Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

16.02.2011 | Сергей Слободчук

Когда коррупционер свистнет

Украинская борьба против коррупции зависла в воздухе. С одной стороны, Верховная Рада отменила принятый еще в июне 2009-го антикоррупционный пакет, который должен был вступить в силу первого января 2011-го года. Хотя на самом деле изначально планировалось, что пакет вступит в силу еще в первый день 2010-го, но дата дважды отодвигалась, пока не отодвинулась навсегда. С другой, в парламенте ждет своего часа принятый в первом чтении президентский законопроект, на 90% повторяющий нормы основного закона из многострадального пакета. А ведь именно исключенные нормы предлагали внедрить механизм мониторинга за расходами украинских чиновников и депутатов. Учитывая, что официально большая часть украинской элиты – очень бедные люди, становится ясно, почему в страхе перед контролем за расходами украинские политики и бюрократия буквально легли грудью на амбразуру, но все-таки добились отмены антикоррупционного пакета.

Борьба против коррупции – неизменный и один из самых популярных пунктов повестки дня в Украине последних 20 лет. И все же данная тема так и не перешла из плоскости обещаний и лозунгов в русло реальных дел.

Реальность такова, что на сегодняшний день на географической территории Украины существует одновременно два государства. Государство №1 существует на бумаге и экране телевизора. Но за его демократическими и цивилизованными декорациями скрывается настоящая Украина, живущая по законам средневекового феодализма. А при феодальном строе должности и территории официально давались «на кормление». Царь или король жаловал феодалу город, несколько деревень или целую провинцию. И здесь уже никого не волновало, какими методами и в каком количестве феодал будет собирать подати и налоги. Единственным ограничением было условие платить часть доходов в государственную казну, то есть делиться с сюзереном. Современная Украина живет по тем же законам, разве что должности министров и посты в государственных компаниях еще не передаются по наследству в массовом порядке.

Однако, судя по заявлениям представителей власти, в Украине якобы активно борются против коррупции. Дня не проходит без сообщения о задержании при получении взятки мэра какого-либо города, чиновника или депутата местного уровня. Но, справедливости ради нужно признать, что против коррупции борются очень избирательно, направляя карающий меч в основном против неугодных оппозиционеров. И здесь всеобщая коррумпированность играет силовикам на руку, так как позволяет привлечь к ответственности практически кого угодно. Но чем это отличается, например, от ситуации давностью в несколько веков, когда коннетаблю французского короля Людовика XI «вдруг» вспомнили все его шалости с королевскими деньгами на содержание кавалерии. А причиной этого «вдруг» было участие коннетабля на стороне бургундского герцога Карла Смелого в мятеже против короля.

Украинское общество вот уже 20 лет продуцирует запрос на антикоррупционную политику, но правящие страной группировки выступают блокиратором этого процесса. Мотив понятен: реальная борьба против коррупции – это барьер на пути обогащения и распределения собственности. Борьба против коррупции станет реальностью только тогда, когда появится связка, где запросу масс будет соответствовать воля элит, что, кстати, подтверждает вся мировая история.

Как ни удивительно, но воля элит к борьбе против коррупции появится и в Украине, но не раньше, чем через 20-30 лет. Детонатором станет такой естественный процесс как смена поколений. К тому времени о переходе в лучший мир придется задуматься всем украинским политикам, чиновникам и олигархам от А до Я. Возникнет задача – как передать банковские счета, земельные наделы, особняки, фабрики и заводы своим детям?

Если бы Украина официально была феодальным государством, как Саудовская Аравия, задача решалась бы автоматически путем передачи собственности, титула и даже государственной должности по наследству. Но это не так. И коррупция станет главной преградой в наследовании активов. Ведь в стране, где все продается и покупается, покупаются и решение суда, и подпись чиновника, и поддержка депутатов Верховной Рады или чиновников Администрации Президента, и «крыша» силовых структур. Со смертью владельца или потерей политической «крыши», принадлежавшие ему фабрики и заводы, во-первых, попытаются отобрать вчерашние партнеры, а, во-вторых, к тому времени и без партнеров будет достаточно молодых и амбициозных.

И первые симптомы уже проявили себя, разве что они пока представляют собой точечные случаи. Так, осенью 2008-го года в ходе рейдерской атаки сменился собственник одного из крупнейших украинских банков – Проминвестбанка. В свое время политическое покровительство бывшему владельцу оказывал президент Леонид Кучма, но с утратой поддержки по правилам феодального общества мощная структура стала считаться бесхозной и оперативно перешла в руки новых владельцев. Летом 2010-го года по той же причине сменился собственник Мариупольского металлургического комбината имени Ильича – как только владелец потерял политическую «крышу», один из флагманов тяжелой промышленности уверенно перешел в руки, которые такую «крышу» имеют.

Поэтому борьба против тотальной коррупции в Украине начнется, но лишь когда проблема передачи собственности по наследству станет массовой. А если точнее, когда она станет первым пунктом повестки дня не в декларативной, а в реальной, феодальной Украине.

Но снова-таки, стоит сразу обозначить, что такая борьба против коррупции будет происходить по правилам феодального общества – то есть, очень избирательно. Ведь украинские элиты будут решать задачу не о том, как победить коррупцию, а как загнать ее в безопасные для себя рамки. Не более того. Антикоррупционная политика будет преследовать узкокорыстную задачу – превратить коррупцию из тотальной в управляемую, когда каждый должен будет четко осознавать, кому, у кого и сколько позволено брать. И наказание будет следовать не за сам факт взятки в конверте, аренду дорогого автомобиля за 1 гривну в месяц или подарок в виде земельного участка площадью в 5 гектаров, а за перебор дозволенной нормы или попытку захватить собственность вышестоящего феодала. Классика, выраженная словами «Что позволено Юпитеру, то не позволено быку».

Итог один: системная борьба против коррупции в Украине начнется лишь тогда, когда антикоррупционная политика станет запросом хотя бы части элит. И здесь уместно процитировать бывшего премьера Сингапура Ли Куан Ю, на практике доказавшего, что успешная борьба против тотальной коррупции возможна: «Если люди наверху не являются образцом и примером моральных стандартов, которые они постепенно внедряют на более низкие уровни власти, сделать что-либо очень трудно».

Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net