Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

До губернаторских выборов в ряде регионов России осталась неделя. Главный вопрос, захвативший повестку вокруг единого дня голосования, – вероятность второго тура. 27 августа РБК со ссылкой на источники, близкие к Кремлю, опубликовал данные закрытых социологических исследований, проведенных для администрации президента, по результатам которых рейтинги всех врио губернаторов, участвующих в предстоящих 8 сентября выборах, позволяют им победить в первом туре.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

27.08.2010 | Екатерина Поспелова

Свобода передвижения по-РЖД

РЖД грозятся увеличить проезд в пригородных электричках сразу в полтора раза. Кроме того, железнодорожный монополист предлагает решить проблему с «зайцами» увеличением штрафа до европейских стандартов – с существующих 100 рублей до примерно 2000 рублей. Поводом для таких предложений послужила убыточность пригородных перевозок, которая и так была спокон веков…

В РЖД опять стонут о том, что несут убытки от электричек. Дескать в следующем году убытки составят чуть ли не 40 млрд рублей. Поэтому железнодорожный монополист хочет пойти на радикальные меры – увеличить стоимость проезда в электричках в полтора раза. К примеру, повысить стоимость проезда в электричках в Московском регионе с нынешних 16,5 рублей за зону до 25 рублей.

Самое интересное, что никак проверить обоснованность роста стоимости проезда в электричках нельзя, поскольку расчеты себестоимости нигде не публикуются. Зато можно сравнить тарифы на электрички с ценами на билеты в поездах дальнего следования. Так, билет на поезд до Владимира можно купить за 210 рублей, проезд в электричке обойдется в 305 рублей. Такая же ситуация и с Рязанью. Билет на поезд до Рязани можно вообще купить за 190 рублей, а электричка обходится в 343 рубля. Причем не факт, что за эти деньги тебе гарантировано место в электричке, можно и простоять все три часа пути. Да, и комфорт оставляет желать лучшего: зимой вагоны не отапливаются, пассажирам приходится затыкать бумагой окна, отсутствие кондиционеров и открывающихся форточек превращает поездку летом в сущий ад. Кроме того, ехать 3,5 часа в электричке без туалета – удовольствие для особо терпеливых пассажиров.

Естественно, при таких условиях, кому захочется платить за проезд. Большинство покупают билет, чтобы пройти через турникет. Доля таких пассажиров в Подмосковье оценивается в 50%. Думаю, что 30% из этой доли могли купить полный билет на электричку до Рязани, если бы он стоит те же 190 рублей, как в поезде. Соответственно, завышенные тарифы – это залог убыточности.

Кроме того, в РЖД предлагают довести до европейских стандартов, правда, не качество обслуживания в электричках, а размер штрафов за безбилетный проезд. Так, существующие символические 100 рублей будут увеличены до 60-80 евро, как в Германии. Кстати, в той же Германии в случае рецидива сумма штрафа увеличивается, а попавшимся в третий раз грозит месяц общественных работ и штраф 500 евро.Но вот тут, РЖД не всесильны, ведь размер штрафов устанавливается соответствующими органами. Монополист даже не наделен полномочиями собирать штрафы. Этой функцией наделен Ространснадзор, но в его штате нет ревизоров, поэтому штрафы никто не собирает. Даже если и будет введен такой штраф, то никто платить не будет. Проще «договориться» с ревизорами, причем, это будет выгодно как ревизорам, так и пассажирам. И тут не нужно задаваться вопросом, откуда у нас коррупция.

А теперь по поводу убытков РЖД в размере 40 млрд рублей. Дело в том, что эти убытки компенсирует государство. Так, в начале августа правительство пообещало выплатить в 2011 году компенсацию в объеме 75 млрд рублей, причем, цифра была согласована с РЖД. В частности, из этой суммы 25 млрд планируется направить в качестве компенсации за пригородные перевозки в виде трансфертов из федерального бюджета регионам.

Вообще интересно, откуда взялась эта цифра в 40 млрд рублей, причем, на следующий год. Наверное, решили просто округлить. Если РЖД не может обосновать повышение тарифов, то при подсчете убытков есть безграничное пространство для фантазии.

Кстати, электрички убыточны не только в России, но и в той же Германии. Только с тем исключением, что государство тратит на них ежегодно 7 млрд евро. При этом перевозчики находятся под полным контролем, а за невыполнение заказанных перевозок и по количеству, и по их качеству, предусмотрены санкции. То есть, понятно, что субсидируется не компания, а каждый пассажир.

Сейчас государство субсидирует РЖД на 34 млрд рублей - то есть, в 7,2 раза меньше, чем в Германии. При этом в России количество населения и территория государства в десятки раз больше. От доступности проезда зависит мобильность населения, а с учетом масштабов территории социальной функцией государства является обеспечение «свободы на передвижение» не только в правовой плоскости, но и в физическом плане. Соответственно, адекватная тарифная политика РЖД, с одной стороны, и четкое субсидирование не компании, а конкретных перевозок, позволят исключить убыточность. Кроме того, неплохо было бы обязать РЖД публиковать отчеты и обоснование по формирующимся тарифам. В этом случае было бы меньше вопросов к РЖД, зато больше к государству.

Екатерина Поспелова – политический обозреватель, публицист

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net