Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

08.04.2011 | Сергей Слободчук

Двуликий Янукович

Прозвучавшее седьмого апреля послание президента Украины к Верховной Раде, которое традиционно называется «О внутреннем и внешнем положении Украины» - первое полноценное обращение Виктора Януковича к украинскому парламенту. Что из озвученного главой государства может быть отнесено к «плюсам», а что записано «в минус» действующей власти? На чем президент сделал акцент и о чем умолчал? А о чем лучше бы не говорил? О чем Янукович должен был сказать, но даже не заикнулся?Если говорить о «плюсах», то украинская власть впервые проявила способность к самокритике – ранее Кучма, Ющенко, Тимошенко или кто угодно другой из высшего руководства, даже называя черное белым, демонстрировали железобетонную веру в собственную непогрешимость. Янукович же лично признал, что недоволен первыми итогами года своей работы, конкретизировав, что «из замыслов и планов на 2010 год нам удалось реализовать максимум третью часть».

Еще один позитив заключается в том, что президент подтвердил готовность продолжать инициированный им конституционный процесс. Даже оппозиция в данном вопросе перешла от огульной критике к предложению конструктивной альтернативы. Так, Юлия Тимошенко в тот же день заявила о том, что ее политическая сила представит собственное видение изменений в Конституцию. В целом, возможно, нам повезет увидеть цивилизованную дискуссию и соревнование конституционных проектов, а в финале даже принятие Основного закона страны на референдуме, а не кучкой депутатов под покровом ночи.

Что касается минусов, то первый и главный «незачет» касается именно того, о чем президент не сказал. А именно, Янукович даже не попытался задать идеологические ориентиры – ни для власти, ни для общества, ни для Украины в целом. Если вынести за скобки общие фразы о «реформах» и «демократии», которые мы уже многие годы подряд слышали от его предшественников, то получается, что мы не услышали ни слова о том, какую Украину он собирается строить. А самое главное, он не обозначил, каким инструментарием – либеральным, консервативным, социалистическим или каким-либо другим – собирается пользоваться.

Нет, конечно же, звучал стандартный сухой паек из таких мантр как «новая качественная модель экономики», «гуманизация развития», «благоприятный деловой климат» и т.д. Если говорить именно о благих целях, то президент уделил им довольно значимую часть своего выступления. Беда лишь в том, что такой набор благих намерений звучит над украинской дорогой в независимость уже 20 лет. Поэтому логично, что хотелось бы услышать какую-то конкретику насчет механизмов, применяя которые украинское руководство и собирается осуществлять «модернизацию», добиваться «новой качественной модели экономики» и «конкурентной государственной власти» вместе с прочими компонентами «светлого будущего».

Впрочем, что-то близкое к конкретике все же прозвучало. Озвучивая экономический блок своего послания, Янукович обозначил магистральные планы, в число которых наряду с дерегуляцией и стимулированием предпринимательской инициативы входят также ускорение процесса приватизации и запуск полноценного земельного рынка. В данном случае президент от первого лица подтвердил уже сформировавшийся вывод о том, что государство уходит из экономики и готовится кардинально пересмотреть свою роль в экономических отношениях. Если ключевыми задачами являются дальнейшая приватизация и создание рынка земли – это значит, что в Украину и дальше ожидает продолжение начатого администрацией Януковича неолиберального курса, одними из составляющих которого являются распродажа всех возможных активов и превращение государственного аппарата в модератора интересов крупнейших финансово-промышленных группировок.

Если же оценивать в целом, то первый вывод, который только усилился в финале – это двойственный характер президентского послания. И такая двойственность проявляется во всем. В том, как озвучиваются привычно-правильные лозунги, но традиционно замалчиваются конкретные шаги для их достижения. В том, как велика разница между декларациями и реальным положением дел. В том, как курс, который администрация Януковича проводит в действительности, на практике сильно отклоняется от озвученного в президентском послании. Так, обозначенное президентом в списке приоритетных задач под №1 «радикальное преодоление коррупции» является приоритетом, может быть, только для президента и только на словах. На деле же президентский законопроект о борьбе против коррупции, который и без того представлял собой «мягкий» вариант принятого при Ющенко закона, провел в Верховной Раде без малого четыре месяца. За это время парламентское большинство, всегда послушно реагирующее на любые сигналы из Администрации президента, в данном случае беспрепятственно вычистило из него все сколько-нибудь опасные для коррупционеров нормы.

Или, к примеру, дерегуляция и стимулирование предпринимательской инициативы, которые президент назвал в качестве первого ориентира экономической политики. На деле же ужесточение налогового пресса и бюрократических процедур за прошедший год привели к массовому сокращению мелкого предпринимательства в стране. И данный список примеров из двойной реальности можно продолжать. Да вот хотя бы тема модернизации. То, что президент посвятил часть выступления разговорам о модернизации – безусловный «плюс». Можно сказать даже, что глава государства включил в политический дискурс термин «модернизация», открыв, таким образом, дискуссию о повестке модернизации, ее задачах и, самое главное, механизмах и ресурсах. Открыв, и сразу же закрыв, потому что, кроме того, как обозначить модернизацию в качестве ключевой задачи, Янукович больше ничего, по сути, не сказал.

Двуликость особенно ярко проявляется при сравнении внешнеполитического и внутреннего блоков. Озвучивая свое видение внешней политики, Янукович продемонстрировал четкое понимание места Украины в окружающем мире, стратегии и тактики и арсенала внешнеполитических методов. Янукович прямым текстом обозначил, что в зарубежных делах будет реанимирован курс Леонида Кучмы на внеблоковость и многовекторность, которые включают дружественные отношения с Россией при прагматичном диалоге с Западом – единственная линия поведения, продемонстрировавшая свою эффективность за все 20 лет независимости. И такая трезвая и реалистичная картина особенно контрастно смотрится на фоне разделов, посвященных внутренней политике, с их разницей между кабинетными лозунгами и реальными делами.

И вот такое сопоставление деклараций и реальности каждый раз заставляет задаваться вопросом: как следует воспринимать президентские слова? В качестве дымовой завесы? В виде цели-идеала вроде «гражданского общества» или «светлого будущего», к которым следует стремиться, невзирая на годы и расстояния? Возможно, что для себя самого Виктор Янукович давно нашел ответы на все эти вопросы, но в ходе президентского послания не захотел ими поделиться.

Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net