Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Модернизация

21.03.2011 | Марина Войтенко

Рыночные проекции природных катастроф

Экономические последствия землетрясения в Японии только начинают приобретать конкретные очертания. Точные цифры еще предстоит рассчитать, а регулятивные методы и приемы продумать. Но уже сейчас совершенно очевидно –катастрофа скажется на всей глобальной экономике.

По данным ОЭСР, на территориях Японии, затронутых землетрясением и ядерным заражением, создается порядка 6—7% объема промышленного производства страны1 . ВВП трех префектур, наиболее пострадавших во время трагедии (Иватэ, Мияги и Фукусима), составлял 4% от общенационального.

Согласно расчетам экспертов японской корпорации Nomura, общий ущерб Страны восходящего солнца может составить $160 млрд (12,7 трлн йен). Это сопоставимо с 0,7% от общего объема средств производства страны, включая активы частного сектора, здания и социальную инфраструктуру. Дополнительные расходы государства на восстановление составят еще $76 млрд (6 трлн иен) в этом году.

Аналитики банка Credit Suisse более пессимистичны. Их оценки варьируются в пределах $171-183 млрд. Причем реальность может оказаться много хуже2 . В Credit Suisse подсчитали лишь стоимость ущерба в наиболее пострадавших районах без учета возможных потерь, например, от остановки производства в других префектурах из-за перебоев в энергоснабжении и разрушенной инфраструктуры. Первыми объявили об остановке производства автомобильные гиганты Toyota, Honda, Nissan, Mazda, Mitsubishi.

Цепная реакция не заставила себя ждать. К концу истекшей недели тревожные сообщения поступили от большинства крупных мировых производителей. И это не удивительно, учитывая глобальность масштабов интеграции труда и капитала. Так, около трети деталей для нового самолета Dreamliner, а также множество компонентов для других производимых Boeing авиалайнеров поступают из Японии. Теперь корпорация решает вопрос - как минимизировать ущерб от возможных перебоев с поставками комплектующих.

Германский концерн Volkswagen также объявил о возможных нехватках компонентов в среднесрочной перспективе. Шведская Volvo Cars, в прошлом году приобретенная китайской Zhejiang Geely заявила о том, что запасов комплектующих, которые обычно поставляются из Японии хватит лишь на неделю. По той же причине до 21 марта приостановил производство пикапов на заводе в Луизиане американский автомобильный гигант General Motors. Ситуация в Японии в среднесрочной перспективе может повлиять на производство на европейских заводах Nissan Motor, предупреждает производитель.

По оценкам инвестиционной компании Goldman Sachs, остановка производства обойдется Nissan в 2 миллиарда иен ($25,3млн). Но это лишь предварительные цифры. Реально общий ущерб пока оценить сложно - ситуация в Японии все еще находится в развитии. Понятно, что инвесторы сейчас будут вести себя очень осторожно.

Напомним, ранее сообщалось о планах Nissan3 по приобретению в течение нескольких лет более 25% акций «АвтоВАЗа» у «Ростехнологий» (25%) и инвестиционной компании «Тройка Диалог», которая также владеет блокирующим пакетом акций автозавода. О приостановке переговоров из-за событий в Японии сообщил 18 марта глава госкорпорации Сергей Чемезов. Вполне понятно, что отсрочка в такой ситуации - вынужденный, но объективно обусловленный шаг.

Землетрясение в Японии, несомненно, отразится и на глобальном электронном рынке. Свою обеспокоенность уже проявила Sony Ericsson. Финская Nokia ожидает перебоев с поставками ряда компонентов, отметив при этом, что в 2010 году около 15% комплектующих компания получала из Японии.

Объявили об остановке своих заводов в Японии крупнейшие в мире производители электроники Sony, Panasonic и Fujitsu. Наблюдаются перебои в работе заводов, выпускающих чипы DRAM, крупнейшей в этом секторе компании Elpida Memory и Toshiba (второй в мире производитель чипов памяти NAND), которая поставляет флэш-карты памяти для компании Apple - производителя компьютеров, ноутбуков и электронных гаджет-устройств. Более 40% флэш-памяти NAND и 15% чипов DRAM производится в Японии.

Посткризисный рост производства компьютеров, смартфонов, дисплеев и т.п. и до катастрофы в Японии спровоцировал дефицит микроэлектронных комплектующих на мировом рынке. Теперь же, полагают аналитики, этот дефицит может стать причиной всплеска стоимости и дефицита товаров бытовой электроники4 – от TV, дисплеев, до новинок карманных коммуникационных гаджетов5 . Так, в The Wall Street Journal подсчитали: стоимость микросхем памяти уже выросла на 18 процентов. И это при том, что крупнейший в мире производитель чипов памяти Samsung Electronics продолжает нормально работать.

Нелегко придется и страховой индустрии. Согласно расчетам специалистов Jefferies International, японское землетрясение может стать вторым по стоимости в истории после бедствия в американском Нортридже в 1994 году (тогда убытки составили $14 млрд). Аналитики международного рейтингового агентства Standard & Poor's считают, что прибыльность страховых компаний может оказаться под вопросом, поскольку объем страховых выплат может достичь рекордно высоких отметок.

Международная консалтинговая компания Eqecat оценивает убытки страховой и перестраховочной отраслей в связи с событиями в Стране восходящего солнца от $12 млрд до $25 млрд. Конкурирующая с ней AIR Worldwide называла еще большую сумму — $34,6 млрд. Аналогичного мнения придерживаются и специалисты лондонского страхового рынка, подчеркивая, что речь идет только об убытках по землетрясению. Последствия цунами могут увеличить сумму ущерба в 10 раз.

По данным Financial Times, больше всех, а именно $150 млн может потерять компания Уоррена Баффета Berkshire Hathaway, вложившаяся в крупнейших перестраховщиков Munich Re и Swiss Re. Безусловно, все это отразится на стоимости перестрахования, в том числе и для российских страховщиков.

В основном российские участники принимали риски по международной перестраховочной программе от синдикатов LLoyds и германской перестраховочной компании Hannover Re. Причем часть из российских компаний делала это не напрямую (для чего нужен безотзывный банковский аккредитив на сумму принимаемого риска или наличие рейтинга от международных агентств не ниже «АА»), а через брокеров. Кроме того, аналогичные программы есть у швейцарских и французских перестраховочных компаний, которые передавали риски на перестрахование в том числе и в Россию.

Согласно оценкам опрошенных Прайм-ТАСС участников перестраховочного рынка, совокупный объем рисков по международным катастрофическим программам, взятый на себя отечественными компаниями, может составить от $10 до $30 млн Обеспокоенность таким положением проявили и регуляторы - Федеральная служба страхового надзора разослала по крупнейшим страховщикам письмо с просьбой указать их степень участия в будущем урегулировании убытков в Японии.

В то же время, необходимо отметить, что все компании участвуют в разных лейерах (уровнях защиты). То есть, кто-то работает в нижнем лейере (убытки сверх $20 млн) и будет платить практически за все, а кто-то в лейерах от $200 и $235 млн. Так что на настоящий момент попытки сделать точные оценки потерь российских страховщиков от катастрофы в Японии будут контрпродуктивны. Однако уже совершенно очевидно – время так называемого «мягкого рынка», когда цены на перестрахование постоянно снижались за счет больших свободных объемов ликвидности, прошло.

После 11 марта поведение сырьевых и финансовых рынков напоминает гонку по «Формуле-1» - те же скорости, те же немыслимые повороты и виражи, бросающие наблюдателей то в жар, то в холод. Впрочем, с одной, но существенной поправкой: у реального дорожного ристалища есть все-таки четкие правила и выверенный до мелочей маршрут с мерами безопасности для участников чуть ли не на каждом метре. У рыночных ралли ничего этого нет и в помине – трасса постоянно меняется, определение ее протяженности отсутствует в принципе, игроки вольны каждый по-своему определять и скорость, и продолжительность и направления движения. Ровно этот «хаос», ведомый рыночно-стадным инстинктом, можно было наблюдать всю минувшую неделю. И, похоже, что это зрелище из репертуара мирового экономико-финансового театра исчезнет не скоро.

Во вторник японский индекс Nikkei:225 рухнул на 11%, в пятницу, правда, 3% уже отыграно. Индексы площадок в США и Европе в первую половину недели падали в диапазоне от 2 до 5%, российские биржи теряли 1,5-2%. Одновременно на 1,8% подешевело золото (до $1393,15 за тройскую унцию), нефть (Brent на 3,8% до $109,8 за баррель, WTI на 2,6% до $98,2 за баррель), пошли вниз цены на металлы и урановый концентрат. Цены на газ, напротив, «поехали по встречной» (+5,9% в среду).

Среда и четверг добавили рынкам нервозности. По мере появления новой информации с японских АЭС и оценок потерь экономики Страны восходящего солнца от трагической череды стихийных бедствий у игроков стал появляться соблазн сыграть в сильную йену и развернуть в спекулятивных целях другие тренды. В четверг был зафиксирован исторический рекорд 76,25 йены за доллар. Непосредственным триггером такого укрепления стал все тот же инстинкт участников кэрри-трейдинга: рынок начал отыгрывать еще не стартовавший приток капитала в Японию (в том числе и вследствие ожидающихся продаж страховщиками долларовых активов для последующего исполнения договоров в йенах). И хотя правительство страны поспешило с заявлением о том, что признаков массовой продажи активов страховыми компаниями оно не наблюдает, рыночный пыл это не охладило - $34-35 млрд известных застрахованных убытков все равно рано или поздно придется покрывать, значит нужно разыгрывать сильную йену. Тем более что «срослись» и другие факторы: общая тенденция к росту йены, получившая заметное подкрепление по ходу «детонаций» режимов в арабских странах Северной Африки и Ближнего Востока (японская валюта выступила своего рода страховым «агентом» от рыночной волатильности); а также действия японских денежных властей, которые оценивались как довольно умеренные и не соответствующие экстраординарности ситуации (интервенции Банка Японии, например, только во вторник на 5 трлн йен или $62 млрд к радикальному перелому курсового тренда не привели – «Фукусима» оказывалась сильнее).

Между тем, укрепление национальной валюты заметно удорожало бы всю программу восстановления и резко снизило отдачу от экспорта вкупе с существенным скачком риска усиления финансовых дисбалансов. Ожидания многомесячной рецессии, остающиеся весьма реалистичными и по сей день, становились не просто «звонком», а уже пожарной сиреной, причем, для всех главных экономик мира. По оценке японского правительства (на 11 марта с.г.), производство национальных экспортеров сохраняет рентабельность при курсе 86,3 йены за доллар.

В этих обстоятельствах закономерным явилось решение G7 солидарно выступить с валютными интервенциями, направленными на ослабление йены. Напомним, что последний раз регуляторы «семерки» объединялись в 2000-м году, чтобы вытащить из пика новорожденную европейскую валюту. Тогда сработало и не без успеха. Тестом нынешней солидарности будет весь конец марта. Тем не менее, похоже, температура рынков (в отличие от энергоблоков на АЭС) начала спадать.

Договоренность с центральными банками G7 была достигнута к семи часам утра в пятницу по японскому времени. В девять часов Япония начала продажу валюты и уже к 9.30 йена потеряла 3,1%, курс вышел на отметку 81,86 йены за доллар (правда, по итогам дня он повысился, по данным Рейтер, до 80,60 йены за доллар). Разворот тенденции, вроде бы начался. И теперь, естественно, очень многое будет зависеть от продолжения солидарных действий денежных властей «семерки6 ». Впрочем, при одной принципиальной оговорке, если развитие событий на АЭС не пойдет по наихудшему сценарию – тогда потребуется уже другое качество международной валютной солидарности.

Оценки экономических последствий природных катастроф и аварий на АЭС в Японии к настоящему времени «трясет» примерно также как земную твердь, сырьевые и финансовые рынки. Одни предсказывают падение на 2-3%, другие говорят о вероятном росте до 2% ВВП. Если валютные спекулянты несколько умерили пыл, то игроки других площадок, по-видимому, обживаются в «бычьих шкурах». Военная операция против полковника Каддафи подтолкнет цены вверх. Краткосрочный взлет цен на нефть до уровня в $150 за баррель и выше высоковероятен.

На средней дистанции в 2-3 квартала, полагают многие аналитики, ситуация выровняется: глобальная экономика может притормозить, но вряд ли попадет в новую рецессию. Тем не менее, ближайшие несколько месяцев ей предстоит провести в «кольце засад», неустойчивая конъюнктура будет определяться меняющейся композицией геополитических, природных, сырьевых (цены на нефть) и финансовых (чрезмерно высокие долги и избыточная ликвидность) рисков.

Марина Войтенко – руководитель департамента информационных программ Центра политических технологий



1. По оценкам японского банка Nomura, на находящиеся в наиболее пострадавших регионах страны производственные мощности приходится около 6,8% от всего промышленного производства Японии.
2. Standard&Poor's оценивает ущерб японской экономики от землетрясения в $200 млрд. Для сравнения: в 2005 году правительство США оценивало расходы, связанные с восстановлением северного побережья Мексиканского залива после ураганов «Катрина» и «Рита», в $70—130 млрд.
3. Осенью 2010 года о планах рано или поздно приобрести долю «Тройки Диалог» говорил глава Renault – Nissan Карлос Гон. «Мы планируем приобрести долю «Тройки Диалог» в «АвтоВАЗе»: мы в процессе переговоров по данному вопросу», – сказал он в интервью Russia Today. Глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов заявлял, что Nissan может получить 10% акций уже в первой половине 2011 года, купив 4% у «Ростехнологий» и 6% у «Тройки».
4. По аналогичному сценарию развивалась ситуация в 1999 году. Тогда во время кризиса, возникшего на рынке после землетрясения на Тайване, стоимость чипов памяти выросла в 2 раза.
5. Несмотря на рост конкуренции тайваньских и южнокорейских компаний в производстве комплектующих, в Японии по-прежнему остаются уникальные заводы по производству компонентов и материалов для электронных устройств. Такова, в частности, стратегия Mitsubishi Gas Chemical (MGC), крупнейшего в мире производителя BT-смолы для интегральных подложек, микросхем мобильных телефонов. Компания остановила производство на двух заводах, пострадавших от цунами. По подсчетам MGC, около половины мирового производства BT-смолы под угрозой, закрытие может привести к задержкам производства чипов для телефонов и смартфонов. Если предположить, что MGC будет не в состоянии осуществить поставки смолы в течение двух-трех месяцев, то под угрозой почти 40-50% поставок глобальных интегральных схем для смартфонов, планшетных ПК, мобильных телефонов и сетевого оборудования, полагают в Barclays Capital. Два других японских производителя Hitachi и Sumitomo обеспечивают еще 40% мирового производства BT-смолы. Но, несмотря на то, что производство обеих компаний остается неизменным в результате землетрясения, переключение на новых поставщиков создаст длительные задержки.
6. Эксперты полагают, что «технически» йену потянуло вниз, прежде всего, срабатывание стоп-лоссов при ее покупках, то есть исполнение автоматических ордеров на покупку или продажу валюты в целях ограничения потерь, если ставка начинает двигаться в направлении, противоположном ожидаемому.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net