Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Выборы 10 сентября 2017 года не продемонстрировали каких-либо однозначных и однонаправленных тенденций в развитии электорального процесса. Напротив, существенно выросло влияние местных условий на итоги голосования. И, судя по всему, отсутствие каких-либо жестких установок центра в отношении того или иного сценария проведения выборов (по крайней мере, ход кампании и ее итоги не позволяют утверждать об их наличии) привело к заметному «разбеганию» этих сценариев в регионах.

Бизнес, несмотря ни на что

Под прицелом санкционной политики стран Евросоюза и США в отношении России оказался, в частности, топливно-энергетический комплекс, зависимый от передовых технологий нефте- и газодобычи, доступ к которым Запад ограничил. Но насколько значимым, по прошествии трех лет, оказалось воздействие, в частности – в Арктическом регионе, где подобные технологии имеют особенно большое значение?

Интервью

16 ноября в Ельцин Центре известный политолог, первый вице-президент фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин прочитает лекцию «Корпоративные пантеоны героев современной России» и ответит на вопрос: какие исторические персонажи являются героями для современных российских государственных ведомств, субъектов Федерации и профессиональных сообществ?

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Комментарии

09.12.2010 | Игорь Бунин

В России только два реальных избирателя – Путин и Медведев

Вопрос о характере подготовки к президентским выборам в России надо рассматривать, не прибегая к европейским или американским аналогиям, – формальным или неформальным праймериз, «раскруткой» кандидатов с целью максимизировать рейтинг.

Российские выборы плебисцитарны по своей сути. Кстати, в прошлый раз фактическим плебисцитом были не только президентские, но и парламентские выборы, на которых избиратели голосовали «за» или «против» Владимира Путина.

Если Путин вновь возглавит список «Единой России» в 2011 году, то мы получим очередной плебисцит с достижением конституционного большинства, если нет, то «единороссы» могут получить «всего лишь» абсолютное большинство, а результаты других партий немного повысятся. Плебисцитарный характер выборов в этом случае начнет «размываться», но это относится только к думскому голосованию.

На выборах же президента сохранится прежняя схема: один кандидат от консолидированной власти и противостоящие ему политики, типа Зюганова и Жириновского, играющие роль статистов. Политической системе хватит запаса прочности для того, чтобы выборы прошли по этому сценарию, где реально присутствуют два избирателя – Путин и Медведев, которые согласуют, кто из них станет кандидатом. Я не верю в то, что они будут электоральными конкурентами, так как они слишком рациональны, чтобы обрушить существующую систему, основанную на консолидации элит.

Думается, что последние заявления президента и премьера являются составляющими их стратегий публичного позиционирования. А именно: Путин стремится подтвердить, что является одним из реальных лидеров страны и останется им в любом случае, вне зависимости от того, вернется ли он на пост президента, или нет. Поэтому он подчеркивает свое влияние и на экономический курс, и на внешнюю политику как на европейском, так и на американском направлении.

В то же время для Медведева значимы месседжи, которые он направляет различным аудиториям, демонстрируя, что он обладает серьезными планами относительно второго срока. В своем послании он ставит (как и в 2009 году) задачи, далеко выходящие за рамки его первого срока. Подчеркивает социальную ориентацию своего политического курса. Дает понять Западу, что совместим с европейскими ценностями. А также демонстрирует своему коллеге по правящей диархии, что не склонен к революционным изменениям в политической сфере, готов действовать в рамках существующей системы, хотя и постепенно, эволюционно модернизируя ее в соответствии с демократическими принципами. Не случайно, что критичная оценка системы прозвучала не в послании, а в интернете, и являлась, таким образом, импульсом для дискуссии, а не сформулированной официальной позицией. Большой вопрос, готовы ли к этой дискуссии элиты, в большинстве своем выступающие за сохранение статус-кво (как это делали и их предшественники в 70-е годы).

И Медведев, и Путин демонстрируют следование модернизационной парадигме, предусматривающей ставку на диверсификацию экономики и сближение с Западом, хотя в их позициях есть и существенные различия в акцентах, обусловленные менталитетом этих политиков. Для Медведева модернизация – большая стратегическая ставка, причем модернизацию он воспринимает как комплексную, включающую в себя и политический компонент, хотя и с неким отставанием от экономического. Путин, как представляется, пришел к идее модернизации, в значительной степени исходя из сугубо прагматического подхода. Кризис 2008 года показал, что «так жить нельзя», что без сущностных изменений страна обречена на утрату конкурентоспособности, деградацию. Поэтому слова Медведева о том, что главное – сохранить преемственность власти и преемственность курса, надо рассматривать как консолидированную позицию двух лидеров.

Хотя главная проблема – как не «заболтать» модернизацию в условиях скептического отношения элит, сформировать представительную общественную коалицию в ее поддержку, заинтересовать, «расшевелить» людей, которые многократно «обжигались» и боятся, как бы ни было хуже. Важно на конкретных примерах (в частности, реформы МВД, борьбы с коррупцией) показать россиянам, что власть настроена серьезно и способна принимать эффективные решения.

Материал опубликован на сайте Slon.ru 08.12.10

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Прошел год с того дня, как Дональд Трамп одержал во многом неожиданную победу на президентских выборах в США. Срок достаточный для первых оценок и несмелых прогнозов, хотя на этой точке вопросов он перед Америкой поставил куда больше, чем дал ответов. Как же оценить итоги работы за год – с момента победы и почти десять месяцев – с момента вступления в должность?

Центр политических технологий провел третье исследование эффективности работы депутатов Госдумы в российских регионах. В рамках этого исследования нами была изучена работа депутатов в период с июля по сентябрь 2017 г. Акцент в исследовании, как и прежде, сделан на работе депутатов в регионах или на той деятельности депутатов в центре, которая приносит пользу регионам.

Когда Алексей Дюмин в начале прошлого года стал и.о. губернатора Тульской области, его сразу же стали воспринимать в публичном пространстве как возможного преемника Владимира Путина. С тех пор прошло почти два года, но слухов по этому поводу не становится меньше. Хотя вопрос о преемничестве выглядит непростым – представляется, что спешить с оценками не стоит.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net