Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

14.12.2010 | Борис Макаренко

Проспали!

Не только СМИ, не только Интернет, но и «курилки», и «лавочки» бушуют спорами и оценками того, что произошло на Манежной площади в минувшую субботу и грозит повториться на многих других площадях. Кто эти нелюди? Почему это все произошло? Ответы на самом деле гораздо проще, чем кажется. Эти нелюди живут среди нас, просто мы очень упорно делали вид, что их не замечаем.

Не могу сказать, что меня шокировали слова Главы ГУВД Москвы Владимира Колокольцева: «Даже многие милиционеры не знают, что означает 282-я статья УК [разжигание межнациональной розни], но почему-то когда я в этой толпе встречаюсь с так называемыми болельщиками и от меня там требуют как от начальника ГУВД отменить 282-ю статью... и когда при этом ещё скандируют «два-восемь-два, два-восемь-два» - то я был далек от мысли, что на этой площади собрались спартаковские или иные спортивные болельщики», - [интервью НТВ, цитируемое РИА «Новости»]- я это и так знал..

Я сам спартаковский болельщик, и, как и большинство других наших болельщиков, такого не скандирую. Равно как не издаю «обезьяньего уханья», когда мяч получает темнокожий футболист российского клуба, не рисую банан на плакатах, посвященных выходцам с африканского континента (случай с одним нигерийским футболистом, получивший широкую известность в прессе, как отечественной, так и зарубежный), не проявляю расизм еще многими способами, зарегистрированными квалифицированными наблюдателями за российскими футбольными трибунами (смотри, например, квалифицированный и дотошный «разбор полетов» - http://demagogy.ru/news/2010-10-18/aleksei-sorokin-o-futbolnom-rasizme-vse-khorosho-prekrasnaya-fifa). Такие поступки совершает не большинство, а меньшинство болельщиков, но совершает регулярно, с отдельным удовольствием – при этом совершенно безнаказанно и даже без осуждения обществом и профессиональным сообществом. И грань между ненавистью к иной расе легко перетекает в ненависть к другой национальности и религии. И тогда происходит Манеж.

Что стоит за этим равнодушием? Отчасти – традиционное у наших «статусных людей» желание списать все на вражеские козни, мол, опять клевещут на нас, чтобы или лишить чемпионата мира - а таким проискам мы даем отпор и никак иначе. Эти господа, может, хорошо разбираются и в футболе, и особенно в кознях, но совершенно не понимают, что европейская мораль однозначно нетерпима и к рисованию бананов, и к обезьяньему уханью, и любым иным попыткам тонко завуалировать расистские проявления. Тем паче – к попыткам официальных дядей объяснить, что «бананом» у нас на студенческом сленге называют «двойки». Может, их мораль нам и не указ, но такие аргументы на зарубежную аудиторию производят впечатление оправдания или пособничества расизму. Это не значит, что в английском, или каком ином футболе, нет расизма трибун – это значит, что с ним там борются и проявляют нетерпимость.

А у нас? Есть заявления о программе противодействия расизму в футболе – но где сама программа? Есть разовые штрафы клубам (упомянутый выше материал насчитал их пять штук). А дальше – та же стена искреннего непонимания и бездействия. Если через пару дней после расистских выходок на Манежной наш футбольный бомонд собирается, чтобы создать Национальный футбольный союз, то как же можно в этот день не высказать своего отношения к тому, что произошло несколько дней назад? Да, погром совершали не все болельщики, и многие из них, наверное, и не болельщики вовсе. Но наличие в фанатской среде агрессивного расистского меньшинства – неоспоримый факт. Заразность этой дурной болезни для населения, в котором сильны ксенофобские и антимигрантские настроения – очевидна. Президент страны высказался однозначно и жестко – но где заявления партий и общественных организаций, где выступления нашей патриотической молодежи, которая в других ситуациях более, чем активна? Да и нужны ли для таких заявлений и выступлений слова Президента? Там, где на нас клевещут, на следующий день бы люди вышли на улицы под антирасистскими лозунгами без всякой указки свыше.

Вернемся к тому, с чего начали. Почему же наша милиция не знает, что такое «разжигание межнациональной розни»? Вот с «несогласными», с «движением 31», с «левыми маршами» - им все понятно. И задерживать активистов еще на подходе к площади не стесняются… Не буду рассуждать на тему, что сами товарищи милиционеры (без пяти минут – господа полицейские) думают о кавказцах – правоохранительные органы должны быть нейтральными, когда стоят на страже закона и правопорядка. Главное в другом – им команды не было, что расизм – это плохо. И не уточнили им список лозунгов, которые попадают под 282 статью УК. А может, и нет таких лозунгов, которые наши следователи, прокуроры и судьи считают попадающими под статью? Сколько раз уже не находили этого «разжигания» в случаях, когда все было ясно? Это Вам не «несогласные» - там цифра «31» - это уже состав.

Так что, на самом деле удивительно в истории с Манежной площадью только одно: почему она не случилась раньше. И накапливающееся социальное раздражение, которое не могло найти выражения в форме нормальной политической оппозиции. И молодежь, которой не хватает нормального гражданского воспитания, потому что его не хватает и более старшим возрастам. И невоспитанная нетерпимость к расизму и ксенофобии. Да, и вполне конкретные процессы в среде футбольных фанатов, которая, конечно, не совпадает со средой «скинхедов», но пересечения-то точно есть. И – пожалуй, самое главное – система координат «дозволенное – недозволенное», в которой расизм оказывается менее страшным зверем, чем правозащитное движение. Проспали! Мурло расизма вылезло из берлоги. Загнать его назад сложно, но можно. Что надо делать?

Футбольному сообществу решительно – нет, не отмежеваться от подонков, а объявить им войну. Начать движение «Футбол без расизма и ксенофобии», включить в него бывших и нынешних футбольных звезд (пока мне встретились правильные и точные суждения по этому поводу только одного футболиста – знаменитой «четверки» «Спартака» и сборной Евгения Ловчева). Попросить помощи у ФИФА и УЕФА в поиске методов противодействия.

Начать мощную кампанию социальной рекламы – «Нетерпимость убивает». Наше общество имеет хорошую традицию сосуществования и взаимодействия разных вер и народов, но эта традиция пассивна, а порой – на бытовом уровне – по факту терпима к ксенофобии. Его надо пробудить, указать на всю опасность раскрутки ситуации с нетерпимостью.

Рассмотреть – вплоть до специального пленума Верховного Суда, практику применения (или неприменения) 2820-ой статьи УК. Каждый правоприменитель должен получить совершенно четкий и недвусмысленный сигнал о том, где проведена красная линия недозволенного.Наконец, против этой нечисти должно встать все гражданское общество. Настоящее – по зову души, а те общественные организации и движения, которые так любят изображать патриотизм по указке сверху, могли бы наконец заняться подлинно патриотическим делом: противостоять расизму и ксенофобии.

И тогда мы победим.

Борис Макаренко - Председатель правления Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net