Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

05.04.2011

Превентивное IPO

Неназванные собственники "Домодедово" готовят IPO. Тем самым они рассчитывают получить "справедливую" оценку стоимости аэропорта для последующей торговли с правительством. Напомним, что чиновники объявили о том, что намерены объединить "Шереметьево" и "Внуково", "Домодедово пока в этой схеме не участвует. Но уже в скором времени может быть поставлен вопрос о "национализации" данного актива, без которого озвученная схема консолидации фактически не имеет смысла. Чиновники наверняка рассчитывают получить "Домодедово" "задешево", либо вовсе не платить за этот актив. Избежать рейдерского захвата предприятия со стороны государства может помочь публичное размещение акций управляющей аэропортом компании. Но это вовсе не означает, что чиновники не будут всеми способами занижать стоимость данного актива. Первый шаг к снижению инвестиционной привлекательности уже сделан: третья взлетно-посадочная полоса "Домодедово" не достанется.

Николай Солабуто, начальник Управления активами Финансовой группы БКС

IPO всегда размывает доли собственников. Это классический рейдерский захват. Когда компания рейдер подбивает акционеров на IPO, а затем сама выкупает, тем самым полностью беря контроль над компанией. Если в ситуации с поглощением/объединением речь заходит об IPO, значит, стороны договорились о долях. Новый акционер не получает полного контроля, но имеет возможность влиять на решения по компании. Это так называемое дружеское слияние. Если собственник продает свою долю, это говорит о выходе его из бизнеса, при размещении старый собственник хочет сохранить свое влияние на компанию. Вероятно, государство хочет прекратить конкуренцию между авиаузлами, взяв под контроль распределения потоков пассажираперевозок. что благоприятно скажется на портах Московского региона. Домодедово после теракта стало терять свою долю рынка, и объединение портов закрепит за портом его долю в перевозках. Шереметьево получит инвестиции для строительства третей полосы, а Внуково определится со своим рыночным сегментом.

Дмитрий Терехов, старший аналитик ИК "Грандис Капитал"

Оценка Домодедово для IPO, по нашему мнению, может находиться в диапазоне 4-6 млрд. долл. за 100% акций. Судя по последним решениям Правительства РФ, власти решили не пытаться "войти" в Домодедово, а просто "выдавить" его в конкурентной борьбе. Речь идет о строительстве новой взлетно-посадочной полосы (ВПП), в которой остро нуждаются все 3 крупнейших московских аэропорта. В соответствии с действующим законодательством, ВПП может находиться только в федеральной собственности. Соответственно решение о строительстве новой ВПП принимает государство. Правительство определило, что новая полоса будет строиться в Шереметьево, а Внуково и Шереметьево объединят. Соответственно, Домодедово получает мощного конкурента с господдержкой, лишается некоторых перспектив развития и в долгосрочной перспективе может потерять долю на рынке. Тем не менее, несмотря на эти потенциальные опасности, Домодедово имеет и ряд существенных преимуществ, а именно - транспортная инфраструктура аэропорта в основном, уже построена. Сам аэропорт уже отстроен и объективно, является наиболее удобным аэропортом Москвы, как для пассажиров, так и для авиакомпаний. Поэтому, при условии адекватной оценки, IPO имеет все шансы на успех.

Александр Осин, главный экономист УК "Финам Менеджмент"

Если это инвестиции в группу компаний с общей выручкой приблизительно в $400 - $500 млн., то стоимость всей такой структуры в соответствии с мировыми рыночными ценами сейчас составляет более $1 млрд. Для сравнения, Beijing Capital Intl Airport Co., Ltd. с выручкой в 2010 г. в $844,32 млн. стоит $2,281 млн., судя по данным торгов её акциями. Aeroports de Paris SA, крупнейшая компания сектора по объему выручки, у которой этот показатель составлял в 2010 г. $3,780 млн., стоит на бирже $9,067 млн. Надо также учитывать, что в перспективе вероятно объединение аэропортов Москвы в рамках одной структуры. А это позволяет рассчитывать на рост оценочной капитализации аэропорта Домодедово в 2-2,5 раза и может уже сейчас быть частично учтено в оценках инвесторов. Есть и другие способы получения контроля над аэропортом помимо выкупа доли собственников. Это включение данного аэропорта или аэропортов в целом в состав стратегических предприятий. Усиление присутствия в структурах управления аэропорта через покупку дочерних компаний, скупка долгов, административные ограничения в осуществлении портом деятельности на рынке авиатранспортных услуг.

Валерий Пивень, заместитель начальника информационно-аналитического отдела Пробизнесбанка

По данным агентства Bloomberg, объём размещения может составить 1 млрд долл. На данный момент, участие Домодедовского аэропорта в создании единого транспортного узла не планируется. Т.е. переход аэропорта в госсобственность маловероятно, если же он войдёт в единую структуру через нормальную процедуру слияния, то вполне может претендовать на управление единым транспортным узлом. Если же государство сочтёт необходимым участие Домодедова под своим контролем, то, я думаю, что выкуп является единственным перспективным путём реализации этого проекта. Одновременно с этим, государству придётся вкладываться в развитие аэропорта, работу над системой безопасности и т.п. В результате, овчинка может не стоить выделки. У "Домодедово" ко всему прочему, накоплен значительный опыт юридической борьбы за права собственности в период судебных разбирательств вокруг законности приватизации аэропорта. В правовом поле аэропорт достаточно силен. В общем, я думаю, что переход аэропорта под государственный контроль в ближайшее время маловероятен.

Олег Душин, ведущий аналитик промышленного сектора ИК "Церих Кэпитал Менеджмент"

Полагаю, что инвесторы приблизительно оценят аэропорт не менее $2 млрд. Это произойдет исходя из пассажирооборота - 22.25 млн чел в 2010 г и $80 капитализации пассажира. Аэропорт может увеличить пассажиропотоки, но для этого нужно построить третью взлетную полосу и реконструировать старую взлетную полосу. Это требует средств, которые и изыскивает Домодедово у инвесторов. Государство уже дает понять, что третью полосу оно за свой счёт строить не собирается. Планы же реконструкции второй полосы государством в условиях бюджетной невнятицы могут "подвисать". Если инвесторы поверят в реальную возможность Домодедово расшириться, то они оценят компанию выше $2 млрд. Государство может купить контроль, если захочет. Вопрос безысходный, поскольку можно предположить введение какого-нибудь специального законодательства, которое ограничивает собственность частных инвесторов в каких-нибудь специальных районах вроде Московского. Однако такого законодательства нет, и введение его принесет огромный вред инвестиционному климату. Как известно, с 2005 по 2008гг. компания, управляющая аэропортом, "Ист-Лай"н тягалась в судах с Росимуществом, по поводу иска о расторжении 75 летнего договора аренды 1998 года. Ист Лайн отстояло всё-таки аэропорт. Президент РФ Владимир Путин сделал в начале 2006 заявление по поводу конфликта с "Ист Лайном", что "государство не должно разрушать успешно функционирующий бизнес". Не видно путей прямого судного изъятия собственности в пользу государства. Государство может только как-то придираться к Домодедово, где только, но может по закону. Этот фактор как раз снижает инвесторскую оценку аэропорта. В конце концов, это искусство заставить отказаться от аэропорта и продать собственность добровольно.

Олег Абелев, начальник аналитического отдела ИК "Риком-Траст"

Последние события, которые произошли в аэропорту Домодедово в последнее время (и террористический акт и незадолго до этого массовые отключения электричества) довольно сильно отразились на инвестиционной привлекательности этого актива для инвесторов (не только отечественных, но и иностранных), причем не в лучшую сторону. Вполне логичным видится желание руководителей аэропорта привлечь дополнительные инвестиции в развитие и повышение системы качества всех служб в целях их конкурентоспособности по сравнению со службами других аэропортов - "Внуково" или "Шереметьево". Что касается целей проведения IPO, то мы считаем наиболее вероятной достижение некоего качественно нового уровня публичности ОАО "Аэропорт Домодедово", поскольку получив листинг на российских и зарубежных биржах, компания станет публичной, что сильно уменьшит возможность корпоративного влияния на собственников аэропорта. В свою очередь, собственники "Домодедово" добиваются снижения влияния на себя для того, чтобы обезопасить актив при возможной грядущей сделке при любом потенциальном объединении от резкого занижения рыночной стоимости после проведения оценки, поскольку занизить стоимость любой компании, имеющей листинг на бирже, крайне сложно.

Алексей Козлов, замдиректора департамента торговли и продаж по работе с акциями UFS Investment Company

В настоящий момент, говоря об объединении аэропортов и создании единого транспортного узла, эксперты оперируют следующими цифрами, объединенные Шереметьево и Внуково оцениваются порядка $3 млрд., а Домодедово оценивается порядка $5 млрд. В этом и состоит проблема, при включении Домодедово в создаваемый транспортный узел, контроль над создаваемым транспортным узлом получат частные акционеры «Ист Лайна», чего не хочет допустить государство. Однако Домодедово в какой-то мере заинтересовано в участии в создании транспортного узла, поскольку это означает инвестиции в развитие инфраструктуры, строительство новых ВВП. И государство, в свою очередь, заинтересовано во включении Домодедово в единый транспортный узел по двум причинам: первая – таким образом, транспортный узел приобретает законченный вид, а вторая – отсутствует конкурент, способный забрать большую долю потока, и, как следствие, прибыли на себя, плюс отсутствие контроля над частью, большой частью этого потока. Как видим, заинтересованность, признается этот факт или нет, есть у обеих сторон. В этом случае, оптимальным выходом является передача золотой акции государству, в этом случае стороны получают желаемое наиболее безболезненным способом. Однако, судя по действиям, стороны не достигли пока согласия. Как известно, организаторы IPO акций Домодедово планируют non deal road show, возможно проведение IPO и привлечение в результате размещения акций средств не является целью, основной целью этой акции, возможно, является рыночная оценка Домодедово на фоне высокой ликвидности, что даст дополнительные козыри владельцам Домодедово в переговорах с представителями власти.

Роман Ткачук, аналитик "РИК-Финанс"

Государство давно рассматривало возможность объединения всех трех аэропортов, но при простом слиянии в объединенную компанию, контроль все равно останется в руках владельцев Домодедово, а государство получит меньшую долю. Таким образом, у государства есть несколько вариантов получения контроля: введение "золотой акции" и подписание акционерного соглашения, либо внесение дополнительных активов или выкуп акций у других совладельцев. На наш взгляд, учитывая премию за значимость, примерная стоимость аэропорта составляет около $1 млрд. Основные цели IPO для Домодедово - это привлечение средств на развитие аэропорта и возможность обезопасить себя. В случае вынужденной продажи аэропорта или объединения, наличие иностранных портфельных инвесторов не позволит занизить стоимость актива и даст как минимум рыночную стоимость. Компания станет публичной и менее уязвимой перед возможным давлением со стороны чиновников.

Подготовил Максим Логвинов

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net