Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

25.11.2010 | Алексей Макаркин

Боголюбский конфликт

Свято-Боголюбский женский монастырь Владимирской епархии, расположенный в нескольких километрах от Владимира, в последнее время оказался в центре громкого скандала, ставшего предметом пристального внимания СМИ. Несколько воспитанниц монастырского приюта обвинили монахинь в издевательствах над ними. В прессе активно обсуждались идеологические взгляды неформального лидера монашеской общины – духовника монастыря и настоятеля его храмов 84-летнего архимандрита Петра (Кучера). Особенностью конфликта был тот факт, что в качестве основного обвинителя выступал не светский журналист или правозащитник, а известный клирик Владимирской епархии, священник Виталий Рысев, приютивший бывших воспитанниц в руководимой им епархиальной школе-пансионе в Михалях города Суздаля. В свою очередь, сторонники архимандрита Петра обвинили отца Виталия в серьезных злоупотреблениях.

13 ноября стали известны промежуточные результаты конфликта. Решением архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия наказаны обе стороны, активно участвовавшие в противостоянии. Архимандрит Петр уволен со своих должностей, ему разрешено проживать на покое в Свято-Боголюбском монастыре. Также должности настоятельницы этой обители лишилась монахиня Георгия, одна из ближайших соратниц архимандрита Петра. Ее преемница будет назначена на свой пост решением Священного Синода – и очень сомнительно, что это будет протеже отца Петра.

В то же время и священник Виталий Рысев смещен с постов директора школы-пансиона и благочинного (старшего священнослужителя) Суздальского округа епархии; он остался лишь настоятелем Михаило-Архангельского прихода Суздаля. Школа в Михалях преобразована в Православную общеобразовательную школу с продленным днем, причем в ней запрещено проживание детей. Руководству Свято-Боголюбского женского монастыря в категорической форме также предписано не допускать проживания на территории обители несовершеннолетних, а также исключить проживание при обители трудников (работников) или трудниц с детьми.

Свое распоряжение иерарх принял, как говорится в документе, «с целью оздоровления атмосферы» и «принимая во внимание личностный аспект сложившейся конфликтной ситуации». Сущностной оценки событиям, происходившим в монастыре и школе, архиепископ давать не стал, от определения правых и виноватых воздержался, видимо, ожидая результатов расследования уголовных дел, возбужденных по заявлениям бывших воспитанниц приюта. Однако уже сейчас можно сделать некоторые выводы из этой скандальной истории.

Старец или сектант?

Архимандрит Петр – личность харизматическая. Ветеран войны, кавалер нескольких боевых наград, в том числе двух орденов, майор в отставке, он пришел в церковь в зрелом возрасте. После ухода с военной службы работал ветеринаром; в это время (в 1960-е годы) он стал прихожанином Русской православной церкви. Еще до принятия монашества будущий архимандрит, по собственным словам, имел дело с необычными явлениями. В 1969 году ему было видение Гроба Господня, в 1971 году явился Иоанн Предтеча (в виде спящего на лестнице человека, которого Петр Кучер увидел рядом со своей квартирой по пути в магазин), в 1975 году, незадолго до принятия сана ему явилась Богородица. Уже будучи священнослужителем он дважды сталкивался с нечистой силой, причем один раз бес, пытавшийся увлечь его в лес, явился к нему в образе знакомого майора КГБ, отдыхавшего в это время в другом городе. После разоблачения, повествует отец Петр, бес удалился, передвигаясь на 5-10 сантиметров выше земли. Сразу отметим, что мистический опыт имелся у очень многих христианских подвижников, в том числе у канонизированных святых. Другое дело, что рассказы отца Петра предельно «приземлены», но подробности этого опыта всего лишь характеризуют боголюбского архимандрита как старца постсоветского времени, мистика которого лишена всякой утонченности.

В августе 1975 года Петр Кучер стал священнослужителем, первоначально служил в латвийском Даугавпилсе, был последователем знаменитого старца, пережившего многочисленные гонения, архимандрита Тавриона (Батозского), являвшегося духовником Спасо-Преображенской пустыни близ города Елгавы. Впрочем, о. Таврион считался человеком достаточно широких взглядов, толерантно относившимся к представителям других христианских вероисповеданий, но при этом являлся харизматичной фигурой, привлекавшей к себе верующих из разных регионов страны. Представляется, что именно харизма, сильные личностные качества архимандрита Тавриона стали образцом для его ученика, тогда как терпимость старца он явно не унаследовал.

После кончины старца Тавриона о. Петр в 1979 году стал его преемником, причем уже тогда проявились особенности его характера. Правящий архиерей назначил духовником пустыни другого монаха, но о. Петр и его сторонники смогли настоять на своем, ссылаясь на волю почившего старца. В 1991 году он стал духовником восстанавливаемого Задонского Свято-Тихоновского женского монастыря Воронежской епархии. За пять лет под его руководством обитель была отреставрирована, в нее стали приезжать многочисленные паломники.

В 1996 году отец Петр был замечен в активной политической агитации в поддержку Геннадия Зюганова во время президентской избирательной кампании, причем, объясняя свой выбор, он ссылался на волю явившегося ему апостола Павла. Тогда же в Задонском монастыре произошел конфликт – большинство сестер, сторонниц архимандрита, выступили против настоятельницы. Тогдашний воронежский архиерей, «крепкий хозяйственник» митрополит Мефодий, принял жесткое решение – взбунтовавшиеся монахини вместе с духовником были с помощью ОМОНа выдворены из обители. Некоторое время они жили на городском вокзале, а затем перебрались в Суздаль, где присоединились к Российской православной свободной церкви – группе, отделившейся от Русской православной церкви за границей и возглавляющейся бывшим патриархийным архимандритом Валентином (Русанцевым). Сейчас эта организация именуется Российской православной автономной церковью, а Валентин руководит ею в сане митрополита. Русская православная церковь применила в его отношении «крайнюю меру» - отлучение от церкви, считая его сектантом.

Понятно, что появление во Владимирской епархии сплоченного отряда монахинь во главе с харизматическим лидером могло существенно усилить позиции Валентина – именно поэтому Московская патриархия решила пойти со «старцем» на компромисс. Спустя несколько месяцев после ухода из Русской православной церкви архимандрит Петр и его сторонницы вернулись в нее, принеся необходимое в таких случаях покаяние. Взамен они получили в свое распоряжение находившийся в плачевном состоянии Свято-Боголюбский монастырь и активно занялись его обустройством – в короткие сроки обитель была отремонтирована. В монастырь стали обращаться за помощью социально неустроенные люди, для детей которых был создан приют, деятельность которого и стала основанием для обвинений в адрес монастыря.После того, как в 2002 году отец Петр снова занялся общественной деятельностью, организовав протест против принятия монастырями ИНН, церковное начальство решило применить в отношении него санкции, но относительно мягкие, с тем, чтобы не повторились «задонские» события. Архимандрит, как и ранее, оставался полным хозяином в обители и, более того, стал распространять свою деятельность далеко за ее пределы, выступая в качестве идеолога реакции в Русской православной церкви. В 2004 году архиепископ Евлогий пытался сместить отца Петра с должности духовника монастыря, но в ответ от Боголюбова до центра Владимира прошло массовое шествие сторонников архимандрита. Глава епархии был вынужден отступить.

Пастырь и паства

Отметим, что старчество в истории Русской церкви традиционно играет большую роль. В сознании верующих оно нередко противостоит церковной иерархии, далекой от проблем простого человека, нередко забюрократизированной. Старец же воспринимается как хранитель ценностей духовных, мудрый и простой одновременно, обладающий к тому же немалым житейским опытом и готовый поделиться им с верующими. Целью жизни одних старцев было спасение душ людей, обращавшихся к ним за духовным советом, - такова судьба св. Серафима Саровского, св. Амвросия Оптинского, в прошлом веке - архимандрита Иоанна (Крестьянкина), архимандрита Тавриона (Батозского) и многих других. Целью жизни других старцев становится спасение мира от дьявольских наваждений, в этом мире присутствующих в изобилии. Эти «мракоборцы» склонны везде искать заговоры темных сил, они ведут за собой людей, но при этом отягощены многочисленными предрассудками, свойственными современному им обществу.

Кредо архимандрита Петра - смесь традиционного православного благочестия и современных предрассудков. Он умеет говорить с людьми на их языке - его проповеди просты и доходчивы даже до самого непросвещенного человека, случайно оказавшегося в монастыре. Как и многие советские люди, он стихийный государственник, для него мир носит «черно-белый» характер, как, впрочем, и для его паствы. С одной стороны, государственные люди - от Николая II до Сталина, с другой – разрушители - Ленин, Горбачев, Ельцин. Современный мир опасен, в нем почти везде – зло, от которого может защитить лишь молитва и опека опытного старца.

Архимандрит Петр – убежденный противник ИНН и новых российских паспортов; по его мнению, они являются дьявольским изобретением. Оказывается, в новых паспортах есть пластинка, на которую помещен личный номер, который заложат в электронные машины. А главная машина - компьютер «Зверь» - уже находится в Брюсселе, ставшем, по информации о. Петра, центром царства Антихриста. Понятно, что сам боголюбский монах никогда в Брюсселе не был, но он доверчиво воспроизводит в своих проповедях эту информацию, заимствованную из ультраправых националистических листков. Тем более, что она полностью соответствует его мироощущению. В мире отца Петра Гитлер и Муссолини выполняют указания базельского сионистского центра, а если беременная женщина засмотрится на красавца-еврея, то ребенок может родиться похожим на еврея, хотя бы отец его и был чистейшим украинцем (эти примеры заимствованы из его проповедей).

Мир отца Петра и его паствы - герметичен и конспирологичен до маний. Это связано не только с сильной личностью духовника, но и с особенностями постсоветской жизни, когда для множества людей стало невозможно вести прежнюю, нормальную по их представлениям, жизнь. Привычной работы не стало (завод или научный институт закрылся или перепрофилировался), дети заняты только собой, многочисленные товары, продаваемые в магазинах, в большинстве случаев недоступны по цене. По телевизору показывают агрессивную рекламу и западные фильмы со стрельбой и иным насилием. Возникает сильнейшее желание вернуться в старый, предсказуемый мир, а так как это невозможно, то найти другой, в чем-то похожий, например, в монастыре. Где не надо принимать трудные решения - за тебя думает мудрый старец. Других таких людей «заносит» в секты - по этим же самым причинам.

Но кроме «обездоленной» паствы у архимандрита есть и статусные союзники – в противном случае, монастырь не мог бы активно развиваться, заниматься ремонтными работами и издательской деятельностью, содержать приют. По данным СМИ, у монастыря быстро появились высокопоставленные покровителей во Владимире, Москве и других регионах, которые часто приезжали в обитель и делали щедрые пожертвования. Был организован Попечительский совет обители, персональный состав которого не обнародуется, однако в монастыре объясняли это тем, что он якобы состоит из очень высокопоставленных чиновников, генералов спецслужб и крупных бизнесменов, которые не хотят или не могут афишировать свое членство в совете.

В свою очередь, отец Петр всячески подчеркивает свое всяческое уважение по отношению к силовым структурам. В частности, в феврале 2005 года, выступая перед сотрудниками ФСБ, он пафосно заявил, что «сегодня вы поистине последние могикане чести, самоотверженности, труда, мужества и преданности нашему народу. Пройдут времена лихолетья, и благодарные потомки наши золотыми буквами напишут ваши имена на скрижалях русских сердец за ваш решающий вклад в дело спасения нашего Отечества».

Скандальный конфликт

Таким образом, смещение отца Петра с должности было нелегким делом. Однако уже в прошлом году стало ясно, что его позиции слабеют. Причиной стало бегство из монастыря воспитанницы Вали Перовой, обвинившей монастырское начальство в жестоком обращении с детьми. Тогда прокуроры в действиях монахинь-опекунов уголовной составляющей не нашли, в возбуждении уголовного дела было отказано.

Однако «дело Вали Перовой» привлекло внимание институтов гражданского общества к ситуации в монастыре. Кроме того, с критикой в адрес «боголюбских» порядков выступил ряд священнослужителей. В ноябре 2009 года комиссия Московской патриархии по изучению ситуации в Свято-Боголюбском монастыре обнаружила педагогические ошибки, а также констатировала «ряд принципиальных ошибок в организации жизни детей, пребывающих при монастыре». Руководству обители были даны рекомендации по исправлению сложившейся ситуации. В декабре настоятельницу обители лишили права опекунства в отношении содержавшихся в приюте подростков по итогам деятельности рабочей группы, созданной постановлением главы региона Николая Виноградова. Весной 2010 года монастырь проверяла еще одна комиссия из Патриархии, установившая, что рекомендации выполняются недостаточно.

Представляется, что эта история совпала с двумя различными процессами. С одной стороны, с желанием команды нового патриарха навести порядок в церковной среде, ликвидировав ультраконсервативную оппозицию, выступающую против принятия верующими ИНН, новых паспортов, участия в переписях и критикующую священноначалие за конформистскую позицию. В крайне радикальном варианте конфликт проявился в 2008 году, когда против нынешнего патриарха (тогда еще митрополита) Кирилла выступил лишенный ныне сана чукотский епископ Диомид. Однако и после победы над архиереем-бунтовщиком у него осталось немало симпатизантов.

С другой стороны, Свято-Боголюбский монастырь оказался удобным объектом критики для сторонников расширения прав несовершеннолетних в соответствии с современными европейскими принципами (в том числе введения ювенальной юстиции и реализации ряда других мер). Именно в ультраконсервативной церковной среде сформировалась наиболее активная оппозиция ратификации Россией Европейской конвенции по правам ребенка. Когда ратификация Федеральным собранием все же состоялась, началось давление на президента, с тем чтобы он не подписывал соответствующий закон. Когда Дмитрий Медведев его подписал, то ультраконсерваторами это было расценено как поражение патриарха Кирилла. В любом случае, демонстрация негативных сторон жизни монастырского приюта делали менее убедительными аргументы церковных сторонников безусловного «почитания старших» и отрицателей законодательного регулирования прав детей.

Таким образом, возникла уникальная ситуативная коалиция, направленная против православных ультраконсерваторов (при том, что умеренные консерваторы из окружения патриарха и либералы-западники принципиально расходятся по большинству общественно значимым вопросам). «Дело Вали Перовой» не привело к смещению отца Петра, но в феврале 2010 года ему было сделано серьезное предупреждение. Издательский совет Русской церкви включил сборник его проповедей «Блюдите убо, како опасно ходите» в список изданий, не рекомендованных к распространению в храмах и монастырях, так как в ней «содержатся утверждения, противоречащие вероучению Православной церкви».

Нынешней осенью на истязания пожаловались еще две сбежавшие из Боголюбово воспитанницы. На основании заявления девочек было возбуждено два уголовных дела. К расследованию подключились уполномоченный по правам человека Владимир Лукин и уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов. При этом Лукин занял однозначно жесткую позицию по отношению к монастырским порядкам. В официальном сообщении пресс-службы омбудсмена сказано, что Лукин в конце октября встретился с бывшими воспитанниками монастырского приюта, которые сообщили ему о жестоком обращении с ними со стороны воспитателей: «Их избивали ремнем, девочкам клочьями состригали волосы, заставляли работать на поле с раннего утра до позднего вечера с небольшими перерывами на завтрак и обед, закрывали на длительное время в холодном помещении, лишали еды, оставляя сухари и воду». Владимир Лукин заверил детей, что держит ход расследования под контролем и будет просить, чтобы дело велось при непосредственном участии Генеральной прокуратуры. По информации пресс-службы, одна из воспитанниц сообщила омбудсмену, что на ее глазах воспитатель монастыря засунула руку ее младшей сестры в печь на несколько секунд. В результате девочка получила сильный ожог. Дети также пожаловались Лукину на давление, которое на них оказывают родители, монахини и прихожане, требующие не рассказывать о заведенных в монастыре порядках.

В то же время Астахов занял более осторожную позицию. 9 ноября он заявил, что хочет дождаться выводов экспертизы: «Есть вопросы, на которые могут ответить только узкие специалисты, это важнее, чем опросы, разговоры и досужие беседы». По словам уполномоченного, опросы, в которых участвовала его комиссия, показали, что «дети, к сожалению, не готовы рассказать всю правду и тем более не готовы сказать, почему они так поступают, то они говорят о насилии, то потом отрицают, то снова говорят».

В тот же день появилась информация о том, что губернатор Владимирской области Николай Виноградов заявил, что рабочая группа, созданная по его распоряжению для изучения ситуации вокруг монастыря, закончила свою работу - фактов жестокого обращения с детьми в этой обители не выявлено. Однако вскоре произошло неожиданное событие – пресс-служба областной администрации заявила, что слава губернатора были неверно процитированы. По словам Виноградова, «в обязательном порядке нужно решать проблему паспортизации взрослых, находящихся в монастырях, и определения и документирования детей, находящихся в монастырях. Необходимо четкое определение правил игры». Он же высказался за разработку на уровне патриархии и высшей государственной власти единых нормативных документов, регламентирующих пребывание и обучение детей при монастырях: «Сегодня в целом ряде случаев условия пребывания, организации обучения трактуются самостоятельно самими религиозными организациями, монастырями».

Ситуация, действительно, носит сложный характер – монахини решительно отрицают все злоупотребления с их стороны. В высказываниях бывших воспитанниц могут быть преувеличения. Однако вряд ли можно сомневаться в том, что система воспитания в монастыре мало соответствовала принципам современной педагогики, для которой, в принципе, недопустимо насилие над личностью (например, телесные наказания, даже если они и не носят характера «избиения», или оставление без еды, пусть и на сравнительно короткое время). В монастырской же практике нет самого понятия прав личности – его заменяет иерархическое подчинение младших старшим. Другое дело, что оно может проводиться в жизнь с разной степенью тактичности, но «герметичный» мир Боголюбской обители вряд ли способствовал умеренности. В связи с этим обращают на себя внимание выводы специалистов, изучавших деятельность монастырского приюта в прошлом году по поручению губернатора Виноградова, вовсе не являющегося «врагом» обители. Она зафиксировала, что общий подъем детей происходил в 05:30, в распорядке их дня не было предусмотрено свободное время, в рационе питания отсутствовали мясо и птица. Ранний подъем, кстати, объяснялся теми самыми полевыми работами, на которые жаловались воспитанницы.

Одним из основных критиков практики Свято-Боголюбского монастыря стал священник Виталий Рысев – в руководимую им «образцовую» школу (которую недавно посетил президент Дмитрий Медведев) в нынешнем году были переведены более 30 подростков из монастырского приюта. Однако вскоре родители подростков из числа паствы отца Петра стали забирать детей из школы – судя по всему, для того, чтобы вернуть их в сферу влияния монастыря. Возник конфликт между отцом Виталием, с одной стороны, и родителями, поддержанными активистами близких к монастырю организаций, с другой. Их недовольство вызвали, в частности, рассказы отца Виталия о том, что в монастыре детей в наказание за проступки морили голодом, при этом в пример им приводили «мужество и решительность» ваххабитов, «потому что они борются против мирового сионизма, против глобализма, люди решительные и мужественные». По словам советника уполномоченного по правам человека Натальи Яковлевой, пикетчики даже в ночное время стучали в окна спальни оставшихся в школе детей, требуя от них «покаяния и возвращения в монастырь». Сторонники архимандрита Петра начали жесткую кампанию против священника Рысева, обвинив его в различных грехах – от пьянства до изнасилования (на основе заявления некоей девушки, поданного еще в 2008 году, после рассмотрения которого в возбуждении уголовного дела было отказано за отсутствием состава преступления).

Промежуточные итоги

Итак, архиепископ Евлогий, очевидно, по указанию (или, как минимум, с санкции) высшего церковного руководства принял решение наказать как монастырское начальство, так и отца Виталия. Информационная война, захлестнувшая Владимирскую епархию, стала наносить серьезный имиджевый ущерб церкви в целом, и активность не только архимандрита Петра, но и священника Рысева, активно контактировавшего со СМИ, стала вызывать раздражение у священноначалия.

Кроме того, возникла угроза для самого существования православных приютов – тем более, что еще 31 августа министерство образования и науки издало письмо, согласно которому религиозные организации не могут быть отнесены к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, куда в соответствии с Семейным кодексом устраиваются (передаются под надзор) дети, оставшиеся без попечения родителей. Руководитель юридической службы Патриархии инокиня Ксения (Чернега) в конце октября заявила, что «конфликт в Свято-Боголюбском монастыре используется Минобрнауки России в целях ограничения права религиозных организаций непосредственно осуществлять деятельность по содержанию, воспитанию и образованию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В то же время предпринята еще одна попытка – после неудачной в 2004 году – отстранить архимандрита Петра от фактического руководства монастырем. Есть основания полагать, что она может быть более успешной – с учетом жесткой позиции патриарха Кирилла в отношении своих праворадикальных критиков.

Алексей Макаркин – первый вице-президент Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net