Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

До губернаторских выборов в ряде регионов России осталась неделя. Главный вопрос, захвативший повестку вокруг единого дня голосования, – вероятность второго тура. 27 августа РБК со ссылкой на источники, близкие к Кремлю, опубликовал данные закрытых социологических исследований, проведенных для администрации президента, по результатам которых рейтинги всех врио губернаторов, участвующих в предстоящих 8 сентября выборах, позволяют им победить в первом туре.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

13.12.2010 | Татьяна Становая

В Европу со своей модернизацией

7 декабря в Брюсселе состоялся 26 саммит Россия-ЕС, который стал едва ли не самым успешным за последние годы: стороны, пойдя на компромиссы, наконец, согласовали условия вступления России в ВТО, а также договорились о подготовке плана отмены визового режима. Успехи прошедшего саммита только предстоит конвертировать в реальные дивиденды, и это может стать личной заслугой президента Дмитрия Медведева.

Нынешний саммит проходил вслед за юбилейным летним саммитом, оцененным наблюдателями как один из самых «прохладных» в истории отношений России и ЕС. Даже при наличии политической воли с обеих сторон, присутствовало много скепсиса в отношении инициатив и активности России, в том числе и по визам, существовал дефицит «работающей» позитивной повестки дня. «Подвисшим» оставался и процесс переговоров о подготовке нового соглашения о стратегическом партнерстве. В этот раз Россия заняла более гибкую позицию по ряду политически значимых вопросов, а ЕС согласился более практично взглянуть на московские предложения.

Главный итог – согласование условий вступления России в ВТО. Этому предшествовал год крайне активных переговоров с Финляндией, требующей отказа от повышения пошлин на вывоз необработанной древесины. В Хельсинки поочередно ездили премьер-министр Владимир Путин и президент Дмитрий Медведев. Последний визит, уже со стороны президента Финляндии состоялся за месяц до саммита Россия-ЕС, но о каких-то позитивных результатах тогда не сообщалось. Еврокомиссар по торговле Карел де Гюхт говорил, что без отказа России от повышения пошлин на лес ЕС будет блокировать вступление страны в организацию «до конца 2011 года». Москва же держала длительную паузу в отношении перспектив снижения пошлин, публично обозначив своим приоритетом поддержку российской деревообрабатывающей промышленности. Мораторий на повышение пошлин должен был быть отменен 1 января 2011 года, но до конца не было известно о реальных намерениях кабинета министров. Против пошлин сработал и экономический фактор: потребление древесины в период кризиса резко упало.

Успеху предшествовало и преодоление внутрироссийских противоречий по ВТО. Напомним, что 9 июня прошлого года премьер-министр Владимир Путин неожиданно объявил о прекращении переговоров по вступлению в ВТО и вступлении в эту организацию совместно с Белоруссией и Казахстаном, что откладывало российскую интеграцию в ВТО на неопределенное время. Затем на протяжении года и Кремль, и правительство пытались «сохранить лицо», выправить ситуацию, утверждая, что вступление в ВТО состоится именно Таможенным союзом, но при этом каждая страна будет вести свои переговоры отдельно, и вступать, соответственно тоже. Появилась своеобразная игра: Путин расставлял акценты жестче, давая понять западным партнерам, что у проекта вступления России в ВТО появился конкурент – формирование Таможенного союза и ЕЭП. Медведев занимал более определенную позицию, говоря о безусловности приоритета интеграции во Всемирную торговую организацию. Аналогичную позицию занимали и представители экономического блока в правительстве (Минэкономразвития, а в нынешнем году и вице-премьер Игорь Шувалов). Сейчас приоритет вступления в ВТО является в России политически консенсусным.

В рамках саммита глава Минэкономики Эльвира Набиуллина и комиссар ЕС по торговле Карел де Гюхт подписали меморандум о завершении переговоров по вступлению России в ВТО. В документе отмечается, что стороны сняли все проблемные вопросы. Россия отказалась от планов повысить пошлины на экспорт леса со следующего года, а после своего вступления в ВТО и вовсе пообещала их снизить. Кроме того, Россия взяла на себя обязательство в течение семи лет после присоединения к ВТО снизить импортные пошлины на новые иномарки: за четыре года — до 25%, за следующие три — до 15%, заявил источник «Ведомостям». Ввозные пошлины на иномарки правительство подняло с 2009 г, что было мерой по поддержке российского автопрома, оказавшегося в ужасном положении на фоне финансово-экономического кризиса. При этом конъюнктурные факторы сочетались с долгосрочными интересами «дирижистов» внутри правительства и околоправительственных структурах (например, «Ростехнологии»), лоббирующих протекционистские меры в пользу российского автопрома.Как заявил по итогам саммита глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, вступление Москвы в ВТО – это уже реальная перспектива, а сам саммит он назвал лучшим из тех, в которых ему доводилось участвовать. Теперь российские переговорщики ожидают, что Россия может вступить в ВТО в первой половине следующего года.

Еще одной перспективной темой стало обсуждение вопроса о перспективах отмены визового режима между Россией и ЕС. Для Медведева это стало своего рода задачей номер один в отношениях с ЕС. Однако Брюссель отнесся к этому прохладно, сдержанно воспринимая и излишнюю активность Москвы в этом направлении. Так, источники в ЕС признавались в СМИ, что для них стала неприятным сюрпризом передача на прошлом саммите проекта договора об отмене визового режима, подготовленного Москвой. ЕС не устраивает нежелание Москвы услышать требования по смягчению собственного режима по отношению к иностранцам и передвижению внутри страны. Источник в Еврокомиссии говорил во время прошлого саммита, что помимо таких проблем, как необеспеченность россиян биометрическими паспортами и несоответствие российских процедур охраны границ европейским, ЕС настораживает неготовность Москвы отменить жесткие правила внутренней регистрации иностранцев. В итоге обязательство «не спешить» пришлось взять самой России - по результатам саммита был одобрен совместный план по переговорам об отмене визового режима.

Как стало известно «Коммерсанту», план состоит из четырех основных блоков. В первом из них Москве предлагается поработать над обеспечением безопасности удостоверяющих личность документов, перейдя на использование биометрических паспортов, а также сделать обычной практику информирования Интерпола об утерянных либо украденных паспортах. В блоке, касающемся борьбы с нелегальной миграцией и вопросов реадмиссии, говорится о совместном контроле на границах и управлении миграционными потоками, а также о политике предоставления убежища в соответствии с Женевской конвенцией 1951 года и нью-йоркским протоколом к ней. Третий раздел как раз стал свидетельством готовности России идти навстречу Европе по политическим вопросам: в нем говориться о том, что Москва берет на себя обязательства по усилению борьбы с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией, для чего предлагается наладить сотрудничество с правоохранительными структурами европейских стран.

В заключительном разделе плана «Международные отношения и фундаментальные права» речь идет о начале реализации антидискриминационной политики, предполагающей полный доступ граждан к получению документов, необходимых для поездок, а также создание условий для свободного перемещения людей в пределах страны проживания.

«Мы распишем поэтапный план,— заявил глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу.— В итоге появится соглашение, пока же мы договорились о процессе». «Мы четко понимаем две вещи: первое — виз быть не должно, и второе — сделать это нужно так, чтобы не разбалансировать ситуацию в ЕС»,— заявил Дмитрий Медведев.

Наконец, третьей темой, имеющей особое значение персонально для Медведева, стало сотрудничество с ЕС в области модернизации. Еще на прошлом саммите было принято совместное заявление по «Партнерству для модернизации», в котором декларируется поддержка вступления России в ВТО, содействие в развитии низкоуглеродной экономики, сотрудничество в сфере инноваций, борьба с коррупцией. Жозе Мануэл Баррозу особо отметил на итоговой пресс-конференции, что модернизация должна касаться не только экономики, но и таких вещей, как верховенство закона. Набор политических мер сохранился: обеспечение эффективного функционирования российской судебной системы, усиление борьбы с коррупцией и укрепление диалога с гражданским обществом. На этот раз Медведев также подчеркнул, что политически значимые рекомендации ЕС услышаны Россией и приняты позитивно. «Модернизация — это приоритет для нашей страны. Она включает не только новые технологии, но и обновление общественных институтов. Партнерство приобрело рабочие очертания, — сообщил президент Медведев и добавил: — Не нужно ждать, что мы за год все сделаем».

Темы энергетических отношений, которые до сих пор для Москвы были едва ли не самыми приоритетными (на фоне продвижения идей энергобезопасности, взаимозависимости потребителей и производителей, обмена активами, поддержки трубопроводных проектов), оказались несколько на периферии. Активно обсуждался и вопрос, идеологически более близкий Медведеву – это тема энергоэффективности и развития альтернативных источников энергии: ЕС и Россия договорились развивать такие проекты. В то же время от своей традиционной позиции Москва тоже не отказалась, настаивая при этом на признании европейцами приоритета строительства Nord Stream и South Stream и коррекции Третьего энергопакета ЕС.

Тема энергетических отношений стала приоритетной в рамках переговоров Медведева с бельгийским премьером Ивом Летермом. По итогам подписан меморандум по газу, в соответствии с которым «Газпром экспорт» будет закачивать в бельгийские подземные хранилища по 300 млн кубометров газа в год. Это позволит российской монополии активнее торговать топливом на торговой площадке Зебрюгге со странами Северной и Западной Европы.

Для продвижения на переговорах с ЕС России пришлось занять более однозначную позицию по ВТО, признать набор «политических тем» в рамках модернизационной повестки дня, отказаться от ряда протекционистских мер в экономике, вопреки позиции влиятельных «дирижистов». По большому счету, это можно назвать не только внешнеполитическим, но и внутриполитическим успехом Медведева, которому также удалось уйти от чрезмерного доминирования противоречивой темы энергетического сотрудничества (учитывая, что амбиции России в этой сфере воспринимаются как угрозы в ЕС). В случае же успешного продвижения по вопросу отмены виз, Медведев может получить и неплохие политические дивиденды перед выборами, записав в свои заслуги не только «перезагрузку» в отношениях с США, но и «перезагрузку» в отношениях с Европой. С той лишь разницей, что во втором случае позитивные изменения на практике ощутит значительная часть россиян.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net