Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

20.06.2005 | Татьяна Становая

ЕС В СИСТЕМНОМ КРИЗИСЕ

16 июня в Брюсселе прошел саммит ЕС, который официально называют "кризисным". По его итогам принято решение отложить ратификацию Конституции ЕС на год - до середины 2007 года. Однако члены ЕС не смогли прийти к единому мнению по поводу бюджетной политики. По завершении саммита, председательствующий на нем премьер-министр Люксембурга Жан Клод Юнкер заявил: "Нельзя сказать, что Европа переживает кризис. Она переживает глубокий кризис". СМИ назвали саммит полным провалом. Нынешний саммит ЕС - самый трудный за все время существования Союза. После провала референдумов по Конституции во Франции и в Нидерландах, под угрозой даже оказалась единая валюта евро: государственные деятели ряда стран, в частности, Италии, выразили готовность отказаться от евро (правда, затем эти слова были дезавуированы премьером Италии Сильвио Берлускони).

Под вопросом оказалось также дальнейшее расширение ЕС: некоторые страны выдвинули предложение отказаться от приема в ЕС Румынии и Болгарии в 2007 году. Показательно, что перед началом саммита лидеры 25 стран-членов Евросоюза не вышли в назначенный час на "семейное" фотографирование.

Главный вопрос саммита - дальнейшая судьба Конституции ЕС. Из-за опасений "эффекта домино" после референдумов во Франции и Нидерландах, от ратификации Конституции отказалась Великобритания. Швеция, Дания и Португалия также приняли решение пока не проводить референдум. В итоге странам-участникам ЕС было необходимо принять решение относительно дальнейшей судьбы Конституции.

Фактически было несколько вариантов. Первый - правка Конституции. Однако если вспомнить, насколько трудным был период согласований проекта Основного закона, возвращение к его обсуждению могло вновь привести к разногласиям уже между лидерами государств. Найденный с большими проблемами компромисс по основным положениям мог оказаться нарушенным. Поэтом вопрос о возвращении к тексту было принято решение не поднимать вовсе.

Второй вариант выхода из кризиса - это стратегия "двух скоростей", подразумевающая, что интеграционные процессы должны идти более интенсивно между "локомотивами" ЕС и менее интенсивно - с новыми членами Евросоюза. В этом случае под вопросом оказывалось бы и расширение ЕС. Но главной преградой для реализации этого плана стали внешнеполитические амбиции именно старых членов ЕС, которые надеются рассматривать ЕС в ближайшей перспективе как мощного геополитического игрока. Выступая на пресс-конференции накануне саммита ЕС, глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу назвал компромиссные предложения недостаточными, в частности, "в плане обеспечения единой внешней политики".

Наконец, третий вариант - это отложить ратификацию Конституции. "Я не предлагаю отказаться от ратификации, я предлагаю период для размышлений, сделать паузу, поскольку в европейском общественном мнении возможен "эффект домино" после референдумов во Франции и Нидерландах", - пояснил глава высшего органа исполнительной власти ЕС. При этом он подчеркнул, что речь идет не об остановке процесса строительства "Широкой Европы", а о предоставлении государствам-членам возможности высказать свое видение ее будущего. "Важно показать европейцам, что мы услышали их послание, а не делать вид, что ничего не произошло: наступил момент внести ясность", - подчеркнул Баррозу.

Наконец, было принято решение не отказываться от дальнейшего расширения ЕС, вопреки протестам Франции. Ранее президент Франции Жак Ширак заявил, что в связи с конституционными проблемами нет необходимости дальнейшего расширения ЕС. "Разве может Евросоюз при нынешних условиях расширяться дальше, не имея при этом соответствующих институтов?"

Однако гораздо более трудным вопросом стало согласование структуры бюджета ЕС на 2007-2013 годы. По итогам саммита страны ЕС так и не сумели придти к консенсусу по наиболее острым вопросам. Главная проблема здесь - это намерение Франции добиться отмены "британского чека": ежегодных выплат Великобритании 4,6 миллиарда евро за ее неучастие в сельскохозяйственной политике ЕС. На это Баррозу заявил, что сейчас "не время разыгрывать национальную карту, лучшего случая не будет, и нельзя упустить этого исторического шанса". Он высказался за поэтапную отмену бюджетной льготы для Великобритании. Он также заявил, что взносы в единый бюджет ЕС были "справедливо распределены" между всеми странами-членами организации. Министр иностранных дел Великобритании Джек Стро, в свою очередь, заявил, что для Соединенного Королевства неприемлемо предложение председательствующего в Евросоюзе Люксембурга заморозить так называемый "британский чек". В итоге бюджет на пять лет так и не был принят.

Кроме того, Франция, поддержанная Германией, Ирландией и Польшей, выступила категорически против снижения ассигнований на уровне не более 1% ВВП (815 миллиардов евро в расчете на семь лет) на единую сельскохозяйственную политику и даже пригрозила воспользоваться правом вето, если это предложение будет поставлено на голосование. Согласно последнему компромиссному предложению Люксембурга, взносы государств в единый бюджет предложено утвердить на уровне 1,06% ВВП (873 миллиарда евро). Ранее Еврокомиссия предлагала повысить отчисления до 1,14% от ВВП.

Однако Великобритания и Нидерланды отказались от увеличения отчислений в европейский бюджет. Попытки новых членов ЕС предложить новый компромисс и пожертвовать своими бюджетами в надежде спасти соглашение также не увенчалось успехом. "Происходит нечто экстраординарное. 10 новых членов ЕС во главе с Польшей готовы получить меньше средств при условии достижения договоренности. Мне было стыдно, когда я услышал от новых стран-членов ЕС, что в интересах достижения согласия по бюджету они готовы отказаться от части финансовых субсидий", - сказал Юнкер.

В итоге канцлер ФРГ Герхард Шредер возложил на Великобританию и Нидерланды вину за провал попытки согласовать бюджетную перспективу на 2007-2013 годы. Эти две страны, по его словам, "несут ответственность перед историей". В то же время премьер-министры Великобритании и Нидерландов отвергли оценки о кризисе в ЕС, призвав к проведению структурных реформ в том числе и в сельхозполитике.

ЕС находится в системном, структурном кризисе, основанном на слишком быстром процессе расширения. Как ни парадоксально, но наибольшую угрозу для ЕС представляют не политические проблемы, связанные с провалом ратификации Конституции: это было ответом населения на расширение ЕС, в то время как само политическое руководство стран придерживается относительного консенсуса по поводу Основного закона. Гораздо более серьезную угрозу, вопреки ожиданиям, представляют финансовые споры, которые разразились в ядре ЕС - между Францией и Великобританией. И именно они могут поставить под вопрос дееспособность структур Евросоюза. В то же время обострился и другой конфликт: евробюрократов с европейским национальным сообществом.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net