Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Модернизация

08.02.2011 | Ольга Мефодьева

Инвесторов привлекут «неординарными мерами»

Вчера президент РФ Дмитрий Медведев дал поручения по итогам Всемирного экономического форума в Давосе. В качестве первого пункта документа записано следующее: Правительству РФ ставится задача представить предложения до 1 марта 2011 года «о порядке формирования и функционирования специального фонда для привлечения зарубежных инвестиций в экономику Российской Федерации». Судя по всему, специальный фонд для иностранных инвестиций будет первым шагом в обеспечения «индивидуального подхода» приоритетным иностранным бизнесменам. Неформальный инвестиционный омбудсмен в лице Игоря Шувалова уже есть, будет теперь и формальный фонд, в рамках которого, по предварительным данным, государство будет разделять риски инвестирования в Россию.

Впервые публично идею специального фонда по иностранным инвестициям Дмитрий Медведев озвучил, выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе в конце января 2011 года. Тогда глава государства признал, что в России плохой инвестиционный климат, однако, вложения иностранных бизнесменов крайне важны для российской экономики, поэтому нужны «неординарные меры». Например, создание специального фонда для «совместных инвестиций» государства и бизнеса в модернизационные проекты.

Формат подобных «неординарных мер» российское руководство продумывает с апреля 2010 года – когда Дмитрий Медведев впервые встретился с американскими венчурными инвесторами. Представители венчурных компаний, известных своими прорывными вложениями в корпорации Apple, Cisco, IBM и т.д., прямо заявили президенту, что им в России не нравится. Не устраивали иностранный бизнес далеко не политический режим или неразвитость прав и свобод граждан, а конкретные прагматичные инвестиционные риски – административная неэффективность и незащищенность прав собственности. Однако наравне с этими претензиями венчурные инвесторы и крупнейшие представители иностранного бизнеса – Boeing, Honeywell, Cisco, Citibank, Microsoft – утверждали, что вложение в Россию, в частности, в такие модернизационные проекты как «Сколково», рассматривается ими как интересное и привлекательное. А один из представителей этих компаний в личной беседе с автором выразил недоумение, почему российский бизнес не столь радужно отреагировал на «Сколково» - ведь предлагаются такие выгодные условия.

Тогда, весной прошлого года в российском руководстве и появилась идея специальных индивидуализированных механизмов привлечения и создания специального «климата» для иностранных инвесторов. Осенью 2010 года на заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям Владимир Путин представил инвестиционного омбудсмена в лице вице-премьера Игоря Шувалова, призывая всех тех, кто испытывает трудности в сложной институциональной среде России не стесняться и обращаться. «Презентация» пусть и неформального инвестиционного омбудсмена (реально такая должность не введена) свидетельствовала о том, что власть решительно выбрала путь индивидуализации отношений с приоритетными бизнес-игроками, присутствие которых принципиально для российской технологической модернизации. Теперь, после заявлений на давосском форуме о новом фонде выпущено специальное президентское поручение на этот счет. Несмотря на то, что формат фонда пока неизвестен, ясно одно – российское руководство нацелено на создание такого механизма, который позволял бы разделять риски и одновременно с этим решать возникающие проблемы с административными барьерами или рейдерскими наездами. Важно то, что и на этот раз экономические игроки восприняли эту новость позитивно.

Продвижение идеи по привлечению иностранных инвесторов свидетельствует о том, что власть начинает постепенно выбирать формат симбиотических отношений с крупнейшим зарубежным бизнесом и с теми российскими инвесторами, которых привлекают подобные условия. Строящаяся сейчас конструкция имеет яркий оттенок институционального дизайна азиатского развития (Япония, Южная Корея) – а именно, взаимовыгодное сращивание отдельных бюрократических структур, наделенных высоким уровнем автономии в принятии решений и ресурсами для их реализации, с наиболее перспективным бизнесом, которому предоставлялись все условия для развития – низкие ставки по кредитам, льготное налоговое обложение, протекционизм. Принципиальным условием развития азиатских государств было наличие талантливой (меритократической) бюрократии веберианского типа, которая способна строить долгосрочные цели и строго подчиняться правилам игры. К тому же важно и то, что элита разделяла базовый консенсус развития, что позволяло воспроизводить эту логику в течение нескольких десятков лет, а население было мобилизовано. На сегодняшний день именно эти переменные для России являются неизвестными, что представляет собой главный риск всем модернизационным начинаниям.

Ольга Мефодьева - эксперт Центра Политических Технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net