Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

25.10.2010 | Марина Войтенко

Точечные улучшения инвестиционного климата

Бесспорно, одним из знаковых событий минувшей недели стало одобрение Государственной Думой в первом чтении проекта бюджета на 2011 год и проектировок на последующие два года. Возвращение в регулятивную практику трехлетних бюджетов (которая была приостановлена в острой фазе кризиса) — прямое следствие выхода экономики на восстановительную траекторию. Помимо констатации очевидного, однако, исключительно важно другое бюджетное обстоятельство. В основу финансового планирования был положен так называемый инвестиционно обусловленный сценарий социально-экономического развития РФ (в терминологии Минэкономразвития вариант 2б), предполагающий, что едва ли не главным драйвером экономического роста в предстоящие три года станет расширяющийся инвестиционный спрос.

Поэтому, естественно, все, что связано с вложениями капитала (прежде всего нефинансовыми) вызывает пристальное внимание и власти, и бизнеса, и экспертного сообщества. Очередное заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ) с участием премьер-министра Владимира Путина, состоявшееся 18 октября и собравшее представителей 42 крупнейших глобальных компаний не стало исключением. Тем более, что динамика прямых иностранных инвестиций (ПИИ) начинает приближаться к докризисной (более $50 млрд. в год): в 2009-ом они составили $34 млрд., в первом полугодии текущего года — уже $22 млрд. с тенденцией к нарастанию1 . Между тем, анализ благоприятности условий для развития бизнеса, проведенный Всемирным банком по 183 странам, ставит Россию на 120 место. По ряду конкретных позиций ситуация много хуже: по комфортности условий внешнеторговой деятельности 162 место, по срокам получения разрешения на строительство 182 место и т.п.

Поэтому предметов для обсуждения у КСИИ было более, чем достаточно. К тому же, почти год совет действовал в новом формате, сопровождая конкретные бизнес-проекты и усиливая экспертную работу, включая текущий анализ делового и инвестиционного климата, правоприменительной практики и административных процедур. Как отметил Владимир Путин, особую помощь эксперты КСИИ оказали в вопросах привлечения в российскую экономику иностранных специалистов, в июле вступили в силу поправки в миграционное законодательство — для высококвалифицированных специалистов отменены квоты при приеме на работу, процедуры максимально упрощены, все бумаги можно оформить за 14 дней. По новому порядку уже выдана первая тысяча разрешений.

Совет не ударил в грязь лицом и на этот раз. Премьер-министру был представлен доклад «Российская модернизация и научно-технические инновации с точки зрения иностранных инвесторов». Его основные идеи сводятся к следующему: модернизация может быть успешной, если «процесс поддерживается и продвигается на государственном, корпоративном и персональном уровне»; сейчас внутрироссийская аудитория воспринимает разговоры на эту тему как пиар — «необходимо показать способность решать конкретные задачи»; возможная конкурентная ниша РФ в глобальной экономике завтрашнего дня — экспорт интеллектуальных услуг; для этого нужны успешные международные партнерства для внедрения НИОКР в высокотехнологичных отраслях; весомые результаты могут быть достигнуты на временном горизонте в 15 лет; самая главная трудность — создание массового внутреннего спроса для наукоемких инноваций и внедрения системы инновационных инкубаторов для «зрелых» стартапов; серьезное препятствие — «масштабы стратегического сектора».

Существующие проблемы, по мнению авторов доклада КСИИ, может разрешить «добродетельный круг», когда одна мера тянет за собой другие: борьба с бюрократией и упрощение административно-правового, налогового и финансового регулирования создадут массовый внутренний рынок для наукоемких инноваций, что со своей стороны даст импульс росту инновационной культуры предпринимательства.В ответ Владимир Путин, подробно рассказав о состоянии и перспективах экономики и работе по снятию основных озабоченностей иностранных инвесторов, обратил их внимание на ряд конкретных шагов правительства. Не раскрывая деталей, премьер-министр анонсировал новую программу приватизации, заметив, что «на торги будут выставлены весьма интересные госпакеты». Наряду с этим в рамках усилий по дебюрократизации экономики в России появится единая национальная система аккредитации, которая упростит допуск новых товаров и услуг.

Владимир Путин сообщил и о других решениях: проработке вопроса о составлении специального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов (качество работы с инвесторами станет одним из базовых критериев оценки эффективности деятельности региональных администраций и их руководителей); обязательной публикации регионами и муниципалитетами информации о перечнях перспективных территорий для промышленной и жилищной застройки; упрощение доступа предпринимателей к инфраструктуре естественных монополий, электрическим и инженерным сетям.

По мнению Председателя Правительства РФ, серьезный интерес для инвесторов могут представить проекты и программы по созданию по сути дела новых рынков или переформатированию уже существующих. Речь может идти, например, о рынках энерго- и ресурсосберегающего оборудования, энергетического аудита, других услуг в сфере повышения энергоэффективности. Весьма перспективны вложения в модернизацию здравоохранения, жилищное строительство эконом-класса, сооружение дорог и т.п. Кроме того, считает Владимир Путин, новые возможности для ПИИ открываются в контексте развития Таможенного союза и формирования единого экономического пространства (со 170-миллионным рынком) России, Белоруссии и Казахстана.

Безусловный приоритет, уверен премьер-министр — привлечение, так называемых, умных инвестиций, то есть вложений, сопровождающихся передачей технологий и созданием высокотехнологичных и хорошо оплачиваемых рабочих мест. Первейшее условие для этого — открытая и привлекательная инвестиционная среда с максимально либеральными нормами регулирования, адекватными налогами и высоким качеством работы госаппарата. Путь к этому, однако, тернист и извилист. Эксперты отмечают, что существующая среда накладывает на инвесторов риски, возможность влиять на которые у них сильно ограничена. Нужен своего рода «интерфейс», одного КСИИ недостаточно.

Ответом на этот запрос и стало объявление первого вице-премьера Игоря Шувалова «инвестиционным омбудсменом», к которому инвесторы могут напрямую обращаться «со своими нуждами, предложениями и идеями». Наблюдатели полагают, что речь идет не о новом статусе, а скорее о метафоре. Тем более, что в распоряжении правительства от 2 августа 2010 года №1298-р в рамках распределения полномочий заместителей председателя правительства за Игорем Шуваловым уже записано «обеспечение координации» министерств и ведомств «по обращениям иностранных и российских инвесторов». Самих же слов омбудсмен или инвестиционный уполномоченный в распоряжении нет. Обычно в международной практике «омбудсмен» - это независимое от органов власти лицо, деятельность которого регулируется специальным законом.

В нашем случае, опасаются эксперты, «прямого общения» может не получиться уже в силу ведомственной лестницы и действующего «порядка обращения инвесторов по проблемным вопросам, возникающим при ведении бизнеса в России» (справку об этом 20 августа разместило на своем сайте Минэкономразвития), согласно которому начинать надо с МЭР, а именно с департамента инвестполитики и частно-государственного партнерства2 .

Процедурная коллизия, очевидно, так или иначе будет преодолена. По сути же Игорю Шувалову придется заниматься «развязыванием» конкретных проблем у конкретных компаний, иначе, считают в аппарате правительства, иностранцы просто не поймут, что же меняется в стране3 . Во главу угла, таким образом, поставлено испытанное «ручное управление», только теперь уже точечными улучшениями инвестклимата. Следование принципу такого «конкретного историзма», в конечном счете, приведет к неким универсалиям в правилах игры. Вопрос в сроках и подстраховке со стороны регулятивных мер с существенно большей широтой охвата участников рынка (например, той же приватизации).

Отметим, что на минувшей неделе эта «интригующая» инвесторов тема получила продолжение. После состоявшегося в среду (20 октября) совещания у премьер-министра Игорь Шувалов конкретизировал планы приватизации. По сравнению с их первой летней «редакцией» ожидаемые доходы «подросли» на $10 млрд. Государство рассчитывает теперь получить от продажи активов 1,8 трлн. рублей. Вопросы приватизации федерального имущества (в том числе график) будут рассмотрены на одном из ближайших заседаний кабинета министров, скорее всего, в конце октября. Сумма в 1,8 трлн. рублей, впрочем, имеет шансы заметно увеличиться, поскольку регионам, госкорпорациям и компаниям с госучастием также даны поручения подготовить свои программы реализации принадлежащих им активов. Эта составляющая сокращения доли государства в экономике как собственника должна быть, как ожидается, никак не меньше, а быть может, и больше федеральной.

Предполагается, что новая приватизация пройдет в «две волны». В ходе первой (до 2013 года) предстоит снижение госпакета в Сбербанке до контрольного4 , а в ВТБ — ниже контрольного (10% акций могут быть проданы уже в текущем году, еще 10% — в 2011-ом, 10-15% — в 2012 году, если это будет приводить к росту капитализации банков, а не просто к отчуждению акций). В этот же период правительство намерено продать 50% минус одна акция «Совкомфлота», 4,11% Федеральной сетевой компании (после того, как цена одной акции подорожает до 50 копеек за штуку, сейчас около 37 копеек), 100% акций Объединенной зерновой компании, 7,97% акций ОАО «РусГидро».

Задачи «второй волны» (2013-2015 годы): снижение к 2015 году доли государства в ОАО «Роснефть» с 75,16% до контрольного пакета5 , продажи 25% минус одна акция в ОАО РЖД6 , 50% минус одна акция в «Росагролизинге»; 25% в Россельхозбанке (вероятнее всего, через допэмиссию); а также сокращение доли в Шереметьево (предложение о ее размере правительство ждет от инвестиционного консультанта7 ) и уменьшение до уровня контрольного госпакета в «Аэрофлоте8 ». После реорганизации «Связьинвеста» инвесторам могут быть предложены и акции «Ростелекома». До 2015 года должен быть снижен до блокирующего госпакет в ОАО «РусГидро».

Фондовый рынок незамедлительно отреагировал на правительственные планы: в четверг на торговых площадках царил ажиотаж, а список лидеров роста соответствовал программе приватизации. Объем торгов на ММВБ составил 92,5 млрд. рублей, в секции RTS Standard – 22,8 млрд. рублей. Индексы бирж соответственно составили 1528,11 пункта (рост на 2,3%) и 1604,86 пункта (увеличение на 3,1%). В обоих случаях это рекордные показатели текущего года.

В лидерах спроса выделились, прежде всего, Сбербанк, ВТБ и «Роснефть». Котировки их обыкновенных акций выросли в диапазоне 4,3-6,0%, суммарный объем торгов по ним составил 51,6 млрд. рублей. Особо «отметился Сбербанк (объем торгов 38,8 млрд. рублей), его акции подскочили на 5,7%, превысив психологически важную отметку в 100 рублей и завершив день на уровне 103,31 рубля (до исторического максимума 2007 года осталось «добрать» 10 рублей). Акции ВТБ не отставали - их рост по итогам дня 5,97%. Повышенным спросом (как внутренним, так и внешним) пользовались бумаги практически всех котируемых кандидатов на приватизацию. Даже относительно проблемная для рынка ФСК повысила капитализацию на 3,3%. В то же время акции «Транснефти», приватизации которой оказалась отложенной «до лучших времен», потеряли 5,6%.

Аналитики, впрочем, считают, что всплеск активности в конце истекшей недели вряд ли станет новым устойчивым трендом, поскольку фундаментальных причин для общего роста площадок пока не видно. Тем не менее, уровни поддержки приватизационного списка, как ожидается, вновь будут протестированы рынком к середине новой недели, когда правительство уже приступит к строго формальному (с принятием соответствующих решений в нормативных актах) рассмотрению «пятилетки приватизации».

По мнению большинства экспертов, принципиально важный вопрос — формы и методы продажи.

Высоковероятны два главных варианта — приобретение госпакетов стратегическими и/или институциональными инвесторами и предложение акций на открытом рынке. Возможны и их комбинации, нельзя исключить и обмен активами. В первом случае для РФ открывается новый сегмент глобального финансового рынка — приходят игроки, работающие преимущественно с «длинными деньгами». Их потенциал и выбор в пользу российских активов гораздо более многообещающ, чем текущий эффект от двух-трех даже сверхкрупных сделок. Следствие второго пути — те же «длинные деньги», взятые с рынка, рост free float и капитализации компаний, повышение кредитных рейтингов и т.п. Общая результирующая обоих способов — солидный стимул развитию отечественного финансового (фондового) рынка.

Вместе с тем, никакой «железобетонной» неотвратимости превращения желаемого в действительное здесь нет. Как считают в ИНСОРе, приватизационная программа, сохранив вспомогательную роль в решении проблемы бюджетного дефицита, может столкнуться с риском размывания своей миссии как инструмента системного улучшения инвестклимата, если она не будет поддержана усилиями государства, направленными на институциональное и инфраструктурное обустройство финансовых рынков, увеличение их емкости, создание в России международного финансового центра и т.п. При этом финансово-рыночная повестка должна реализовываться с опережением.

В заключение заметим: события минувшей недели еще раз обнажили непреложный факт — устойчивый рост невозможен без инвестиций. Стимулирование мотиваций к ним — абсолютно необходимое условие модернизации. При этом критически важно не затягивать с переходом от неизбежных точечных мер к фронтальным. Это не просто, но здесь как раз тот случай, когда движение — все!

Марина Войтенко - руководитель департамента информационных программ Центра политических технологий



1. По оценке ЮНКТАД, объем ПИИ в глобальной экономике в целом в 2010 году составит $1,2 трлн., в 2011-ом возрастет до $1,3-1,5 трлн., а в 2012 году до $1,6-2,0 трлн. Россия попала в ТОП-10 самых перспективных мировых инвестиционных площадок.
2. Статистика уже имеющихся обращений показывает, что 52% касаются вопросов таможенного и миграционного законодательств, регулирования торговли, превышения полномочий госорганами. На дискриминацию в арбитражах и проблемы с защитой прав собственности поступает 20% жалоб, на административные барьеры, в том числе на региональном уровне – 28%.
3. Показательна жалоба Schlumberger, касающаяся спора ее «дочки» «Поморнефтегазгеофизики» с миграционной службой по Ненецкому АО. В 2009 году прокуратура обвинила компанию в нарушении трудового законодательства: среди ее сотрудников обнаружилось шесть граждан Украины, а иностранцы не могут трудиться в структурах, использующих приборы с радиоактивными источниками. Граждан Украины потребовали уволить, а компанию оштрафовали на 800 тыс. рублей. Schlumberger оспорила решение, объясняя, что геофизические исследования скважин не проводятся без приборов, содержащих радиоактивные источники слабой мощности. Первые две инстанции компания выиграла, но кассация оказалась в пользу ФМС. Высший арбитражный суд рассматривать дело отказался. Тогда Schlumberger обратилась в правительство РФ с просьбой внести поправки в исходные нормативные документы. Обращение рассматривается. Тем более что коллизия касается и других сфер: наличие, например, иностранца рентгенолога может повлечь за собой штраф или даже приостановку деятельности медицинского учреждения.
4. В СМИ называют и другие сроки – продажа 9,3 –процентного пакета акций может пройти в 2011-2014 годах.
5. Продажа 45% акций будет сочетаться с обменом активами со стратегическими инвесторами. В контексте приватизации «Роснефти» ожидаются новые законодательные инициативы, улучшающие инвестклимат в нефтегазовой отрасли. Отказ государства от контрольного пакета возможен лишь после 2015 года.
6. Детали этой «операции» далеко не ясны. По поводу вероятного состава активов существуют разные точки зрения. В Минтрансе, например, рекомендуют, прежде всего, продавать «дочки» - Первую и Вторую грузовые компании, а также «Трансконтейнер».
7. В Минтрансе считают, что в Шереметьево можно продать 5-10% управляющей компании; 40-45% — на рынке.
8. Эксперты полагают это справедливым, так как снижение до блокирующего уровня преждевременно: сначала должна завершиться реорганизация компании и расчистка долгов авиаперевозчиков, акции которых передаются «Аэрофлоту» (Владивостокавиа, «Саратовских авиалиний», «Сахалинских авиатрасс», Кабминводыавиа, Оренбургских авиалиний и др.).

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net