Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

03.09.2010 | Игорь Бунин

Приостановка вырубки леса и другие уступки власти: новая тактика?

«Единая Россия» обратилась к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой приостановить прокладку скоростной автотрассы в Химкинском лесу, после чего такое решение было принято главой государства, а затем поддержано премьером. Инициатива «единороссов» оказалось полной неожиданностью: до сих пор среди противников вырубки Химкинского леса были экологи и оппозиция, акции которых жестко подавлялись властями. Также негативно к утвержденному маршруту относилась и московская мэрия, но она проявляла сдержанность, вполне понятную в условиях, когда правительство определило свою позицию. Тем более что в пользу строительства автотрассы ранее выступал премьер-министр Владимир Путин. Одновременно происходит еще целый ряд событий, прямо между собой не связанных, однако, возможно, имеющих отношение к одной и той же тенденции. В совокупности это позволяет говорить о появлении нового тренда в кремлевской политике по отношению к критике «снизу».

Ситуация вокруг Химкинского леса сложилась действительно критичная. На протяжении всех последних лет категорично против вырубки лесов выступали экологи вместе с рядом оппозиционных организаций. Однако летом этого года противостояние вышло на новый уровень и нынешнее обращение «единороссов» - одно из подтверждений этому.

Во-первых, участники протеста заметно радикализировались. 28 июля несколько сотен анархистов и активистов движения «антифа» атаковали травматическими пистолетами и булыжниками здание администрации города Химки. В «Коммерсанте» позднее появилась скандальная переписка журналиста Олега Кашина с одним из участников акции, который призывал бороться против системы (после этого правоохранительные органы потребовали издание раскрыть адрес электронной почты, в чем было отказано). Во-вторых, значительно расширилась коалиция противников вырубки леса. На стороне экологов стали активно выступать представители внесистемной оппозиции (Левый фронт, «Солидарность», правозащитники) и активно включившиеся в политическую жизнь деятели культуры, прежде всего, Юрий Шевчук и Артемий Троицкий. Среди системной оппозиции – это «Яблоко» и «Справедливая Россия» (что в свою очередь обостряло ее отношения с «единороссами»). 22 августа прошел крупнейший митинг-концерт на Пушкинской площади. Власти, согласившись на митинг, в возможности организации концерта отказали, что привело к новому силовому противостоянию. Тем не менее, ряду известных музыкантов, включая и Юрия Шевчука удалось спеть несколько песен.

В-третьих, усугубились противоречия внутри власти по вертикали, а затем уже и внутри самой федеральной власти. Так, в публичном пространстве ужесточилась всегда более осторожная позиция мэра Москвы Юрия Лужкова. Здесь актуальна и старая проблема противостояния Москвы и Московской области, и интересы крупных строительных компаний. Однако важно, что впервые о позиции мэрии было объявлено практически официально: о том, что перенос трассы одобряет Лужков, заявил префект Северного округа столицы Олег Митволь. Теперь против существующего проекта прокладки выступил и Борис Грызлов.

Для этого была тщательно подобрана весьма осторожная формулировка: приостановить строительство и «тщательно разобраться». Это буквально взорвало информационное пространство, потому что партия власти де-факто выступила против позиции премьера и своего лидера Владимира Путина. Более того, в ноябре прошлого года, когда экологи потребовали от Дмитрия Медведева отправить в отставку премьера, председатель комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии и член фракции «ЕР» Наталья Комарова призвала бороться с «экологическим террором псевдозеленых организаций», изменив порядок предоставления экологической информации населению. Комитет предложил нижней палате законодательно закрепить термин «экологическая информация», определить правовые основы ее получения, а также основания, по которым гражданам может быть отказано в предоставлении сведений о состоянии окружающей среды и воздействии на нее. Сейчас Комарова, которая известна своей близостью к главе аппарата премьера Сергею Собянину, является губернатором ХМАО.

Активно в поддержку строительства трассы выступила, таким образом, и «Единая Россия», и ее молодежное отделение «Молодая гвардия». Позиция президента была до сих пор неоднозначна. На одной из последних пресс-конференций во Франции он высказался за то, чтобы разобраться в ситуации, однако упрекнул западных экологов во вмешательстве во внутренние дела и усомнился в ценности «дубов». «Дубы, конечно, жалко, но вопрос в том, когда они были посажены и представляют ли они интерес», - иронично сказал президент.

Нынешняя позиция «Единой России», возможно, - это свидетельство усиления нового тренда во внутриполитической линии, проводимой Кремлем: власть предпочитает не доводить ситуацию до критичного напряжения и идет на уступки. В данном случае, федеральная власть столкнулась с проблемой нарастающего недовольства и разрастающейся коалиции противников вырубки леса, куда стали активнее включаться и представители элиты, далеко не маргиналы. В такой ситуации «продавливать» строительство становится опасно не только экономически (постоянная угроза столкновений и блокирование стройки), но и политически, когда под давление попадают журналисты, известные экологи, неприятные вопросы задают президенту по итогам его международных визитов.

Однако последнее время этот тренд усилился страхами перед электоральными последствиями от пожаров в России (хотя пока рейтинги не подтверждают этого). Как заявил источник в АП «Ведомостям», экологический порыв единороссов был одобрен Кремлем. Можно сказать больше – видимо, он был им инициирован. Есть опасения, что перед выборами оппозиция оседлает этот конек - скандал вокруг этой темы идет по нарастающей. Кроме того, нужно было продемонстрировать, что жесткие действия правоохранителей по подавлению митинга-концерта защитников Химкинского леса с участием Юрия Шевчука (ему и другим музыкантам не позволили использовать усиливающую аппаратуру на Пушкинской площади) в Кремле и «Единой России» не поддерживаются. Интересно, что на этом фоне Медведев провёл встречу с побывавшим в Москве солистом группы U-2 Bono, который сохранял максимальную политкорректность до встречи и на встрече с президентом, однако затем на своем концерте спел вместе с Юрием Шевчуком и солидаризировался с позицией экологов по поводу Химкинского леса.

Однако в последнее время число таких «уступок» растет, причем сразу по нескольким направлениям.Так, в кадровой политике Кремль все более чутко реагирует на наличие социально-политического конфликта или общественно значимого провала. При Владимире Путине Кремль принципиально не реагировал на давление «снизу», опасаясь спровоцировать уступками рост политических требований к власти. Когда на пост президента пришел Дмитрий Медведев, наличие в регионах конфликтов становилось предметом более пристального внимания и публичной ответственности чиновников. За «провалы» в работе стали снимать не периферийных игроков, а лиц, принимающих решения, как это было с главой ГУВД Владимиром Прониным (за преступление майора Евсюкова), или, сейчас – с губернатором Калининградской области Георгием Боосом (за доведение ситуации в регионе до 10-тысячного митинга оппозиции).

В сфере политического управления идет постепенный осторожный пересмотр принципов отношений с внесистемной оппозицией. Начало было положено также с приходом Медведева на пост президента: в первое время это был просто новый формат диалога. Президент подчеркнуто вступил в диалог с теми субъектами политической жизни, которые ранее находились за рамками «системного поля»: это крайне критично настроенные СМИ («Новая газета»), НКО, критично настроенные правозащитники. Вскоре новая тактика выстраивания отношений стала оформляться в более системную политику и входить в противоречие с прежней тактикой «кремлевских кураторов». Новая тактика заключалась в том, чтобы фактически признать право радикальных «точек зрения» и их носителей на существование в легитимном поле. Это наиболее ярко проявилось в ситуации вокруг известного правозащитника и журналиста Александра Подрабинека, который год назад в одной из своих статей резко высказался о ветеранах Великой Отечественной войны и из-за этого стал объектом преследования со стороны «Наших». В результате конфликт разгорелся внутри президентской администрации: с одной стороны, президентский совет по гражданскому обществу во главе с Эллой Памфиловой, уполномоченный по правам человека Владимир Лукин, а также пресс-служба президента. С другой стороны, управление внутренней политики, «ЕР», «Наши». Это стало одной из главных причин в последовавшей затем отставке Памфиловой (хотя там сложился, видимо, целый набор факторов).

Наконец, меняется практика поведения судов и правоохранительных органов. На прошедшей неделе петербургское управление следственного комитета при прокуратуре (СКП) сообщило о возбуждении уголовного дела по факту превышения сотрудниками милиции должностных полномочий. Речь шла о крайне жестком поведении одного из сотрудников по отношению к участникам акции «31». Ранее в Москве суд отправил на доследование дело обвинявшегося в аналогичном правонарушении одного из лидеров «Солидарности» Бориса Немцова. Однако на следующий день мировой суд Пресненского суда признал виновным главу движения «За права человека» Льва Пономарева в «неповиновении сотрудникам милиции» и приговорил его к трем суткам ареста. 22 августа, в День российского флага, он в числе других активистов движения «Солидарность» нес по Новому Арбату российский флаг. Таким образом, правоприменительная практика, ранее бывшая жестко однозначной, сейчас стала носить противоречивый характер.

Напомним в связи с этим, что несколько месяцев назад большой резонанс вызвало решение мирового суда Тверского района Москвы в лице судьи Ольги Зайцевой. Она не стала рассматривать материалы в отношении четырех человек, задержанных в ходе митинга на Триумфальной площади за неповиновение милиции ст. 19.3 КоАП РФ. Более того, она предложила задержанным обжаловать незаконное удержание в течение трех с половиной часов. Накануне этого Ольга Зайцева отказалась рассматривать дело участника провокационной арт-группы «Война» и члена руководства московской организации «Солидарности» Леонида Николаева, который прославился тем, что пробежал по автомобилю со спецсигналом с синим ведром. По решению Зайцевой, материалы дела были возвращены в милицию, так как при сборе доказательств вины были нарушения.

Наконец, сейчас происходит пересмотр решений, одобренных на политическом уровне, но имеющих для власти (или близких к ней структур) чисто экономический смысл. Так, недавно президент фактически поставил крест на планах строительства «Охта-центра» в Санкт-Петербурге. Это также вызывало множество протестов, включая негативную реакцию ЮНЕСКО. Теперь Медведев приостановил вырубку Химкинского леса, с одной стороны, подчеркнуто уважительно упомянув и позицию правительства, и решение суда по этому поводу, но с другой стороны, указав на необходимость дополнительного анализа.

Даже принимая по внимание позицию Кремля, который готовится к октябрьским выборам и опасается нарастания протеста (как в форме уличных акций, так и «тихого протеста», способного сказаться на явке) такая линия на уступки может создать проблему внутри власти, которая раньше при принятии решений всегда исходила из принципа «не поддаваться».

Сейчас протестная активность растет, число острых тем расширяется. В связи с этим возможно обострение дискуссии внутри власти в связи с вопросом о характере диалога с общественностью и пределах допустимых шагов ей навстречу. Характерно, что Владимир Путин в интервью «Коммерсанту» отверг само понятие «уступок», что, впрочем, не исключает компромиссов типа химкинского, которые власть уступками не считает: «Если цель в том, чтобы власть пошла на уступки, и она пойдет, то найдется другой повод для провокаций, вот в чем все дело. И это будет продолжаться бесконечно». При этом «крайние» варианты действий власти – отказ от сигналов в адрес общества или принципиальное изменение режима – можно считать весьма маловероятными, по крайней мере, до решения вопроса о решении «проблемы 2012».

Наиболее вероятным представляется средний, компромиссный вариант, основанный на системе договоренностей между участниками правящий диархии, балансе интересов, стремлении провести ограниченную либерализацию без ущерба для стабильности системы, действовать по алгоритму «два шага вперед, один назад». При этом если Медведев, видимо, выступает в рамках диархии в качестве инициатора осторожных изменений, то Путин – «ограничителя», соразмеряющего перемены с устойчивостью политического режима, создателем которого он является.

Игорь Бунин – Президент Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net