Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

07.02.2011 | Татьяна Становая

Нестандарт образования

31 января стало известно, что представители педагогического сообщества обратились к руководству страны с требованием заблокировать принятие разработанного в Минобразования нового образовательного стандарта для старшей школы. Документ также вызвал бурю протеста в сети Интернет, став лидером по числу перекрестных ссылок. В итоге премьер-министр Владимир Путин попросил министра образования Андрея Фурсенко пересмотреть решение.

СМИ и эксперты, обсуждающие документ о новых образовательных стандартах указывают на то, что сам по себе документ плохо проработан, неясно написан, а по содержанию – главная претензия касается выделения в старшей школе четырех обязательных для всех школьников дисциплин: курс «Россия в мире», основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), физкультура и подготовка некоего индивидуального проекта.

Все остальные предметы, изучаемые в 10-11 классах, объединены в шесть образовательных областей, в каждой из которых ученик может выбрать для изучения одну-две дисциплины. Всего предметов должно быть не больше семи (выбор носит обязательный характер, и избранные предметы изучаются наравне с четырьмя указанными выше). Так, в область «естественные науки» входят естествознание, физика, химия, биология и экология. При этом стандарты делят предметы по трем уровням преподавания. Интегрированный курс дает самые минимальные знания и направлен на «социализацию учащихся», базовый курс обучает «основам» и лишь профильный — занимается «подготовкой к последующему профессиональному образованию». «Профильно» можно будет изучать максимум четыре предмета. По планам Минобрнауки новый образовательный стандарт станет обязательным с 1 сентября 2020 года. Предполагалось, что уже к 15 февраля его должен утвердить министр образования.

Сторонники введения новых стандартов подчеркивают, что новая система позволит школьникам старших классов самим выбирать предметы, соответствующие их жизненным планам, а остальные изучать на элементарном уровне. Это должно стимулировать школьников к самостоятельному развитию и проявлению инициативы. Кроме того, речь может идти о том, чтобы выпускники поступали в высшие учебные заведения по заранее выбранной специализации, получив «профильную» подготовку, а не выбирали вузы в последний момент, исходя из случайных критериев (например, для юношей – удобство поступления в вуз для того, чтобы избежать призыва на военную службу). Выбор основных предметов может быть объяснен тем, что их изучение не предрешает выбора школьника – они рассчитаны и на «естественников», и на «гуманитариев».

К содержанию документа предъявляется три главные претензии. Во-первых, это снижение качества образования. Как написал в своем открытом письме учитель московской школы № 57 Сергей Волков в «ЖЖ», «выбор ОБЖ и «России в мире» в качестве обязательных предметов вызывает недоумение. Мы считаем, что обязательными должны быть русский язык, математика, литература и история. Эти предметы нужны государству, заботящемуся о своем будущем». По его словам, будущие биологи или физики не могут ограничиться изучением на «профильной» основе лишь двух предметов из цикла «естественные науки». Кроме того, возможность выбора ограничена ЕГЭ, из-за которого фактически обязательными становятся математика и русский язык. Последний предмет находится в одной области с литературой, из-за чего «технарям» придется от нее отказываться. «А ведь русская литература, по сути, и представляет собой Россию в мире и является для граждан страны основой безопасности жизнедеятельности», - сказал Волков в интервью «Коммерсанту». Он уверен, что принятие стандартов ощутимо снизит уровень российского образования. Газета «Ведомости» в своей редакционной статье «Туман в школе» указывает, что «в частности, в курсе литературы предлагается изучать только написанное в XIX-XXI вв. Получается, авторы «сбросили с корабля истории» «Слово о полку Игореве», Ломоносова и Державина».

Во-вторых, претензии касаются риска постепенного введения платного школьного образования с минимумом бесплатных программ. Эксперты и представители педагогического сообщества указывают, что в итоге школы воспользуются вариативностью образовательных программ и станут вводить плату за ряд предметов, тем более что, требования высшей школы и сейчас заметно завышены по сравнению с уровнем образования обычного выпускника российской средней школы. Подобные опасения связаны с общим недоверием к государственным институтам, ощущением того, что любая реформа может быть использована – самим государством или его представителями – для того, чтобы осложнить жизнь «простым людям».В-третьих, документ кажется чрезмерно политизированным. Газета «Ведомости» в редакционной статье пишет, что «в частности, изучивший курс «Россия в мире» должен сформировать «умение реконструкции и интерпретации прошлого России на основе источников; владение умениями синтеза разнообразной исторической информации для комплексного анализа и моделирования на ее основе вариантов дальнейшего развития России». А одной из целей программы духовно-нравственного развития названа «готовность обучающихся противостоять деструктивным воздействиям внешней социальной среды, СМИ, формальных и неформальных объединений».

Министр образования Андрей Фурсенко пояснил «Коммерсанту», что «все боятся, что «Россия в мире» превратится в краткий курс истории ВКП(б). Но лучше будет, если мы ничего не будем рассказывать ребятам? Это, извините, как с половым воспитанием: если ничего не говорить, дети все узнают во дворе. Давайте вместе обсуждать этот предмет, решать, каким ему быть».

2 февраля, открывая заседание президиума правительства РФ, Владимир Путин начал именно с этой темы, обратившись к Фурсенко: «Андрей Александрович, сейчас разворачивается дискуссия по поводу новых образовательных стандартов. Вы знаете, как я люблю спорт и физкультуру, но если ваши эксперты решили сделать физическую культуру единственным обязательным предметом в школе, то, мне кажется, они перестарались. У юристов это называется «эксцесс исполнителя». Фурсенко пояснил, что проект пока находится на очень ранней стадии разработки. Что же касается обязательных предметов, то их будет не меньше десяти. «Но речь идёт о том, что есть несколько предметов (в частности, ОБЖ и физкультура), которые обязательны для любого направления – независимо от того, какое направление образования школьник выбрал для себя. Будет ли он гуманитарием, будет ли он естественные науки изучать - в любом случае обязательно должны быть занятия спортом, обязательно должны быть какие-то основы», - заявил министр. В итоге Путин предложил не спешить с принятием решения и провести широкое обсуждение новых стандартов.

Образование в российской средней школе давно требует модернизации и одновременно социального реформирования, но это непопулярная тема, особенно с учетом избирательной кампании. Путин не захотел поддерживать своим авторитетом проект, который подвергается критике как со стороны консервативно настроенной учительской общественности (считающей, что необходимо сохранить статус-кво в среднем образовании), так и либералов, опасающихся политизации предмета «Россия в мире». Тем более, что такие попытки идеологизировать гуманитарные дисциплины (историю и обществознание) активно предпринимались в 2007-2008 годах. Нынешняя ситуация в любом случае негативно сказывается на репутации и позициях министра Фурсенко, который по сути стал ответственным за некачественную подготовку одного из ключевых для российского образования документов.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net