разработку самолета. Сейчас уже потрачено порядка 3,5 млрд долларов. Грубо говоря, заключенных контрактов в «Фарнборо» не хватит на то, чтобы покрыть существующие расходы. Не добавляет оптимизма и просьба «Сухого» к правительству России предоставить дополнительно 20 млрд рублей.

Кроме того, стоит отметить, что сейчас самолеты «продаются» с большим дисконтом – реальная цена намного меньше официальной цифры в каталоге. Это значит, что компания будет работать себе в минус еще долгое время. Да, и ждать контрактов с надежными иностранными партнерами не приходится, по крайней мере, до начала стабильных поставок Superjet 100 российским авиакомпаниям.

Екатерина Поспелова – политический обозреватель, публицист

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net