Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

06.04.2011 | Павел Казарин

Бескрылая Украина

Украинцам снова отказали – на этот раз в праве на дешевые авиаперевозки. Вице-премьер Борис Колесников заявил, что пускать на внутренний рынок лоу-косты не собирается. Мол, раз нелюбезная Европа не хочет отменять визы для жителей Украины, то и бюджетным авиаперевозчикам из ЕС нечего делать в стране. Зря он так мелочится – проще уж было требовать немедленного присоединения Украины к Евросоюзу.

Логика у украинского вице-премьера не просто странная – она ущербная. Из серии: вырву себе глаз – пусть у моей тещи кривой зять будет. Конечно, Борису Колесникову трудно понять чаяния «плебса» - уж этому чиновнику с многолетним стажем точно не приходилось экономить на передвижениях. А народ перебьется как-нибудь. Не привыкать.

Пафос чиновного сановника несложен – защита национального производителя. Бессмысленно доказывать, что во всем цивилизованном мире действует принцип «открытого неба», где эффективность твоего бизнеса прямо пропорциональна доходам и обратно пропорциональна расценкам. В развитых странах авиакомпании просто напрямую договариваются с аэропортами и выходят на рынок той или иной страны. Украина – как, собственно, и большинство стран СНГ включая Россию – предпочла другой вариант. То, что любая сфера, в которой сохраняется госнадзор автоматически становится вотчиной бюрократов и коррупционеров, очевидно всем, кроме тех, кто это статус-кво способен поменять.

Судя по всему, украинское небо обречено именно на то, чтобы оставаться вотчиной дорогих компаний. Вопреки всем мантрам действующей украинской власти о приоритете политики дерегулирования, на практике в целом ряде случаев получается с точностью до наоборот. Это - базовая особенность постсоветских экономик, работающих по одному принципу: вместо аукционов и торгов - рейдерские захваты, вместо конкуренции - монополизация. Ну и традиционные откаты и распилы, само собой, – куда ж без них!

Сегодня украинское небо накрепко поделено тремя мастодонтами: «Аэросвитом», «Донбассаэро» и «Днепроавиа». Ещё недавно – в декабре 2010 года тот же Борис Колесников клятвенно обещал разрушить этот аэротриумвират при помощи лоукостеров. Он же уверял, что в 2011 году доля «традиционщиков» и «бюджетников» на рынке украинских авиаперевозок сравняется. Судя по всему, Борис Викторович успел передумать.

Его заявление звучит особенно странно в контексте приближающегося турнира Евро-2012. Именно к его началу власти божились сделать украинское небо доступным не только для «небожителей» - пока что оно по карману лишь 5% населения. Вряд ли большинство европейских туристов тоже обрадуются тому факту, что за прибытие в страну-хозяйку чемпионата придется заплатить в разы больше, чем за аналогичные перелет в рамках ЕС. Хотя, возможно, именно в этом и есть сермяжная правда демарша украинского чиновника. Кстати в соседней Польше, которая также будет принимать матчи Евро-2012, действуют сразу девять лоукостеров.

Мне не верится в то, что заявление Колесникова вызовет бурю возмущения в украинском обществе. Хотя бы потому, что большинство жителей страны в итоге потеряют не так уж и много от этого решения. В любом случае, эта потеря в пересчете на каждого будет меньше, чем приобретение тех немногих, кто заинтересован в сохранении монопольного положения на украинском авиарынке. Слишком высок должен быть уровень пассионарности и личной ответственности в обществе, чтобы люди стали бороться за утрату малого.

Дело в другом. Есть много способов строить государство, но если откинуть нюансы, то останется лишь два ключевых метода. Первое – вводить конкуренцию, открытость и прозрачность, где твоя эффективность дает тебе право рассчитывать на успех. И есть прямая противоположность этой системы, когда власть выводит за скобки всех, кто претендует на роль креативных и эффективных пассионариев. Одновременно в этой схеме самая массовая прослойка превращается в социальных нахлебников, зависящих от доброй воли власть предержащих. На выборах они гарантированно голосуют за новые подачки даже не заботясь о таких вещах, как перспектива и адекватность. Эдакий субсициицид, поощряя который, власть будет отбирать деньги у тех, кто зарабатывает их самостоятельно – просто потому, что больше не у кого это делать. Государство трутней. Полная бесперспективность.

А потому «бескрылая Украина» - это не только итог авиационной политики таких как Колесников и иже с ним. Это становится результатом всего государственного проекта, в котором нет места тем, кто способен сам добиваться успеха. Где эффективность не нужна, пассионарность опасна, а инициатива – наказуема. В такой ситуации взлететь не удастся никому – ни в прямом, ни в переносном смысле.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net