Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

09.03.2011 | Татьяна Становая

Вне конкуренции

«Газпром» стал победителем на аукционе по продаже имущественного комплекса недропользователя Ковыктинского газоконденсатного месторождения – «Русиа Петролеум». Таким образом, «Газпром» может получить лицензию на месторождение с доказанными запасами порядка 2 трлн кубометров газа. Главным конкурентом «Газпрома» была компания «ВостокГазинвест» («дочка» государственного «Роснефтегаза»), предложившая сумму, ненамного превышающую начальную (15 млрд рублей). Изначально, именно эта компания считалась фаворитом торгов.

«РУСИА Петролеум» (акционерами выступают структуры ТНК-BP - 62,9% акций, ОАО «ОГК-3» - 24,99% акций и администрация Иркутской области - 10,78% акций) является недропользователем Ковыктинского газоконденсатного месторождения.

Покупкой «Газпромом» Ковыктинского месторождения закончилась многолетняя эпопея вокруг крупнейшего актива в Восточной Сибири. Лицензией на разработку месторождения изначально владело ОАО «РУСИА Петролеум» (дочерняя компания «ТНК-BP» и компании «Интеррос»). Однако компания свыше 10 лет не могла приступить к разработке Ковыкты: вначале этому мешали разногласия среди акционеров, а позже этому фактически препятствовал «Газпром». «Газпром» с 2002 года пытался стать участником проекта и рассматривал возможность экспортировать ковыктинский газ. В 2003 году ситуация обострилась до предела. В мае 2003 года стало известно, что «РУСИА Петролеум» решила объединить экспорт с «ЮКОСом», которому было предложено интегрировать газопровод «РУСИА» с трубопроводом нефтяной компании из Ангарска в китайский Дацин. Экспорт газа в Китай частными компаниями стал бы уникальным опытом в России. Не исключено, что амбиции ЮКОСа в этом направлении были как минимум одной из причин наращивания политического конфликта с президентом России Владимиром Путиным, что в итоге привело к уголовному преследованию владельцев ЮКОСа и развалу компании.

В 2003 году в качестве альтернативы амбициям ЮКОСа и ТНК-BP госкомпании «Роснефть», «Газпром» и «ЛУКойл» предложили Путину объединить все крупные месторождения Восточной Сибири в консорциум. В начале 2004 года уже «Газпром», «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» подписали соглашение о создании консорциума. Речь шла о выработках форм комплексной разработки газовых и нефтяных месторождений Восточной Сибири и Республики Саха, включая Чаяндинское, Ковыктинское, Верхнечонское, Талаканское и Средне-Ботуобинское месторождения. Иными словами, консорциум предполагал возможность получения контроля над месторождениями, принадлежащим частным компаниям. Однако этому помешала острая конкуренция между госкомпаниями, которая развилась на фоне борьбы за активы компании ЮКОС.

Собственно у акционеров «РУСИА Петролеум» особого выбора в ситуации вокруг Ковыктинского месторождения не было. Разрабатывать месторождение самостоятельно не получалось из-за позиции «Газпрома», который блокировал доступ к своим газотранспортным мощностям. С 2003 года Минприроды РФ неоднократно угрожал отозвать лицензию на месторождение в связи с его длительной неразработкой. Выбор состоял лишь в том, с кем из государственных компаний договариваться, притом, что этот выбор появился как раз после «дела ЮКОСа» и превращения «Роснефти» в амбициозную компанию с претензиями на значительное увеличение своей доли на газовом рынке. Тем более, что «Роснефть» после покупки «Юганскнефтегаза» - крупнейшего добычного актива ЮКОСа – «унаследовала» и острые противоречия с «Газпромом».

Однако в 2005-2007 гг. против «Роснефти» было три фактора. Первый и главный – она не могла обеспечивать экспорт газа самостоятельно и также как любой акционер «РУСИА Петролеум» оказывалась бы в зависимости от «Газпрома». Второй – это относительная политическая слабость - ресурса Игоря Сечина не хватало для того, чтобы убедить Путина изменить ситуацию на газовом рынке. Наконец, третий фактор – крупные долги «Роснефти» после покупки ЮНГ. В итоге в 2007 году ТНК-BP договорилась с «Газпромом» о продаже актива. Однако дальше декларации дело так и не пошло: стороны не сошлись в цене.

В 2008 году ситуация снова поменялась в пользу «Роснефти»: на фоне конфликта акционеров ТНК-BP в СМИ ходили слухи, что акционеры «Альфы» сблизились с «Роснефтью». К тому же вскоре до России дошел финансово-экономический кризис, который заставил «Газпром» на время отказаться от своих амбиций в отношении Ковыкты. Однако это сближение происходило недолго. Во-первых, у «Роснефти» финансовая ситуация из-за долгов также продолжала оставаться непростой. Во-вторых, «Роснефть» начала активные переговоры с BP по покупке активов британской компании, нуждающейся в финансовых ресурсах после катастрофичного разлива нефти в Мексиканском заливе. Это сотрудничество в итоге вылилось в обмен акциями и создание СП в 2011 году. В отношении же ТНК-BP вернулась прежняя тактика: Минприроды и Игорь Сечин давали понять, что лицензия может быть попросту отобрана, если акционеры «РУСИА Петролеум» не начнут разработку месторождения (либо смягчат позицию по продаже актива). В феврале прошлого года, когда министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев поручил Росприроднадзору провести проверку соблюдения условий недропользования на Ковыктинском газоконденсатном месторождении, совладелец ТНК-BP Виктор Вексельберг предупредил, что внеплановая проверка Росприроднадзором не способствует решению проблемы вокруг Ковыкты. Заявление прозвучало на совещании по энергетике с участием президента Дмитрия Медведева. По мнению Вексельберга, эта проверка также не способствует и поддержанию инвестиционного климата в России. Таким образом, акционеры «РУСИА Петролеум» активно апеллировали за политической защитой к президенту Медведеву.

В августе прошлого года ТНК-ВР официально подтвердила информацию СМИ о переговорах с государственным «Роснефтегазом» по продаже доли в «РУСИА Петролеум». По мнению совладельца ТНК-ВР Виктора Вексельберга, сумма сделки могла составить $700-900 млн. Однако договориться так и не удалось. В октябре 2010 г. «РУСИА петролеум» была признана банкротом по инициативе ТНК-ВР после неудачных попыток продать актив и вернуть вложенные в проект средства. В декабре имущество компании было выставлено на торги.

«Газпром» же до последнего момента отрицал возможность покупки Ковыкты. До торгов создавалось ощущение, что фаворитом в борьбе за месторождение является именно «Роснефть» через компанию «Роснефтегаз», которой принадлежит 75% «Роснефти» и 10,75% «Газпрома». «Роснефтегаз» была создана в 2004 году. Тогда планировалось, что государство отдаст «Газпрому» контроль над «Роснефтью» в обмен на 10,74 % газовой монополии. Подобным образом государство рассчитывало сконцентрировать в своих руках контрольный пакет акций «Газпрома». Однако «Роснефти» удалось сохранить независимость: в декабре 2004 года госкомпания купила «Юганскнефтегаз» у компании «Байкалфинансгруп». В результате пакеты акций обеих компаний остались на балансе «Роснефтегаза». В дальнейшем было объявлено, что слияния компаний не будет, а необходимое количество акций «Газпрома» государство приобретет за деньги. «Роснефтегаз» создавался как «временное хранилище» акций «Роснефти» и «Газпрома», и предполагалось, что он будет ликвидирован, как только погасит многомиллиардный кредит. «Роснефтегаз» вернул банкам деньги в середине 2006 года, но существует до сих пор.

Тем не менее, тот факт, что победил именно «Газпром», пожалуй, не является удивительным. Отрицание интереса газовой монополии к Ковыктинскому месторождению никогда не воспринималось рынком всерьез. Скорее это было лишь торговой позицией. На фоне недостаточного финансового ресурса «Роснефти» и угрозы потерять лицензию, предложение «Газпрома» в итоге оказалось более привлекательным. Кроме того, нельзя исключать, что в Кремле руководствовались двумя мотивами. Первый – это нежелание слишком сильно укреплять позиции Сечина и «Роснефти» на рынке. Второй – это опасение утраты «Газпромом» монополии на экспорт газа, что увеличивает риски для российской внешней политики. Энергетическая политика всегда была одним из важнейших орудий, инструментов выстраивания отношений как с Западом, так и с Востоком, в большей степени с Китаем.

В связи с этим почти невероятной кажется версия о том, что Ковыкта могла быть продана «НОВАТЭКу» - крупнейшему независимому производителю газа в России, акционером которого является близкий к Путину Геннадий Тимченко, контролирующий нефтетрейдера Gunvor. «НОВАТЭК» всегда сознательно выбирал тактику стратегического партнерства с «Газпромом», и маловероятно, что компания решилась бы на ее изменение. «НОВАТЭК» изначально хотел принять участие в торгах, однако затем свою заявку отозвал. Сделка, по сути, носит добровольно-принудительный характер. Однако судя по сообщениям СМИ, акционеры ТНК-BP получат значительно больше той суммы, на которую они изначально рассчитывали (около $500-700 млн). По данным источника «Интерфакса», за актив будет заплачено 22,3 млрд рублей. Но как стало известно «Коммерсанту», реальная сумма сделки по Ковыкте выше той, которая заплачена в рамках конкурса. Дело в том, что в конце февраля «Газпром» за 9 млрд руб. купил у Восточно-Сибирской газовой компании (ВСГК, СП администрации Иркутской области и ТНК-ВР) газопровод для поставки газа с Ковыкты в Иркутскую область. Таким образом, получается, что «Газпром» заплатил в целом за Ковыкту 31,3 млрд руб. ($1,08 млрд). Как заявил финансовый директор ТНК-ВР Джонатан Мьюир, «всю сумму» получит ТНК-ВР, затратившая на Ковыктинский проект $675 млн. Каким образом весь доход от аукциона может достаться ТНК-ВР, он не пояснил, писали «Ведомости».

Переход Ковыктинского месторождения под контроль «Газпрома» может дать импульс развитию российско-китайских отношений. Россия и Китай давно подписали стратегическое рамочное соглашение о поставках «голубого топлива». Считалось, что базой может стать Чаяндинское месторождение. Однако источник «Коммерсанта», хорошо знакомый с работой монополии за рубежом, заверил, что Ковыкта — «единственный ресурс для поставок в Китай». Об этом же говорится и в генеральной схеме развития газовой отрасли России до 2030 года, утвержденной осенью. В конце 2010 года Алексей Миллер утверждал, что контракт на поставку газа в Китай может быть подписан летом этого года. Тогда же монополия рассчитывает приступить к строительству газопровода «Алтай», чтобы начать поставки в 2015 году.

Покупка «Газпромом» «РУСИА Петролеум» укладывается в тенденции последних двух лет: в стране происходит активное перераспределение активов от более удаленных от власти бизнесменов в пользу приближенных. Причем пример «Газпрома» в данном случае является как и исключением, так и общим правилом. Можно выдвинуть версию, что ТНК-BP была вынуждена продать актив «Газпрому» по достаточно неплохой цене, защищаясь от более агрессивной политики «Роснефти» и получив в этом смысле поддержку от Дмитрия Медведева, к которому не раз апеллировал Вексельберг. Традиционно было принято считать, что «Газпром» является таким же активным политически мотивированным игроком, как и «Роснефть».

Однако есть основания предполагать, что «Газпром» все больше эволюционирует к статусу внешнеполитического и внутриполитического инструмента власти, ослабляя свою субъектность как игрока на рынке (примечательна его политика отказа от непрофильных активов, которые переходят к близким власти бизнесменам). Неслучайно, «Коммерсант» писал, что решение принять участие в торгах, было принято практически в последний момент, и не исключено, что решение принималось не в самой газовой монополии, а именно в Кремле. И Кремль, видимо, в данном случае выступил защитником от более агрессивных амбиций «Роснефти».

Таким образом, сделка оказывается общим правилом, если учитывать, что свои активы теряют частные компании и игроки в пользу близких к власти компаний и фигур. Так, в рамках этой тенденции недавно Роман Абрамович продал свою долю в «Первом канале» приближенному к Путину бизнесмену, совладельцу банка «Россия» Юрию Ковальчуку. Однако сделка «Газпрома» также является и исключением, если учесть, что газовая монополия начала терять активы и одновременно сталкиваться с возросшим давлением со стороны правительства во главе с Владимиром Путиным. «Газпром» продал акции «НОВАТЭКа» в декабре прошлого года Газпромбанку, который контролируется Юрием Ковальчуком, по заметно заниженной цене. Недавно Владимир Путин обрушился с критикой на газовую монополию за отказ в равном доступе к ГТС независимым производителям газа, в том числе и нефтяным компаниям. Фактически «Газпром» выдавливается из «НОВАТЭКа» в пользу Геннадия Тимченко и теперь французской компании Total (подробнее об этом в материале ниже).

Газовая сфера внутри России продолжает оставаться фундаментально значимой для власти, не готовой допустить в ней конкуренции ни между госкомпаниями и частными игроками, ни между самими государственными структурами в вопросах экспортной политики. И судя по всему, эта позиция консенсусна для обоих участников тандема, заинтересованных в централизации газового ресурса во внешней политике России.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net