Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

08.03.2011 | Николай Пахомов

Хаос грядущий

Нынешние волнения в арабском мире имеют множество непосредственных и очень опасных последствий, из которых рост мировых цен на нефть может оказаться далеко не самым плохим. Эти волнения в полной мере демонстрируют, что кризисы, трагедии и хаос будут для международных отношений в обозримой перспективе «нормальными» - в мире, где даже самые могущественные державы подвержены негативному воздействию событий за тысячи километров от их границ, событий, на которые эти державы могут повлиять в очень ограниченной степени, всеобщих процветания и стабильности ожидать не приходится.

Даже самое беглое перечисление возможных негативных последствий разворачивающихся в арабском мире революций способно взволновать даже законченного оптимиста. Недаром многочисленные американские эксперты успокаивают публику: и Саудовская Аравия способна стабилизировать глобальные нефтяные рынки, и грядущие, якобы демократические режимы Ближнего Востока и Северной Африки будут куда более «порядочными» членами международного сообщества, и «Аль-Каида» в сплошном убытке, и американские флаги демонстранты не сжигают.

Однако ситуация складывается совершенно непредсказуемая: допустим, авторитарные правители арабского мира действительно не справились с задачей обеспечения стабильности, необходимой для энергоснабжения Запада и борьбы с исламским экстремизмом, но где гарантии, что с этой задачей справятся новые вожди? Допустим, граждане волнующихся сегодня государств действительно уже «доросли» до демократии – они оказались способны выгнать своих тиранов. Но сколько времени пройдёт до тех пор, пока они поймут, что демократия это не тирания большинства? Пример Ирака, удерживаемого от гражданской войны и геноцида остающимся американским контингентом, заставляет серьёзно задуматься над этим вопросом.

Но разворошенный нынешними событиями комплекс проблем гораздо серьёзнее. Можно сколько угодно сетовать на недемократичность различных вариантов миропорядка, когда одна или несколько держав контролируют всё происходящее на планете, но пока большая проблема состоит в том, что когда таких лидеров нет, нет и демократии, а есть неуправляемый хаос, приводящий к смертям и разрушениям.Даже с математической точки зрения, у двух или десяти великих держав шансов прийти к общей позиции и успешно действовать для реализации этой позиции куда больше, чем у почти двухсот государств современности. Но пока нельзя сказать, чтобы эти двести стран даже пытались договориться. К кому обращаться сегодня ливийцам, ставшим жертвам жестокого самоуправства Каддафи? Миротворческие операции ООН в бывшей Югославии, Сомали, Конго, Руанде и других точках планеты заставляют усомниться в том, что, даже если бы Совет Безопасности и принял необходимые для проведения такой операции в Ливии решения, она стала бы эффективной.

Ещё совсем недавно можно было говорить, что раз ООН функционирует так как она функционирует, проблемы могут решать могущественные и демократические государства, не утруждающие себя необходимостью получения одобрения мирового сообщества. Но сегодня стало понятно, что и эта идея не работает. Во-первых, даже самым демократическим и гуманным странам для начала военных кампаний в отдалённых уголках планеты требуются причины более веские, чем абстрактное приращение планетарного блага, мира и спокойствия.

Кажется, что в случае Ливии такая причина есть – всё-таки страна значительный нефтеэкспортёр, а при нынешнем высочайшем спросе на топливо даже относительно небольшой объём нефти, который поставляет на глобальный рынок Ливия, имеет большое значение. Но тут возникает следующая проблема – для начала миротворческой операции необходимо не только желание, но и возможности для её осуществления. Америку ещё лет десять назад большинство экспертов называли мировым жандармом, а сегодня этот жандарм изнемогает под гнётом одной, относительно небольшой военной операции и внутренних проблем. Конечно, гнёт понятие относительное – быт и потери американских солдат в Афганистане вряд ли можно сравнить с буднями участников вьетнамской кампании, а большинство американских безработных сегодня живут, пожалуй, всё-таки лучше чем их, например, египетские или тунисские «коллеги».

И тем не менее, при отсутствии армии призывников, внутреннего консенсуса по внешнеполитическим проблемам и бурного экономического роста возможности Америки выступать глобальной умиротворяющей и стабилизирующей силой очень ограничены. Нынешние рефлекторные попытки американских политиков сделать вид, что на ситуацию США как-то влияют, наносят сильнейший, возможно, решающий удар по имиджу Америки в качестве планетарного жандарма.

При иных событиях этому можно было бы и порадоваться – нет жандармов и гегемонов, есть свобода, равенство и демократия. Но кровопролитие в Ливии, уже не скрываемый ропот подданных саудовского монарха и прекращение поставок какао из Кот–д`Ивуара из-за начинающейся гражданской войны - не самое плохое, с чем может столкнуться человечество уже в обозримой перспективе. Вариантов развития событий не так много – может начать работать ООН, может быть придуман некий новый механизм укрепления международной безопасности (например, на базе НАТО), однако пока всё больше оснований ожидать нарастания хаоса, способного докатиться даже до самых развитых, богатых и стабильных государств Земли

. Николай Пахомов – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net