Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

25.04.2011 | Татьяна Становая

Народный отчет правительства

20 апреля премьер-министр России Владимир Путин представил в Госдуме РФ свой ежегодный отчет о работе правительства РФ. Главными идеями стала социальная политика, «новый индустриализм», опора на сильное государство и амбиции в превращении России в одну из крупнейших экономик мира. Либеральная составляющая хотя и присутствовала, но была минимизирована. Речь Путина вполне отвечала надеждам его электората и была адресована именно ему, что сразу же породило предположения, что отчет – это первые наброски предвыборной программы.

В отличие от прошлого года, когда отчет Путина носил более технический характер и мало привлек внимание СМИ, в этот раз, особенно с учетом предвыборного характера года, выступление премьера стало одной из самых интересных политических интриг.

По своему формату выступление больше походило на послание президента Федеральному собранию, а отчета перед депутатами по сути не получилось. Ряд вопросов был подготовлен заранее, на некоторые политизированные вопросы оппозиционных партий Путин не ответил. Отчет был политизирован, амбициозен и направлен на долгосрочную перспективу, что раскрывает его электоральную направленность. Это и понятно: Путин является лидером партии «Единая Россия» и ему важно наращивать и укреплять свой электоральный ресурс, являющийся ключевым для партии власти. Однако для Путина не менее важно и собственное политическое будущее, а в более конкурентной внутриэлитной ситуации электоральный ресурс остается решающим.

Выступление Путина можно назвать презентацией его концепции «социальной модернизации»: в нем сплелись модернизационная терминология и, по сути, идеи патернализма, дирижистской промышленной политики, социальных приоритетов. Фактически речь идет о частичном возвращении к риторике 2007 года - Путин начал свое выступление с проблемы защиты национального суверенитета от влияния извне. «Такие с виду вполне доброжелательные ненавязчивые советы в общем-то казались и неплохими, но за ними на самом деле стоят грубый диктат и вмешательство во внутренние дела суверенных государств», - сказал Путин. Заметим, что недавно Дмитрий Медведев в интервью китайскому телевидению признал, что «нельзя отгораживаться, нельзя говорить: знаете, мы все сами хорошо знаем, мы сами у себя разберемся. Потому что, как правило, за этим следует заскорузлость, нежелание меняться, а потом и застой, стагнация, разрушение основ государства».

Предвыборный характер выступления выдавал тот факт, что оно было мало похоже на отчет главы правительства: Путин подводил итоги за последние три года и намечал амбициозные задачи на 10 и 15 лет вперед. Так, Путин призвал за предстоящие 10 лет увеличить производительность труда минимум в 2 раза, а в ключевых отраслях российской экономики – в 3–4 раза, поднять долю инновационной продукции в общем объеме производства с сегодняшних 12% до 25–35%. По объему ВВП Россия должна войти в число пяти ведущих мировых экономик мира, а по ВВП на душу населения на уровень более 35 тыс. долларов на человека, - сказал премьер. Кроме того, значительная часть выступления была посвящена социальной проблематике или социальным аспектам экономической политики.

В социальной политике Путину пришлось особенно выбирать акценты: из-за кризиса рост социальных выплат приостановился, а доходы населения упали. К выборам подготовлен пакет новых социальных решений: значительная помощь обещана крестьянам, транспортной инфраструктуре, обещано повышение стипендий врачам-интернам, рост зарплат библиотекарей и работников культуры, развитие спорта, индексация зарплат бюджетникам, решение жилищных проблем военнослужащих. Причем в реальном выражении социальные расходы сильно не вырастут: Путину приходится восстанавливать утраченные темпы социальных выплат после кризиса, оформляя это в новые достижения его правительства. На этом фоне отчет Путина носил и традиционно терапевтическую функцию.

Главными адресатами Путина стали наемные рабочие, пенсионеры, военнослужащие, бюджетники – традиционно лояльный и конформистский электорат, основная электоральная база премьера. Отсюда и заметный акцент на патернализм, поддержку отечественного производителя (прежде всего, речь шла об автопроме, судостроении, авиапроме и ОПК). Путин также не согласился с критиками поддержки российских предприятий в кризис (об этом в частности говорил помощник президента Аркадий Дворкович и сам президент). Путин защитил свою модель промышленной политики, в рамках которой ставка делается на поддержку отечественной отрасли с привлечением средств институтов развития и иностранных инвесторов на правах «младших» партнеров. Приоритеты Медведева в данном случае несколько иные: как видно на примере переговоров с Францией о покупке веротолетносцев Mistral, президент в большей степени склонен модернизировать отрасли за счет покупки готовых технологий там, где значительное время в технологическом смысле упущено.

Показательно, что вся политика «госкапитализма» была «упакована» в достаточно часто упоминаемую «модернизацию», которая оказалась консервативней самых пессимистичных ожиданий. Путин говорил о поддержке НИИ и НИОКР, технопарков и свободных экономических зон, институционализации отношений бизнеса и научного сообщества. Упомянут и проект Медведева – инвестиционный фонд, на который Путин обещал выделить 10 млрд. Однако никакие иные «модернизационные» приоритеты президента в отчете не присутствовали. Не было ни слова ни о госзакупках, ни о выведении чиновников из советов директоров, ни о реформе ЕСН. Президент и премьер, очевидно, скрупулезно развели свои приоритеты в публичном пространстве, что расценивается противоречиво – в одних случаях как подтверждение разногласий, в других случаях – как совместимость приоритетов.

Однако разница в акцентах все же с нынешним выступлением Путина усилилась. Для Путина, модернизация – это «поступательное и качественное развитие», «вложение в человека, его способности, таланты, создание условий для самореализации и инициативы». Выступление Путина было подчеркнуто консервативным. Фактически его можно назвать манифестом консервативной модернизации, предусматривающей плавное осторожное развитие с опорой на уже созданные институты в экономике и политике. «Стране необходимы десятилетия устойчивого, спокойного развития. Без разного рода шараханий, необдуманных экспериментов, замешанных на неоправданном подчас либерализме или, с другой стороны, социальной демагогии», - сказал Путин. Этому возразил помощник президента Аркадия Дворкович, призвавший к кардинальным переменам в ключевых отраслях. «Нам эксперименты не нужны, но ограничиваться только поступательным развитием было бы неправильно», - сказал он.

Кроме того, вместо приоритетов постиндустриального развития, преимущественно развиваемых президентом, премьер говорил о «новой индустриализации». Совмещать такие приоритеты в публичном пространстве в рамках единой политики тандема становится все сложнее. Это усугубляется и прозвучавшей критикой в адрес премьера. Помимо Дворковича, «слабой предвыборной программой» выступление премьера назвал президент ФЭП Глеб Павловский, который в последнее время обозначает себя в публичном пространстве как сторонник Медведева. «Путин предложил свою модель государства, которая является, по сути, альтернативой концепции модернизации. Это модель бюджетного государства, государства социальной защиты и потребления, но не государства производства. Этому государству не нужна модернизация, ему нужно технологическое обновление. Путинская модель поддерживается примерно половиной населения страны — она будет играть существенную роль на грядущих выборах», - сказал он.

В связи с выступлением премьера в Думе «Коммерсант» выделил ряд «несовпадающих» формулировок Путина и Медведева. Например, Медведев критично отзывался о бремени затрат для бизнеса, связанном с финансированием программ развития здравоохранения, тогда как Путин сделал акцент на необходимости реализации этих программ. Медведев критиковал состояние дел в российском авиапроме («нужно вкалывать, а не деньги требовать»), а Путин отметил важность вложений в эту отрасль, обеспечивающих «продвижение всех проектов, с которыми связано будущее нашей авиации — как гражданской, так и боевой».

В то же время в выступлении Путина практически не были затронуты вопросы внешней политики и политических реформ. Премьер лишь однажды затронул проблемы регулирования интернета, отвечая на вопросы фракций, и то в ироничной форме. «Что-то не припомню, чтобы в 1937 году интернет присутствовал. Знаете, как в шутку спрашивали и отвечали, чем ЦК, видимо, отличается от ЧК: ЦК цыкает, а ЧК чикает», - сказал он, пообещав, что «чикать» Интернет никто не собирается. В то же время он заступился за ФСБ, недавно предложившую запретить использование в России skype, hotmail и google, что вызвало критику со стороны Кремля. «Правда, основные ресурсы находятся не в наших руках, а за бугром, точнее, за океаном. Именно это вызывает озабоченность некоторых спецслужб, имея в виду возможность использования этих ресурсов в интересах, противоречащих интересам общества и государства», - сказал Путин.

Выступление Путина в Госдуме подтверждает, что оба лидера в публичном пространстве выдвигают разные повестки дня. Хотя их формулировки (например, модернизация) в ряде случаев носят общий характер, но они понимаются по-разному. Впрочем, частичное возвращение к риторике «путинского курса» прошлых лет со стороны премьера может объясняться и стремлением подтянуть рейтинги, продолжающие свое снижение. Согласно всероссийскому опросу, проведенному фондом «Общественное мнение» (ФОМ) 17 апреля (1500 граждан в 43 регионах), рейтинг доверия «Единой России» упал до минимума за два года — 44% . Одновременно рекорда достиг уровень недоверия к ней, поднявшись с 29% в январе до 38% в апреле. Отношение к другим парламентским партиям практически не изменилось. По данным «Левада центра» за апрель, рейтинг «ЕР» еще ниже – 39%. Рейтинг же коммунистов, напротив, вырос за это время с 12 до 18% (речь идет о «протестных» избирателях, склонных поддержать КПРФ не по идеологическим мотивам, а как наиболее оппозиционную из числа зарегистрированных партий).

В то же время критика со стороны близких к президенту людей в адрес Путина вряд ли будет услышана путинским большинством. Эта критика более «техническая», зато отвечающая ожиданиям той части элиты, которая больше ориентирована на Медведева. Более того, расхождения акцентов в выступлениях Путина и Медведева вовсе не закрывают премьеру возможность возвращаться к сдержанно-либеральной риторике, когда он апеллирует к бизнесу (как это было на встрече с представителями РСПП, материал об этом ниже). Показательно, что Аркадий Дворкович вскоре после жестких заявлений скорректировал свою публичную позицию, указав, что у Путина и Медведева нет принципиальных расхождений по целям развития страны, но есть проблема разницы в подходах. Оба участника правящей диархии фиксируют в публичном пространстве свои разногласия, но делают это достаточно осторожно, чтобы они не привели к конфликту, способному «ударить» по существующей политической системе.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

В последнее время политическая обстановка в Перу отличатся фантастичной нестабильностью. На минувшей неделе однопалатный парламент - Конгресс республики, насчитывающий 130 депутатов, подавляющим большинством голосов отстранил от должности в виду моральной неспособности выполнять обязанности президента Мартина Вискарру.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net