Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Выборы 10 сентября 2017 года не продемонстрировали каких-либо однозначных и однонаправленных тенденций в развитии электорального процесса. Напротив, существенно выросло влияние местных условий на итоги голосования. И, судя по всему, отсутствие каких-либо жестких установок центра в отношении того или иного сценария проведения выборов (по крайней мере, ход кампании и ее итоги не позволяют утверждать об их наличии) привело к заметному «разбеганию» этих сценариев в регионах.

Бизнес, несмотря ни на что

Под прицелом санкционной политики стран Евросоюза и США в отношении России оказался, в частности, топливно-энергетический комплекс, зависимый от передовых технологий нефте- и газодобычи, доступ к которым Запад ограничил. Но насколько значимым, по прошествии трех лет, оказалось воздействие, в частности – в Арктическом регионе, где подобные технологии имеют особенно большое значение?

Интервью

16 ноября в Ельцин Центре известный политолог, первый вице-президент фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин прочитает лекцию «Корпоративные пантеоны героев современной России» и ответит на вопрос: какие исторические персонажи являются героями для современных российских государственных ведомств, субъектов Федерации и профессиональных сообществ?

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Взгляд

06.12.2010 | Игорь Бунин

Послание преемника

30 ноября президент России Дмитрий Медведев обратился с ежегодным посланием Федеральному Собранию РФ. Значительная часть элиты ожидала услышать в послании нечто новое о планируемых структурных реформах в основных сферах государственной жизни. По данным СМИ, послание несколько раз откладывалось, что означало – идет согласование ключевых, скорее всего конфликтных и спорных моментов. Тот факт, что в итоговом варианте наиболее противоречивые темы обойдены – свидетельство того, что многое осталось за скобками.

При этом и сам Медведев предварительно вывел за рамки послания тему политической реформы, выступив с видео обращением в своем блоге и указав на «признаки застоя». При этом вместо предложения новых мер по борьбе с застоем, президент подвел итоги прежних реформ, которые выглядят скорее периферийными и частичными.

Экономический и политический блоки были сведены в нынешнем послании к минимуму, хотя некоторые акценты президент все же расставил. Так, в давнем споре между сторонниками приоритета поддержания социально-экономической стабильности (Минфин) и развития (экономическая команда президента и МЭР в правительстве), Медведев поддержал последних. Однако при этом новых идей о перераспределении финансовых ресурсов в пользу тех или иных инициатив не прозвучало. Модернизация сохранила свою приоритетность, но ее пафос был заметно снижен до инструментального характера.

В то же время значительно повысилось внимание президента к технической стороне «модернизации» и его предложения стали более конкретными. Однако и они были восприняты как полумеры, не способные оказать существенного влияния на продвижение модернизационных проектов. Так, в числе основных предложений в области экономики – сохранение двухлетнего льготного налогового периода для малого бизнеса, работающего в сфере производства и социальной сферы. Но, во-первых, это не решает проблему растущего налогообложения малого бизнеса с начала 2011 года (льготы затронут лишь небольшую часть), а, во-вторых, пока неясно по каким критериям отделять льготников от остальных категорий, что признал помощник президента Аркадий Дворкович. Вице-премьер Алексей Кудрин оценил льготу в 30-40 млрд руб. в год. Общее увеличение нагрузки от повышения взносов — порядка 800 млрд руб, то есть речь идет всего о 5%. Президент также поручил правительству направлять не менее половины средств от экономии бюджетных средств и дополнительных доходов на модернизационные проекты. «Ресурсы надо использовать не для латания дыр», - указал президент, тем самым, поддержав сторонников более активных инвестиций государства в экономику. В действительности, опять же, речь идет о необходимости дофинансировать те направления, который отобраны в рамках президентской комиссии по модернизации – из 5 млрд потрачено только 1,5 млрд. В послании также упомянуты модернизационные приоритеты, выдвинутые еще в предыдущем послании – инновационная деятельность (в том числе Сколково), энергоэффективность, атомная промышленность, фармацевтика, атомная отрасль.

Центральным же сюжетом послания стала политика в области детства, и тут были выдвинуты громкие инициативы, которые, по данным прессы, были сформулированы при активном участии нового советника Медведева Евгения Юрьева, основателя инвестиционной компании АТОН. С помощью этой темы произошла своего рода «социализация» модернизации, позволяющая через тему детства выйти на целый комплекс проблемных тем в государственной политике: реформа образования, социальная поддержка семей и детей-инвалидов, правозащитная тематика. В частности, предложено выделять каждой семье при рождении третьего ребенка земельный участок. Большое внимание уделено вопросам обеспечения подростков качественной медицинской помощью, проведению более глубокой диспансеризации, повышению качества образования. Медведев поручил направлять не менее 25% средств от финансирования здравоохранения на технологическое обновление детских поликлиник и больниц, расширить возможности использования материнского капитала, изменить систему налоговых вычетов для семей с детьми.

Одновременно президент предложил подумать о вычете из налогооблагаемой базы любой благотворительной помощи – сейчас этот вопрос один из самых непростых. В принципе президент затронул практически все наиболее острые проблемы, касающиеся положения детей. Особое внимание уделено вопросам развития дошкольного образования, поддержки домашних детских садов, защиты прав беспризорников. Медведев предложил в каждом субъекте РФ создать институт уполномоченного по правам ребенка, законодательно ограничить права тех, кто признан виновным в нарушении детских прав, внедрять новую социальную программу «доступная среда», касающуюся, в частности, проблем инвалидов, создать дошкольные группы при школах.

Если традиционно послания адресованы как элите, так и обществу, то нынешнее послание, с акцентом в пользу проблематики детства, в большей степени адресовано населению, что потенциально имеет электоральное значение.

В отношения с региональными элитами Медведев предложил ввести два новых критерия для оценки эффективности работы губернаторов на своих постах – это политика в области экологии и улучшение инвестиционного климата, создание рабочих мест. И хотя в реальности такие показатели на практике мало учитываются (как правило, гораздо большее значение имеет реальный политический вес губернатора, его отношения с партией власти и ключевыми игроками на федеральном уровне), но сам факт обращения к критериям оценки работы губернаторов подчеркивает особую компетенцию президента в этих вопросах.

Гораздо более значимой с институциональной точки зрения стало продолжение темы реформирования в сфере госуправления. Антибюрократическая и антикоррупционная тематика сохраняет не меньший уровень актуальности, чем год или два назад. При этом и здесь произошла своего рода «социализация» вопроса: внимание было сосредоточено на конкретных нуждах российских граждан, чьи права нарушаются при обращении к органам госвласти. Медведев призвал к «прозрачности, четкости и простоте в каждодневных отношениях» органов власти и народа. В качестве конкретных мер Медведев предложил повсеместно вводить принцип «одного окна», больше использовать экстренные возможности для оказания услуг, ввести ответственность за нарушение сроков и процедур оказания услуг населению, а также возложить часть функций на некоммерческие организации, доверие к которым он также пытается восстановить. Это особенно важно на фоне политики последних лет президентства Владимира Путина, когда НКО позиционировались властью едва ли не как агенты западных спецслужб.

Продолжена линия на гуманизацию уголовного законодательства. Медведев заявил, что санкция за нетяжкие, малозначительные преступления не должна быть связана с лишением свободы. Он пообещал внести законопроект, который позволит суду применять дифференцированный подход. В рамках либерализации уголовного законодательства предлагается отменить нижний порог санкций в виде лишения свободы по 68 составам преступлений, арест и исправительные работы — по 115 составам. В антикоррупционной политике Медведев ограничился двумя, однако институционально важными инициативами. Во-первых, он поручил ввести уголовную ответственность за посредничество в даче, получении взяток (это может быть связано с раскрытием преступной группы, которая организовывала передачу взяток за решения в области медицинской промышленности). Во-вторых, дал поручение правительству начать работу над новой редакцией закона 94, регулирующего госзакупки.

Политический блок в послании оказался весьма ограниченным. Это сделано сознательно, учитывая, что политреформам Медведев посвятил свое недавнее видеообращение. Однако созданная этим обращением интрига (каковы будут меры по преодолению «признаков застоя»), так и не получила продолжения. Медведев лишь предложил ввести смешанную или пропорциональную систему выборов на муниципальном уровне, что выгодно всем парламентским партиям. «Единая Россия» может повысить дисциплину среди своих местных депутатов, что актуально из-за многочисленных конфликтов в городских советах (например, в Туле, Смоленске и Мурманске; в то же время в Нижнем Новгороде при смешанной системе местные депутаты, патронируемые губернатором, успешно проигнорировали волю центрального руководства партии). Другие партии увеличивают свои шансы пройти в местные органы власти – в одномандатных округах наилучшие возможности имеют региональные нотабли, как правило, официально являющиеся членами или сторонниками «Единой России» (последних часто больше, причем они, как правило, идентифицируют себя скорее не с партией, а с местными кланами). Однако новация носит противоречивый характер – она создает условия для ограничения пассивного избирательного права (для беспартийных политиков), создается высокий риск искажения воли избирателей – при небольшом количестве распределяемых мандатов пропорция может сработать неадекватно.

Среди политически значимых заявлений можно выделить лишь два. Первое – это упоминание президентом выборов в Госдуму в декабре следующего года – тем самым, он положил конец слухам о возможном переносе даты выборов. Второе – это предложение органам власти избавляться от «заводов, газет, пароходов». По данным «Газеты.ру», в Кремле говорят, что соответствующий законопроект будет разработан в течение полугода. Однако речь идет в большей степени все-таки о региональных изданиях: новых владельцев получат около 80% СМИ. Такие государственные гиганты, как ВГТРК и РИА «Новости», таким образом, под указание президента не подпадают, они находятся в собственности Российской Федерации в лице Росимущества, заявил помощник президента Аркадий Дворкович. При этом эксперты отмечают, что в такой ситуации, рынок СМИ может заметно сократиться, так как возможностей содержать газету или телеканал есть не у многих и, это, как правило, сопряжено, с политическими задачами, что автоматически рождает конфликт. Кроме того, по данным ряда наблюдателей, место регионального собственника могут занять близкие к властным структурам компании, что в итоге способно сузить конкуренцию на рынке СМИ. В то же время инициатива Медведева – при ее последовательном проведении в жизнь – может стимулировать и позитивные изменения, связанные со снижением влияния государства на СМИ. Таким образом, как и во многих других вопросах, главным фактором здесь является практика.Большое внимание было уделено вопросам национальной безопасности и модернизации армии, что понятно – Медведев оказывает всяческую поддержку военной реформе, которую он обрисовал в общих чертах. В сфере международных отношений важнейшим эпизодом выступления президента стала его идея о сотрудничество с Европой по созданию единой ПРО. Медведев позитивно оценил итоги прошедшего недавно саммита Россия-НАТО, где он предложил обсуждать идею создания секторальной ПРО.

Западная пресса писала, что идея была встречена прохладно лидерами североатлантического альянса, и Медведев тут попытался простимулировать диалог, демонстрируя жесткость своей позиции как Западу, так и собственным силовикам. «Или мы достигнем согласия о противоракетной обороне... или же, если нам не удастся выйти на конструктивные договоренности, начнется новый виток гонки вооружений и нам придется размешать новые ударные средства», – сказал Медведев. Вслед за этим премьер-министр России Владимир Путин поддержал своего преемника, указав, что если США не ратифицируют договор об СНВ, начнется новая гонка вооружений. Интересно, что именно слова Путина затем были истолкованы СМИ как попытка возвращения к риторике «холодной войны». Россия заинтересована в том, чтобы подтолкнуть процесс ратификации договора в американском конгрессе, возвращаясь к использованию «страшилок».

Послание Медведева, сохраняя либеральную риторику в сфере совершенствования правовой базы, становится более практичным и социально ориентированным. С одной стороны, это снижает его конфликтный потенциал внутри элиты, повышает электоральную привлекательность, однако, с другой стороны, подтверждает ограниченность в проведении структурных реформ в политической и экономической сферах. В таком виде Медведев больше походит на преемника Путина, нежели на автономного деятеля, имеющего альтернативную повестку дня. Но это, одновременно, способно сохранить возможность выдвижения его кандидатуры в 2012 году, так как выбор в пользу «кандидата от тандема» во многом будет зависеть от степени сплоченности этого тандема. На данный момент «вопрос кандидатуры», очевидно, не решен, о чем в очередной раз дал понять Медведев, на сей раз в интервью польским СМИ: «Заранее об этом не объявляют. Такие вещи делаются в тот момент, когда это необходимо сделать», - и добавил: «У меня есть другие коллеги, которые тоже могут участвовать в этом политическом процессе». По мнению главы государства, главное сейчас - сохранить преемственность курса на модернизацию, а не делать акцент на конкретной личности.

Игорь Бунин – президент Центра политических технологий

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Прошел год с того дня, как Дональд Трамп одержал во многом неожиданную победу на президентских выборах в США. Срок достаточный для первых оценок и несмелых прогнозов, хотя на этой точке вопросов он перед Америкой поставил куда больше, чем дал ответов. Как же оценить итоги работы за год – с момента победы и почти десять месяцев – с момента вступления в должность?

Центр политических технологий провел третье исследование эффективности работы депутатов Госдумы в российских регионах. В рамках этого исследования нами была изучена работа депутатов в период с июля по сентябрь 2017 г. Акцент в исследовании, как и прежде, сделан на работе депутатов в регионах или на той деятельности депутатов в центре, которая приносит пользу регионам.

Когда Алексей Дюмин в начале прошлого года стал и.о. губернатора Тульской области, его сразу же стали воспринимать в публичном пространстве как возможного преемника Владимира Путина. С тех пор прошло почти два года, но слухов по этому поводу не становится меньше. Хотя вопрос о преемничестве выглядит непростым – представляется, что спешить с оценками не стоит.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net