Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

31.01.2011 | Марина Войтенко

Финансовые институты для инвестиционного роста

Итоги первого месяца 2011 годы, несмотря на усеченность рабочего графика, не оставляют сомнений в реальности понятия «спрессованности времени». Столь долго обсуждавшиеся намерения обустройства финансового рынка в своей технологической части, похоже, получили сигнал на старт.

Около двух месяцев назад Минфин инициировал возобновление давней, но периодически затухающей дискуссии о необходимости учреждения института мегарегулятора финансового рынка1. В конце ноября 2010 года глава ведомства Алексей Кудрин назвал эту идею вполне «реалистичной», а также отметил необходимость сближения регулирования сфер финансового рынка, финансовых инструментов с рынком страхования и рынком банковских услуг. «Будем двигаться постепенно. Думаю, что перспектива объединения как минимум двух структур для того, чтобы унифицировать инструменты регулирования, у нас есть", - подчеркнул министр финансов, выступая 24 ноября на Финансовом форуме России в Москве.

И уже в конце декабря прошлого года на сайте ведомства появился первый проект указа Президента РФ об образовании нового госоргана – Федеральной финансовой службы (ФФС). ФФС предлагалось создать на базе Федеральной службы страхового надзора (ФССН), упразднив Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР) и передав ее функции в ФФС. Но этот вариант не нашел поддержки ни у экспертов, ни у участников рынка. И уже в первый рабочий день после длинных новогодних каникул (11 января) Минфин предложил «перемену мест слагаемых»: ФССН упразднить, а ее полномочия по контролю и надзору в сфере страховой деятельности передать ФСФР.

20 января 2011 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал перечень поручений по итогам совещания о формировании международного финансового центра в России, состоявшегося 29 декабря 2010 года, в числе которых: в срок до 1 февраля Администрации Президента Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации внести согласованные предложения по оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка Российской Федерации.

28 января на совещании по экономическим вопросам Дмитрий Медведев сообщил о том, что проект указа, предусматривающий создание единой регулирующей службы для финансового рынка, уже готов. Как подчеркнул глава государства, новая структура должна стать более эффективным и надежным инструментом регулирования рынка, что особенно важно в связи с планами по созданию Международного финансового центра в Москве и напрямую связано с улучшением инвестиционного климата в стране.

Согласно проекту указа, служба, которая объединит Росстрахнадзор и Федеральную службу по финансовым рынкам, будет федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансового рынка, за исключением банковской и аудиторской деятельности. Правда, по вопросу «кураторства» Минфина в части законодательных инициатив еще будут проводиться дополнительные консультации.

Впечатляют намеченные сроки воплощения проекта в жизнь. Предполагается, что правительство в течение трех месяцев после подписания указа должно принять необходимые меры по его реализации. Ранее же сроки формирования мегарегулятора на финансовом рынке определялись как один-два года.

Не менее стремительными оказались и действия по образованию единой биржи путем слияния РТС и ММВБ. Этот вопрос также давно обсуждается в контексте создания в России международного финансового центра. Самым главным преимуществом объединения будет появление единого депозитария, которое сделает работу на РТС и ФБ ММВБ более удобной для участников торгов.

В уже упомянутом перечне поручений президента от 20 января предусмотрено и определение Банком России и правительством до первого июня порядка и сроков выхода ЦБ РФ из числа акционеров ММВБ.

В настоящее время основными акционерами центральной компании группы - ЗАО «ММВБ» - являются ЗАО «Международный Московский банк» с долей 12,7%, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк) с 11,8%. Госбанки - ВТБ и Сбербанк владеют по 7,6% и 7,5% акций соответственно. Доли в ММВБ имеет ряд других коммерческих банков. А самым крупным акционером является Центробанк. Но доля его на настоящий момент трудно поддается определению.

Ранее считалось, что ЦБ владеет 29,8% в капитале биржи и 42,3% капитала расчетного депозитария группы - Национального депозитарного центра (НДЦ). Но в декабре 2010 года последний был объединен с Расчетной палатой биржи, и новая структура, сложившаяся в результате этого слияния, получила статус небанковской кредитной организации - НКО. По закону же о Банке России, ЦБ не имеет права владеть долями в кредитной организации, и поэтому он должен был выйти из капитала НДЦ, например, обменяв свою долю на долю в ЗАО ММВБ. Таким образом, участие Центробанка в капитале группы ММВБ, вероятно, уже выросло - как считают некоторые эксперты, знакомые с ситуацией, примерно до 38%. При этом биржа работает с прибылью - отчета о прибылях за 2010 год еще нет, а вот прибыль за 2009 года у ЗАО «ММВБ» - 2,47 млрд рублей. Поэтому очевидно, что доля ЦБ в этом бизнесе стоит дорого. Так что выбор механизма определения стоимости доли регулятора – оценочный или рыночный – тоже станет предметом обсуждения принципов и условий создания новой единой биржи.

Чисто коммерческая сторона сделки по объединению ММВБ и РТС, похоже, также движется вперед семимильными шагами. Первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев в кулуарах Всемирного экономического форума в Давосе сообщил журналистам, что «стороны сильно продвинулись в понимании сравнительной оценки». Напомним, Алексей Улюкаев как председатель совета директоров ММВБ направил предложение крупным акционерам РТС в ноябре прошлого года продать 20% капитала биржи исходя из оценки РТС в $750 млн, а оставшиеся 80% обменять на 17-20% акций ММВБ. Акционеры РТС должны были принять решение по поводу предложения ММВБ еще в ноябре, но их не устроила цена. Сейчас обсуждаются совсем иные параметры продажи - 30-35% акций и обмен оставшейся их части с коэффициентом один к трем. Ориентировочная цена - $1,15-1,2 млрд.

Алексей Улюкаев сообщил СМИ о том, что договоренности с акционерами фондовой биржи РТС по вопросу ее слияния с ММВБ могут быть достигнуты в ближайшее время. По словам источника РИА Новости, существует большая вероятность того, что крупнейшие акционеры РТС согласятся на сделку и биржа откажется от запланированного на 2011 год IPO. Тем не менее, на минувшей неделе в Лондоне на организованном Deutsche Bank форуме «Russia One-on-One» председатель правления РТС Роман Горюнов говорил как раз о подготовке к IPO, намеченного на текущий год. На 31 января назначен совет директоров РТС, в повестку дня которого входит пункт «О ходе подготовки к публичному размещению акций РТС (IPO) и реализации стратегических инициатив, альтернативных IPO РТС».

Впрочем, все это - вопрос цены, касающийся только участников сделки. Для инвесторов и участников рынка важнее другое. В результате слияния РТС и ММВБ появится очень крупная, достаточно капитализированная биржа с солидным по мировым меркам объемом торгов. С точки зрения создания в России международного финансового центра – это, безусловно, существенное продвижение вперед. Однако существуют риски монополизации услуг и, следовательно, - установления размера комиссий. Сейчас они определяются в условиях конкуренции между площадками. Кроме того, в отличие от ММВБ РТС всегда была более лояльна к участникам рынка, иными словами, клиентоориентирована. Но как раз именно это – одна из составляющих успеха международных площадок, в конкурентную борьбу с которыми должна вступить новая российская биржа. Вопрос о том, какая политика возьмет верх, пока остается открытым.

Госдума в январе тоже проявила оперативность. Принятый еще в 2009 году в первом чтении законопроект «О клиринге и клиринговой деятельности» прошел сразу и второй и третий круг. При этом по максимуму были учтены все поступившие от регуляторов, бизнес сообщества и экспертов замечания. Сейчас в документе предусмотрено разделение функций клиринга и центрального контрагента. Несмотря на всю непопулярность ликвидационного неттинга2 (из-за риска возможности опережающей передачи средств компаниями-банкротами своим «дружественным структурам), это понятие включено в текст закона, что поможет снизить риски инвесторов, а следовательно добавит привлекательности российскому финансовому центру.

Заметным событием, с точки зрения разворота институтов финансовой системы к задачам роста инвестиций, стало совещание (24 января) по стратегии развития банковского сектора, которое провел премьер-министр Владимир Путин. Отметив, что почти 5 трлн рублей антикризисной поддержки (прежде всего, в виде предоставления необходимой ликвидности и вливаний в капитал) дали результат – банковская система действительно набрала запас прочности и устойчивости3, председатель Правительства подчеркнул необходимость ставить долгосрочные задачи по ее дальнейшему качественному развитию: возможности банков должны быть «адекватны тем вызовам, которые стоят перед страной». У системы должен быть запас прочности и внутренние резервы для реагирования на возможные риски. При этом повышение ответственности и прозрачности в принятии решений в банковской сфере должны идти параллельно с улучшением правовой защищенности как кредиторов, так и заемщиков.

По мнению вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, новая пятилетняя (такой срок установлен впервые!) стратегия должна быть направлена на устранение «слабых мест», делающих неоптимальным вклад банковского сектора в рост инвестиций. Так, в рамках удвоения отношения кредитов к ВВП (до 80-85% к 2015 году) предстоит заметно увеличить долю долгосрочных заемных ресурсов (сейчас на срок свыше трех лет предоставляется лишь 10% от общего объема ссуд и займов). Напомним, что доля банковских кредитов в инвестициях в настоящее время чуть превышает 9%, а для уверенного инвестиционно ориентированного роста необходимо не менее 20%.

Эксперты (например, в ИНСОР) отмечают, что решение этой задачи потребует существенного снижения рисков банковской системы. Прежде всего, они связаны с высокой инфляцией (в январе будет, очевидно, более 2%) и последующей цепочкой: повышение ставки рефинансирования4 - удорожание пассивов – рост кредитных ставок – сокращение банковской маржи. Это уже серьезный вызов. Кроме того, остаются проблемы с «плохими долгами» и непрофильными активами (как минимум на 700 млрд рублей). Налицо также неустойчивая перспектива расширения круга надежных заемщиков, высокая концентрация кредитных рисков (в ТОП-50 в среднем 20 крупнейших кредитов формируют до 50% всего портфеля), тяготение банков привлекать дешевые деньги за рубежом и зарабатывать на вложениях в ценные бумаги (в 2010 году они выросли на 1,5 трлн рублей, кредиты нефинансовому сектору – на 1 трлн рублей).

Последнее отчасти объясняется тем, что более двух третей банков просто не в состоянии брать на себя нормальные рыночные риски, поскольку не способны выдать стандартный кредит от $1 млн. Неудивительно, что доля государственных и квазигосударственных банков, получивших вливание в капитал на 1 трлн рублей (для сравнения: 13 частных банков – лишь 79 млрд рублей), в кредитовании растет. С июля 2008 года по декабрь 2010-го она увеличилась с 52,5% до 56,7% в корпоративном сегменте и с 44,4% до 48,5% в розничном. На них же стабильно приходится почти 60% депозитного рынка. Впрочем, у этой тенденции есть и обратная сторона, на которую делает ставку банковская Стратегия-2015 – в секторе налицо усиление конкуренции и мотиваций к консолидации кредитных учреждений. Один из стимулирующих к тому механизмов – поэтапное повышение уровня минимального капитала, который с 1 января 2015 года должен добраться до планки в 300 млн рублей. Другой – уменьшение доли государства в Сбербанке, ВТБ и Россельхозбанке до уровня 50% + одна акция. Поможет укреплению конкуренции и развитие Почта-банка.

Снижению системных рисков должно способствовать совершенствование надзорной и контрольной деятельности Банка России. Таких путей несколько. Регулятор намерен усилить надзор за «связанностью сторон» (то есть, преференциями в отношении компаний, принадлежащих собственникам и бенефициарам банков); повысить коэффициенты риска по отдельным видам активов в зависимости от их непрозрачности; ужесточить ответственность вплоть до уголовной за недостоверность и искажение предоставляемой отчетности и т.п. Кроме того, важно переходить от контроля за отдельными банками к так называемому макропруденциальному надзору (то есть, за системой в целом и формирующимися в ней тенденциями). Рекомендации Базельского комитета на этот счет обсуждаются. Следующий возможный шаг – переход к новым принципам динамического резервирования, когда в ходе устойчивого роста банковский сектор создает своего рода «подушку безопасности». Это тоже широко дискутируется.

Конец января получился знаковым – перезагрузка регулятивной среды нацеливается на улучшение инвестиционного климата, очную ставку с которым придется выдерживать всем новациям в экономической политике. Ровно об этом и «десять давосских пунктов» Дмитрия Медведева: о приватизации, новом суверенном фонде для совместных инвестиций в проекты модернизации, развитии финансового сектора, создании новых крупных рынков, возможностях для инвестиционного предпринимательства и венчурных инвестиций, обмене активами в топливно-энергетическом секторе, партнерствах в сфере технологий, реализации крупных инфраструктурных проектов и т.п. Хочется надеяться, что эта работа пойдет по известному алгоритму: «русские долго запрягают, но быстро едут».

Марина Войтенко – руководитель департамента информационных программ Центра политических технологий



1. Единые регуляторы финансовых рынков вполне успешно существуют в ряде стран уже давно. Однако до сих пор такого мегарегулятора на российском финансовом рынке не было. Эксперты полагают, что поводом ускорить процесс его создания послужили переговоры о вступлении РФ в Международную организацию комиссий по ценным бумагам (IOSCO), которая приветствует наличие в странах-кандидатах на вступление обособленного и независимого надзорного органа на финансовых рынках.
2. Ликвидационный неттинг - наделение партнеров правом одними из первых получать деньги при банкротстве контрагента. Это означает, что при банкротстве одной из компаний ее партнер по сделке сможет вернуть свои деньги, обходя традиционную очередь кредиторов, предусмотренную законодательством о банкротстве. Участники обсуждения законопроекта, в том числе представители Банка России и Минэкономразвития, отмечали острую необходимость введения в закон этого понятия, потому что ликвидационный неттинг дает профучастникам финансового рынка и инвесторам дополнительную защиту, особенно в кризисные периоды.
3. Активы банковской системы составляют 75% ВВП, капиталы банков – более 12% ВВП (при достаточности капитала в 18%), кредитный портфель – 41% ВВП. Просроченная задолженность остается на умеренном уровне: около 7,3% по кредитам населению и примерно 5,6% по нефинансовым организациям. Доля иностранного капитала в банковском секторе насчитывает 27%.
4. Многие эксперты и участники рынка ожидают, что решение об этом ЦБ РФ примет в середине или конце первого квартала 2011 года.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net