Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

27.08.2010 | Екатерина Поспелова

Свобода передвижения по-РЖД

РЖД грозятся увеличить проезд в пригородных электричках сразу в полтора раза. Кроме того, железнодорожный монополист предлагает решить проблему с «зайцами» увеличением штрафа до европейских стандартов – с существующих 100 рублей до примерно 2000 рублей. Поводом для таких предложений послужила убыточность пригородных перевозок, которая и так была спокон веков…

В РЖД опять стонут о том, что несут убытки от электричек. Дескать в следующем году убытки составят чуть ли не 40 млрд рублей. Поэтому железнодорожный монополист хочет пойти на радикальные меры – увеличить стоимость проезда в электричках в полтора раза. К примеру, повысить стоимость проезда в электричках в Московском регионе с нынешних 16,5 рублей за зону до 25 рублей.

Самое интересное, что никак проверить обоснованность роста стоимости проезда в электричках нельзя, поскольку расчеты себестоимости нигде не публикуются. Зато можно сравнить тарифы на электрички с ценами на билеты в поездах дальнего следования. Так, билет на поезд до Владимира можно купить за 210 рублей, проезд в электричке обойдется в 305 рублей. Такая же ситуация и с Рязанью. Билет на поезд до Рязани можно вообще купить за 190 рублей, а электричка обходится в 343 рубля. Причем не факт, что за эти деньги тебе гарантировано место в электричке, можно и простоять все три часа пути. Да, и комфорт оставляет желать лучшего: зимой вагоны не отапливаются, пассажирам приходится затыкать бумагой окна, отсутствие кондиционеров и открывающихся форточек превращает поездку летом в сущий ад. Кроме того, ехать 3,5 часа в электричке без туалета – удовольствие для особо терпеливых пассажиров.

Естественно, при таких условиях, кому захочется платить за проезд. Большинство покупают билет, чтобы пройти через турникет. Доля таких пассажиров в Подмосковье оценивается в 50%. Думаю, что 30% из этой доли могли купить полный билет на электричку до Рязани, если бы он стоит те же 190 рублей, как в поезде. Соответственно, завышенные тарифы – это залог убыточности.

Кроме того, в РЖД предлагают довести до европейских стандартов, правда, не качество обслуживания в электричках, а размер штрафов за безбилетный проезд. Так, существующие символические 100 рублей будут увеличены до 60-80 евро, как в Германии. Кстати, в той же Германии в случае рецидива сумма штрафа увеличивается, а попавшимся в третий раз грозит месяц общественных работ и штраф 500 евро.Но вот тут, РЖД не всесильны, ведь размер штрафов устанавливается соответствующими органами. Монополист даже не наделен полномочиями собирать штрафы. Этой функцией наделен Ространснадзор, но в его штате нет ревизоров, поэтому штрафы никто не собирает. Даже если и будет введен такой штраф, то никто платить не будет. Проще «договориться» с ревизорами, причем, это будет выгодно как ревизорам, так и пассажирам. И тут не нужно задаваться вопросом, откуда у нас коррупция.

А теперь по поводу убытков РЖД в размере 40 млрд рублей. Дело в том, что эти убытки компенсирует государство. Так, в начале августа правительство пообещало выплатить в 2011 году компенсацию в объеме 75 млрд рублей, причем, цифра была согласована с РЖД. В частности, из этой суммы 25 млрд планируется направить в качестве компенсации за пригородные перевозки в виде трансфертов из федерального бюджета регионам.

Вообще интересно, откуда взялась эта цифра в 40 млрд рублей, причем, на следующий год. Наверное, решили просто округлить. Если РЖД не может обосновать повышение тарифов, то при подсчете убытков есть безграничное пространство для фантазии.

Кстати, электрички убыточны не только в России, но и в той же Германии. Только с тем исключением, что государство тратит на них ежегодно 7 млрд евро. При этом перевозчики находятся под полным контролем, а за невыполнение заказанных перевозок и по количеству, и по их качеству, предусмотрены санкции. То есть, понятно, что субсидируется не компания, а каждый пассажир.

Сейчас государство субсидирует РЖД на 34 млрд рублей - то есть, в 7,2 раза меньше, чем в Германии. При этом в России количество населения и территория государства в десятки раз больше. От доступности проезда зависит мобильность населения, а с учетом масштабов территории социальной функцией государства является обеспечение «свободы на передвижение» не только в правовой плоскости, но и в физическом плане. Соответственно, адекватная тарифная политика РЖД, с одной стороны, и четкое субсидирование не компании, а конкретных перевозок, позволят исключить убыточность. Кроме того, неплохо было бы обязать РЖД публиковать отчеты и обоснование по формирующимся тарифам. В этом случае было бы меньше вопросов к РЖД, зато больше к государству.

Екатерина Поспелова – политический обозреватель, публицист

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net