Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

24.01.2011 | Татьяна Становая

Политика и экономика в борьбе за стратегию развития

Высокопоставленные представители президентских и правительственных структур делают заявления, демонстрирующие необходимость серьезной корректировки экономической политики в условиях прогнозируемого сокращения финансовых ресурсов, которыми обладает государство. Другое дело, что пока неясно, идет ли речь о продвижении только экономической модернизации или в ней должна быть и серьезная политическая составляющая.

Представляется, что в экономической области существует альтернатива – либо инерционный курс, на проведение которого оказывают значительное влияние различные лоббистские группы, либо проведение модернизации, включающей, в частности, принятие жестких непопулярных мер. Судя по всему, в «чистом виде» ни один из этих сценариев не реализуем, но особую важность представляет вектор экономического курса, определяющий официально провозглашенные приоритеты. Интрига усугубляется в предвыборный год. Самое позднее - к декабрю - тандем будет вынужден окончательно определиться, кто должен пойти на президентские выборы и, соответственно, каковы будут приоритеты государственной политики.

Однако эти приоритеты могут быть определены на основе консенсуса между президентом и премьером, вне зависимости от того, кто из них будет баллотироваться на выборах 2012 года. Видимо, именно это имел в виду Дмитрий Медведев, когда говорил в минувшем декабре о том, что главное – «преемственность власти и преемственность курса». Представляется, что это понимают в окружении как президента, так и премьера. Причем если сторонники Медведева изначально выступали за модернизацию, то позиция представителей правительства сложнее и претерпевает определенную эволюцию. В то же время модернизационная повестка, сформулированная Медведевым, на практике реализуется лишь локально (например, по «Сколково»), либо периферийно (затрагивая те институты и механизмы, которые не оказывают существенного влияния на инвестиционный климат, положение бизнеса, защиту прав собственности и т.д.). Более того, возникает вопрос о том, насколько можно проводить новый курс в условиях доминирования традиционной бюрократической элиты, тесно связанной с государством (и обладающей мощным лоббистским потенциалом), и крайне слабой связи власти с гражданским обществом, недостаточного авторитета большинства институтов.

19 января помощник президента Аркадий Дворкович дал интервью интернет-изданию «Газета.ру», в котором выступил с целым рядом политических заявлений, а также комментариями по социальной и экономической политике. Заявления Дворковича можно рассматривать как в той или иной степени экстраполяцию взглядов самого главы государства. Аркадий Дворкович выступил не просто как помощник президента, он показал, что имеет собственные взгляды на проводимую правительство политику, имеет ощутимые расхождения с отдельными членами путинского кабинета и что не менее важно – демонстрирует собственные амбиции на госслужбе (выступил за выделение из министерства образования и науки министерства просвещения, которое выразил желание возглавить). Интервью Дворковича интересно с той точки зрения, что на его основе можно выстроить набор тем, которые дискутируются внутри власти.

Например, как заявил Дворкович, «просто прийти к уровню до кризиса - это нельзя считать успехом. Если мы сможем сделать так, чтобы при этом на первый план с точки зрения темпов роста вышли новые сферы экономики, высокотехнологичные, а также услуги сельского хозяйства, чтобы при этом существенно сократился уровень бедности, тогда это преодоление кризиса». В то же время еще в конце 2010 года Путин говорил, что кризис успешно преодолен, о чем не раз говорил и в рамках «прямой линии», и в заключительном общении с журналистами. С точки зрения команды президента – это не так. Дворкович в своем интервью заявил, что «доля ответственности» за недостаточно быстрые темпы восстановления экономики, «лежит, в том числе на правительстве». «Поэтому говорить о том, что работа абсолютно эффективна, я думаю, даже он бы не сказал так. Хотя, повторяю, я считаю, что все равно оценка положительная», - сказал помощник президента. Впрочем, высказывания представителей экономического блока правительства традиционно более сдержанны, чем политически значимые выступления премьера (например, первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил о том, что преодоление кризиса будет завершено лишь в 2012 году).

Позиция Дворковича, высказанная в интервью, подчеркнуто либеральна. «В РФ были повышены бюджетные расходы, чтобы стимулировать экономику к выходу из кризиса. Рост доходов был намного более скромным. При этом еще до кризиса государство взяло на себя обязательство по значительному повышению социальных расходов. В т. ч. пенсий и расходов на здравоохранение. Я считаю, что выполнение государством ранее данных обещаний, обязательств - это нормально, это хорошо. Но кризис вынудил делать это в том числе и путем повышения налогов и других обязательных платежей. Это тяжелое решение. Я надеюсь, что по мере преодоления последствий кризиса мы сможем снизить те ставки, которые сейчас установлены… Я надеюсь, что с 2012 года сможем сформулировать другую структуру налогов с тем, чтобы она не была столь обременительной для большей части российского бизнеса», - сказал Дворкович.

В то же время в последние дни стало известно, что правительство вступило в стадию поиска новой модели экономического управления после кризиса. Так, Путин поручил обновить стратегию-2020, - ее новый вариант должен включать в себя решения по крайней мере четырех крупных проблем, рассказал «Ведомостям» ректор Академии народного хозяйства (АНХ) Владимир Мау: новая модель регулирования в национальном и глобальном масштабе, новые валютный и финансовый механизмы, адаптация экономики к новым технологическим вызовам, новая социальная политика. При этом он признал, что ответов пока нет. Об этом же сказал и высокопоставленный источник в правительстве: «Допускаю, что правительству придется принимать непростые решения, в условиях ограниченного бюджетного ресурса другого выхода нет». Речь может идти о «жестких сценариях» — повышении косвенных налогов или пенсионного возраста, об отмене налоговых льгот, предупреждает он. Координатором обновления Концепции долгосрочного развития до 2020 года (утверждена в 2008 году) Путин назначил своего первого заместителя Игоря Шувалова. Он должен сформировать экспертные группы, привлечь специалистов - чиновников, ученых, бизнесменов, «признанных зарубежных экспертов».

Ежеквартально правительство будет изучать промежуточные результаты работы, в декабре - итоговый доклад. Эксперты сосредоточатся на уточнении механизмов, необходимых для достижения целей и задач стратегии-2020 с учетом выхода из кризиса и бюджетных ограничений, пояснил представитель секретариата Шувалова. Он не исключил, что в самое ближайшее время у первого вице-премьера пройдет совещание, на котором будут обсуждаться персональный состав экспертных групп и тематика. Работа будет базироваться на двух площадках: как АНХ, так и Высшая школа экономики (ВШЭ) – обе эти структуры включают в себя либеральных экономистов. Именно после встречи с сотрудниками ВШЭ в конце прошлого года у Путина созрело решение о необходимости обновления стратегии-2020.

В то же время жесткие меры в экономике могут привести к росту социальной напряженности, отказ от привычных преференций вызывает протест у их обладателей. Характерно, что Дворкович во время своего интервью выступил с радикальной инициативой – отменить стипендии в ВУЗах. «Скажу непопулярную вещь, но считаю, что это правильно: если мы все считаем, что всего нужно добиваться своим трудом, что работать должно стать модным, нужно отменить стандартные стипендии у студентов, потому что это неправильный сигнал, что ты за сам факт своей учебы получаешь компенсации. Можно работать после учебы: на кафедре, в библиотеке, в кафе, переводы делать, не денежные переводы, конечно», - сказал он. Идея сразу вызвала негативный резонанс и спровоцировала ожесточенную дискуссию в Twitter помощника президента. На ряде веб-сайтов, известных близостью к «кремлевским политтехнологам», вышли негативные публикации в адрес Дворковича. Однако крайне негативно идея отмены стипендий была воспринята и в студенческой среде, после чего помощник президента фактически дезавуировал свои слова, заявив, что он имел в виду необходимость замены стипендии на другие формы финансовой поддержки учащихся.

Недовольство менее мобильных социальных групп, чем студенты, может быть еще более сильным. Так, новосибирские пенсионеры 21 января перекрыли проспект в центре города, а на следующий день устроили митинг, направленный против ограничения льгот на проезд в общественном транспорте. Мероприятие продлилось примерно один час. Льготы на проезд в общественном транспорте были ограничены в соответствии с постановлением, подписанным главой региона в середине декабря. Из-за неспособности финансировать льготы в прежнем объеме власти оставили пенсионерам области по 30 бесплатных поездок в месяц.

Хотя правительство так же, как и президентская сторона, приходит к заключению о необходимости серьезной корректировки экономической политики, возникает вопрос, связанный с тем, должны ли либеральные экономические меры в экономике сопровождаться политическими. Экономист Сергей Алексашенко, представляющий ВШЭ, рассказал «Ведомостям», что по сути, как и многие госпрограммы, стратегия-2020 представляет собой «хотелки» с указанием их цены. Минувший кризис обнаружил, что денег у государства не столь большое количество, чтобы реализовать «хотелки». Поэтому правительство решило улучшить инвестиционный климат в стране и создать условия для лучшего развития. Однако без действующих и развитых базовых институтов (защита прав собственности, конкуренции, суды) и снижения уровня коррупции программа останется только «хотелкой».

В этих условиях встает вопрос о том, должна ли экономическая модернизация сопровождаться политической, и насколько она необходима для улучшения инвестиционного климата. Дворкович признал, что отток капитала из России – «подтверждение тем выводам, которые в том числе сделал президент, что у нас очень плохой инвестиционный климат». «Люди, покупающие иностранную валюту, предприниматели, те, кто осуществляют финансовые инвестиции, оценивают также как очень плохой. И что многие действительно не видят перспектив ведения бизнеса и инвестиций внутри РФ. Это подтверждается и цифрами инвестиционного роста», - сказал помощник президента. Это очень жесткое заявление, которое трудно соотносится с тем, что регулярно говорит премьер. Например, в сентябре в Сочи на международном форуме Путин заявил, что «к бизнес-климату в России предъявляют много претензий и не всегда они обоснованы. «Мы сами хорошо знаем наши проблемы и будем их последовательно решать», — обещал собравшимся Владимир Путин.

Наконец, уже много говорилось о разных оценках по «делу ЮКОСа», в частности, его влияния на инвестиционный климат в России. Так, еще в октябре прошлого года Путин говорил, что при оценке инвестиционного климата в России не стоит принимать во внимание дело ЮКОСа. По его словам, ЮКОС это «особый случай», связанный с уголовными преступлениями, а не только с неуплатой налогов. «Там люди осуждены за убийство, на них трупы висят», - заявил глава правительства в ходе своего выступления на инвестиционном форуме «ВТБ Капитала». Однако, по мнению Дворковича, «у значительной части, по крайней мере, зарубежного сообщества серьезные вопросы будут и оценка рисков работы в РФ повысится». Видимо, по этому вопросу во власти сохраняются разногласия, что привело к дополнительному разъяснению своей позиции со стороны Дворковича: он подчеркнул, что «большинство инвесторов будет продолжать работать в России, будет инвестировать» (таким образом, Дворкович занял позицию, более близкую к путинской).

Представляется что вопрос о характере модернизации (сугубо экономической или с политической составляющей) в значительной мере связан с решением «проблемы-2012». В ноябре прошлого года в интервью BBC Аркадий Дворкович, отвечая в интервью BBC на вопрос о том, хочет ли Дмитрий Медведев идти на второй срок, заявил: «Я думаю, хочет. В ином случае он бы не работал серьезно над инициативами, которые провозгласил, он бы не настаивал на их воплощении. Любой президент, который думает, что уйдет в отставку через год, ведет себя по-другому. Я думаю, что каждый, кто видит, что делает президент Медведев, приходит к выводу, что президент хочет продлить свое пребывание и продолжить следовать повестке дня, которую он начал в 2008 году». Помощник президента этим не ограничился и добавил: «Судя по тому, что я слышал от президента Медведева, он не исключает возможности того, что примет участие в выборах, и он определенно этого хочет». При этом Аркадий Дворкович не исключил, что и у премьера Владимира Путина тоже могут быть свои соображения на этот счет.

В январском интервью он заметно смягчил свою позицию, указав, что это было лишь его личное мнение. «На выборы президента в 2012 году и на решение того или иного кандидата идти на выборы будут влиять все перечисленные факторы - состояние экономики, успехи в работе и общественное мнение. Каким будет сочетание этих факторов к концу 2012 года, не берусь сейчас прогнозировать», - сказал он.

Дворкович в своем интервью признался, что много занимается вопросами молодежной политики и образования, рассказав, по сути, о попытках выстроить альтернативные механизмы принятия решений в этих областях. Причем эта альтернативность построена и на наличии непростых отношений с главой Росмолодежи Василием Якеменко, которого Владимир Путин фактически поддержал в ноябре, когда тот оказался под огнем критики либералов в связи с «делом Кашина». Дворкович, который в своем Twitter недавно осуждал ряд инициатив этого ведомства, заявил, что часто «не согласен и с теми решениями, и с теми инструментами политики, которые применяются. В том числе это касается и Росмолодежи. Но это не означает, что в этом случае я просто дистанцируюсь от самой темы, которой занимается это ведомство…».

Под конец помощник президента признал, что «судя по интернету», внутри власти действительно существует разделение на «либеральную команду второго срока Медведева и ту часть, которая выступает за новый срок Путина». У тандема остается не так много времени для принятия окончательного согласованного решения, но независимо от выбора кандидата обе команды вынуждены искать более или менее приемлемый идеологический синтез уже накануне парламентских выборов в Госдуму, которые запланированы на декабрь 2011 года.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net