Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Предвыборная гонка в Украине, за которой внимательно следили и в России, подошла к концу. 21 апреля во втором туре встретились действующий президент Украины Петр Порошенко и актер Владимир Зеленский, известный главной ролью в популярном телевизионном сериале «Слуга народа». Первое место со значительным отрывом занял Владимир Зеленский – по предварительным данным, он получил около 73% голосов. Петр Порошенко набрал около 25 голосов избирателей.

Бизнес

Арест зампреда правления Пенсионного фонда России Алексея Иванова связан с историей крушения бизнеса братьев Алексея и Дмитрия Ананьевых. Иванов ранее был топ-менеджером компании «Техносерв», основанной Ананьевыми – в ней прошел обыск в связи с делом Иванова.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

27.08.2010 | Екатерина Поспелова

Свобода передвижения по-РЖД

РЖД грозятся увеличить проезд в пригородных электричках сразу в полтора раза. Кроме того, железнодорожный монополист предлагает решить проблему с «зайцами» увеличением штрафа до европейских стандартов – с существующих 100 рублей до примерно 2000 рублей. Поводом для таких предложений послужила убыточность пригородных перевозок, которая и так была спокон веков…

В РЖД опять стонут о том, что несут убытки от электричек. Дескать в следующем году убытки составят чуть ли не 40 млрд рублей. Поэтому железнодорожный монополист хочет пойти на радикальные меры – увеличить стоимость проезда в электричках в полтора раза. К примеру, повысить стоимость проезда в электричках в Московском регионе с нынешних 16,5 рублей за зону до 25 рублей.

Самое интересное, что никак проверить обоснованность роста стоимости проезда в электричках нельзя, поскольку расчеты себестоимости нигде не публикуются. Зато можно сравнить тарифы на электрички с ценами на билеты в поездах дальнего следования. Так, билет на поезд до Владимира можно купить за 210 рублей, проезд в электричке обойдется в 305 рублей. Такая же ситуация и с Рязанью. Билет на поезд до Рязани можно вообще купить за 190 рублей, а электричка обходится в 343 рубля. Причем не факт, что за эти деньги тебе гарантировано место в электричке, можно и простоять все три часа пути. Да, и комфорт оставляет желать лучшего: зимой вагоны не отапливаются, пассажирам приходится затыкать бумагой окна, отсутствие кондиционеров и открывающихся форточек превращает поездку летом в сущий ад. Кроме того, ехать 3,5 часа в электричке без туалета – удовольствие для особо терпеливых пассажиров.

Естественно, при таких условиях, кому захочется платить за проезд. Большинство покупают билет, чтобы пройти через турникет. Доля таких пассажиров в Подмосковье оценивается в 50%. Думаю, что 30% из этой доли могли купить полный билет на электричку до Рязани, если бы он стоит те же 190 рублей, как в поезде. Соответственно, завышенные тарифы – это залог убыточности.

Кроме того, в РЖД предлагают довести до европейских стандартов, правда, не качество обслуживания в электричках, а размер штрафов за безбилетный проезд. Так, существующие символические 100 рублей будут увеличены до 60-80 евро, как в Германии. Кстати, в той же Германии в случае рецидива сумма штрафа увеличивается, а попавшимся в третий раз грозит месяц общественных работ и штраф 500 евро.Но вот тут, РЖД не всесильны, ведь размер штрафов устанавливается соответствующими органами. Монополист даже не наделен полномочиями собирать штрафы. Этой функцией наделен Ространснадзор, но в его штате нет ревизоров, поэтому штрафы никто не собирает. Даже если и будет введен такой штраф, то никто платить не будет. Проще «договориться» с ревизорами, причем, это будет выгодно как ревизорам, так и пассажирам. И тут не нужно задаваться вопросом, откуда у нас коррупция.

А теперь по поводу убытков РЖД в размере 40 млрд рублей. Дело в том, что эти убытки компенсирует государство. Так, в начале августа правительство пообещало выплатить в 2011 году компенсацию в объеме 75 млрд рублей, причем, цифра была согласована с РЖД. В частности, из этой суммы 25 млрд планируется направить в качестве компенсации за пригородные перевозки в виде трансфертов из федерального бюджета регионам.

Вообще интересно, откуда взялась эта цифра в 40 млрд рублей, причем, на следующий год. Наверное, решили просто округлить. Если РЖД не может обосновать повышение тарифов, то при подсчете убытков есть безграничное пространство для фантазии.

Кстати, электрички убыточны не только в России, но и в той же Германии. Только с тем исключением, что государство тратит на них ежегодно 7 млрд евро. При этом перевозчики находятся под полным контролем, а за невыполнение заказанных перевозок и по количеству, и по их качеству, предусмотрены санкции. То есть, понятно, что субсидируется не компания, а каждый пассажир.

Сейчас государство субсидирует РЖД на 34 млрд рублей - то есть, в 7,2 раза меньше, чем в Германии. При этом в России количество населения и территория государства в десятки раз больше. От доступности проезда зависит мобильность населения, а с учетом масштабов территории социальной функцией государства является обеспечение «свободы на передвижение» не только в правовой плоскости, но и в физическом плане. Соответственно, адекватная тарифная политика РЖД, с одной стороны, и четкое субсидирование не компании, а конкретных перевозок, позволят исключить убыточность. Кроме того, неплохо было бы обязать РЖД публиковать отчеты и обоснование по формирующимся тарифам. В этом случае было бы меньше вопросов к РЖД, зато больше к государству.

Екатерина Поспелова – политический обозреватель, публицист

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Год назад в Армении произошла «бархатная революция». К власти пришло новое правительство, после чего политический ландшафт республики значительно изменился. Досрочные выборы Национального собрания, городского парламента Еревана (Совета старейшин), реформы судебной системы, появление новых объединений и реконфигурация (если угодно ребрэндинг) старых — вот далеко не полный перечень тех перемен, которые сопровождали страну в течение последнего года.

Когда испанские завоеватели-конкистадоры открыли эту землю, ее сгоряча назвали Коста-Рикой, что в переводе означает богатый берег. Они надеялись обнаружить там ценные полезные ископаемые, которые в огромных количествах вывозили бы на родину. Но таковых в недрах не оказалось. Позднее обнаружилось, что непреходящей ценностью страны оказались неутомимые труженики, постепенно, шаг за шагом, соорудившие государство устойчивой демократии, ставшей примером для беспокойных соседей.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net