Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Право

13.09.2010 | Игорь Бунин

Повышение правосознания граждан: общественно-политические аспекты

11 сентября 2010 года в Пскове, в историческом здании Приказной Палаты Псковского Кремля состоялось расширенное заседание Общественного совета при Минюсте России с участием Министра юстиции Александра Коновалова. В ходе заседания обсуждался проект Основ государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.

1. Предложенный для обсуждения проект - вполне добротный ведомственный документ – цельный, комплексный, учитывающий различные направления деятельности органов государственной власти. Однако если мы задумаемся о том, насколько эффективной будет такая политика, то возникнет законный вопрос: а где в этой политике граждане? Не подданные огромного и мощного государства, а именно граждане - ответственные за свое общественное поведение и требующие не меньшей ответственности от государства?Для этого надо понять особенности отношений нашего общества и государства, основанные еще на советской традиции. С одной стороны – гипертрофированная мощь государства, ощущающего себя самодостаточным, создающего многочисленные и жестко регламентированные нормы. С другой стороны, люди, умеющие адаптироваться к этой ситуации, «крутиться» в системе неформальных связей, пренебрегать нормами или использовать их в своих интересах для того, чтобы вытеснить неугодных. Вспоминаю свою работу в ИМЭМО, когда в институте были введены жесткие правила посещения работы. Но никто не обращал на них внимания, пока не надо было выгнать из института явно не вписывавшегося в коллектив сотрудника – тогда правила были применены к нему по всей строгости. Сейчас неформальные практики существуют везде – в автоинспекции, на таможне, в бизнесе и др. Так, по данным ВЦИОМ, отвечая на вопрос, «Как Вам кажется, что сегодня для предприятия важнее – соблюдение буквы закона или «правил игры», принятых в «бизнес - сообществе», 69% респондентов выбрало в качестве ответа «Соблюдение «правил игры»… Везде действуют жесткие правила, но их жесткость – как это часто бывало в России и раньше - компенсируется неисполнением, способностью «договориться» с должным лицом в неофициальном порядке. Что и ведет к правовому нигилизму сверху донизу.

Такая система может работать и в ряде случаев эффективно, мобилизуя свои ресурсы (как было в нашем институте, когда надо было выполнить срочную обязательную работу). Но особенность этой системы – отсутствие правового поведения, дефицит доверия к государству, доходящий до дискредитации власти, инерционность. Со временем эффективность подобной системы существенно снижается, что мы знаем по советскому опыту – вплоть до ее распада. Это тупик, из которого надо искать выход, меняя правила игры, делая это настойчиво и целеустремленно. И инициатива здесь должна принадлежать государству как более «ресурсному» и организованному участнику процесса. Начнем с того, что оно должно проявить волю к самоограничению, к ослаблению своего доминирования в различных сферах.Далее. Никакая правовая политика не сработает, если будет видеть в населении пассивных объектов воспитательных и просветительских усилий благонамеренного государства, а не партнеров в построении правового государства, обуздании коррупции, бюрократизма, безответственности власти и зависимых судов. «Подданному» не нужно правосознания – достаточно послушания. «Гражданин» сам активно востребует господства права, реализации простейшего принципа: «Право правит правителями». И в нашем обществе, живущем по неформальным правилам, с неразвитым гражданским обществом, есть достаточное количество граждан – участников организаций потребителей, защитников природы, людей, работающих с подростками, волонтеров, собирающих средства для тех, кому нужны срочные операции. Надо увеличивать их число, «тормошить» людей, заинтересовывать, вовлекать в общественные инициативы.

2. Государственная политика по повышению правосознания должна быть «побудительной» - надо побуждать граждан к правовому поведению, к тому, чтобы гражданин становился более требовательным к государству. Пока этот гражданин не увидят, что государство – в лице чиновника, с которым ему приходится сталкиваться на обывательском уровне – подчинен праву и принужден правом к исполнению своих обязанностей перед населением, он как «коллективный Станиславский» будет кричать: «Не верю!» любым усилиям правового просвещения и не будет считать самого себя связанным правом, а не «понятиями».

Наше общество может быть политически пассивным не очень грамотным в правовом отношении. Но в одном оно точно разбирается: что в государственной политике реально, а что – представляет собой лишь видимость, «симулякр». У нас во властных и близких к власти структурах порой можно встретить желание создать имитацию, как говорится, «сфоткаться» на фоне якобы полезной для общества работы: понизить административные барьеры для бизнеса, перестать его «кощмарить», внедрить электронное правительство, закончить ремонт моста к «красному дню календаря». Задурить голову начальству такие постановочные «фотки» помогают, но общество ими не обманешь – оно-то не получило разрекламированной услуги.

Понимаю, что пункт «отказ от симулякра» в официальный документ уважаемого министерства не впишешь, но реально-то это надо делать, чтобы не утратить окончательно доверие общества.3. Это значит, что в «Основах политики» должны появиться новые понятия: Перечислим лишь главные из них:

3.1. Противодействие коррупции. Пока гражданин будет считать чиновника продажным, пока «взятка комфорта» ГАИ-шнику, врачу, управдому будет считаться «в порядке вещей», правовой нигилизм будет торжествовать.

Что нужно в «Основах политики»?

- Последовательность в реализации мероприятий по противодействию коррупции. Опыт показывает, насколько трудно дается имплементация даже такой простейшей нормы антикоррупционного законодательства как подача «власть предержащими» деклараций об имуществе и доходах. Нужно помнить, что в теме коррупции «один черный шар уничтожает десять белых»: один появившийся у депутата самолет (невесть на какие деньги приобретенный) перечеркнет в народном сознании информацию о том, что остальные 449 депутатов «чисты».

- безусловное выполнение рекомендаций Совета Европы «ГРЕКО» по противодействию коррупции, в т.ч. – введение постоянного мониторинга антикоррупционной деятельности. Эти рекомендации, которые в наших начальственных комитетах воспринимаются как чрезмерные, и за каждую букву которых чиновники торгуются со Страсбургом, на самом деле – программа минимум для любой современной страны, которая хочет обуздать коррупцию.

- Широкая просветительская кампания, с использованием возможностей госзаказа на социальную рекламу и в сотрудничестве с общественными организациями о нетерпимости к коррупции.

- Введение учебных курсов по противодействию коррупции в государственные стандарты подготовки государственных и муниципальных служащих Включение «антикоррупционного элемента» в программы учебного предмета «право» в средних школах (что предусмотрено «Основами политики»).

3.2. «Воспитание хозяина». Вся мировая история доказывает: нет лучшего стимула к правовому поведению, чем обладание собственностью и забота о ее защите и преумножении. Ни царское, ни советское государство не создало массового собственника. Тяжело идет его становление и сейчас. Речь идет не только о предпринимателях: вспомните, как наплевательски относятся многие наши соотечественники к праву первичной приватизации жилья – и какие бешеные очереди возникают, как только устанавливается конечный срок бесплатной приватизации, как тяжело идет «дачная амнистия», сколько примеров вопиющей безграмотности и безответственности граждан дал бурный рост потребительского кредитования.

Что нужно в «Основах политики»?

- Система мер по повышению финансовой грамотности граждан. И в этом случае необходимо говорить о правовом просвещении, разъяснении населению его прав через СМИ (электронные и печатные), семинары и другие способы. Особенно важно наладить взаимодействие государства с общественными организациями, которые давно работают в этой сфере – в первую очередь, с обществами потребителей.3.3. Самоуправление: у нас на крайне низком уровне вера граждан в то, что от их действий что-то зависит в управлении - нет, даже не государством, но городом, поселком, даже многоквартирным домом. По данным социологов, 80% людей до 40-летнего возраста не принимает участия в выборах местного самоуправления. С огромным трудом идет становление товариществ собственников жилья. Вспомним нашумевший случай с пропавшей рындой. Если рындой приходится заниматься премьер-министру на пару с губернатором, значит стимулы к самоорганизации граждан даже ради своих насущных интересов реалиями российской жизни отбиты напрочь. Какая тут связь с правосознанием? Самая прямая: стимулы к правовому поведению не могут быть абстрактными: гражданин должен поверить, что его усилия по обустройству своего дома, улицы, поселка не будут оборваны чиновным произволом или равнодушием, что с властью можно вступать в партнерские отношения, хотя бы на уровне добровольных пожарных дружин, благотворительных организаций, управления жилищно-коммунальным хозяйством. Только такое партнерство ради простых и понятных целей способно породить, точнее принудить стороны (власть и граждан) к выработке взаимного доверия – а это важнейшая предпосылка становления гражданского правосознания. Что нужно в «Основах политики»?

По этой теме простые рекомендации дать труднее. Видимо речь идет о стимулировании участия некоммерческих организаций в реализации государственных социальных программ, последовательной реализации Федерального Закона №131-ФЗ «О местном самоуправлении», реализации положений нового Жилищного кодекса о самоуправлении в обслуживании жилого фонда.

Повторимся, «школа правовой грамотности» и одновременно – стимул высокой правовой культуры – это дом, садовый участок, кабинет врача, окошко собеса, отделение банка. Суть государственной политики – поощрить гражданина к правовому поведению в таких простейших бытовых ситуациях.

Игорь Бунин – Президент Центра политических технологий

Тезисы выступления на Общественном совете Министерства юстиции

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net