Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

26.04.2011 | Максим Логвинов

Бензин по талонам

Как и прогнозировал "Политком.ру", директивное вмешательство властей в ценообразование на топливном рынке привело к дефициту. Производители попросту не хотят продавать топливо по заниженным ценам и придерживают товар до лучших времен. Уже сейчас в нескольких регионах ограничены объемы отпуска бензина в рознице: заправляют не более 20 литров на машину. Ситуацией заинтересовалась ФАС, служба уже проинформировала премьера. Какие действия предпримут власти, пока сказать сложно, но, по информации "Политком.ру", в кулуарах министерств и ведомств уже обсуждается возможность снижения налоговой нагрузки на нефтянку. Как мы уже отмечали, на сегодняшний день это единственный способ сдержать темпы роста цен на бензин.

В Алтайском крае с субботы резко ограничена продажа бензина, автозаправочные станции двух крупнейших региональных операторов рынка - "Газпром нефть" и "Роснефть" отпускают только по 20 литров бензина на машину, на других, независимых, АЗС продажа топлива вовсе остановлена. "Наиболее неблагоприятная ситуация складывается в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, на Сахалине и Алтайском крае. При таком раскладе в ближайшие дни многие регионы могут остаться без топлива", — подтвердил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. По его словам, даже в Москве "ощущается" дефицит. Основные поставщики топлива для столичного региона - Рязанский и Ярославский НПЗ по объективным причинам сократили выпуск, а на терминале Московского НПЗ "стоят огромные очереди". Машины-заправщики простаивают у этого завода по 15-17 часов, подтвердили участники рынка. Если не принять срочных мер, то уже в самое ближайшее время будет ограничена продажа топлива и на московских заправках.

В связи со сложившейся ситуацией на топливном рынке, в понедельник, 25 апреля, глава ФАС Игорь Артемьев провел срочное совещание. "Это может явиться одной из разновидностей картельного сговора, за которое антимонопольным законодательством предусмотрена крайняя мера ответственности, вплоть до уголовной", — отметил господин Артемьев. По результатам совещания было принято решение направить руководителям нефтяных компаний предупреждения, а также потребовать их объяснить причины возникновения дефицита в нескольких регионах страны. Нефтяники пока хранят молчание, хотя в кулуарах объясняют сложившееся положение давлением со стороны властей, которые заставили их снизить цены в рознице. Дескать, крупные, вертикально-интегрированные игроки имеют возможность снизить свою маржу, сделав "скидку" в розничном сегменте на 20%. В этом случае за счет объемов и вертикальной интеграции бизнеса они все еще сохраняют положительный уровень рентабельности, а вот мелкие независимые игроки сразу уходят в минус.

Но есть и другая, неофициальная, версия происходящего. Как утверждают источники, крупные производители попросту придерживают топливо, рассчитывая тем самым сподвигнуть власти на изменение фискальной политики. Им выгоднее сократить производство, или закачать топливо в хранилища в надежде на то, что либо правительство отпустит цены, либо поступится доходами бюджета. По имеющейся у "Политком.ру" информации, в профильных министерствах и ведомствах действительно рассматривается вопрос снижения налоговой нагрузки на нефтянку. Отметим, что если в России доля налогов и разного рода сборов в цене литра топлива доходит до 60%, то в США она составляет всего порядка 10%. Поэтому в росте розничных цен на бензин правительство может винить только себя и ценовую конъюнктуру мировых рынков, где стоимость нефти бьет один рекорд за другим. Но готово ли будет государство в данном случае поступиться своими доходами - большой вопрос. С одной стороны, благодаря высоким ценам на углеводороды, нефтедоллары льются в бюджет полноводной рекой. С другой стороны, в преддверии выборов государство традиционно берет на себя повышенные социальные обязательства, реализация которых требует дополнительных расходов.

Получается ситуация, когда и сбить цены директивно уже не получается, деньги от налогообложения нефтянки нужны бюджету для выполнения предвыборных обязательств, но и позволить розничным ценам на АЗС расти опережающими темпами в предвыборный год чиновники также не могут. Скорее всего, последний аргумент является наиболее весомым, так как динамика цен на заправках наиболее наглядный показатель для избирателей, нежели гипотетическое повышение пенсий, и зарплат господам полицейским, которое коснется лишь части общества. Не стоит забывать, что растущие цены на топливо толкают вверх и инфляцию, которую чиновникам опять же крайне важно в предвыборный период, наконец, загнать в приемлемые рамки. Так что выход только один - снизить бюджетные аппетиты, тем более что цены на нефть позволяют пока это сделать. А дальше все может развиваться даже по украинскому сценарию, в этой республике, кстати говоря, литр 95-го недавно перешагнул отметку в 10 гривен, или в пересчете на рубли - порядка 35 рублей. Это при значительно более низком уровне доходов населения. Но там ведь до выборов еще далеко, да и привыкло население к тому, что украинских чиновников мало беспокоят проблемы собственного народа.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net