Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

29.04.2011 | Александр Ивахник

Лукашенко теряет адекватность

26 апреля, в день 25-й годовщины катастрофы на Чернобыльской АЭС, Александр Лукашенко, посещая районы Белоруссии, пострадавшие от ядерной аварии, сорвался и высказал журналистам все, что у него накипело. Отвечая на вопрос, почему он не поехал, как ожидалось, в Чернобыль, где в этот день президенты Украины и России принимали участие в траурных мероприятиях, белорусский лидер заявил: «Задайте этот вопрос Януковичу: почему белорусский президент не присутствует на их мероприятиях. Это вы у них спросите. К сожалению, «вшивости» хватает у нынешнего руководства Украины». И продолжил, очевидно, имея в виду уже не только Виктора Януковича, но и Дмитрия Медведева: «Напрашиваться я ни к кому не собираюсь, и быть каким-то подпевалой я не собираюсь ни у одного президента, ни у другого».

Под «вшивостью» украинского руководства президент Белоруссии явно имел в виду готовность к уступкам требованиям Евросоюза. Якобы условием приезда главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу на ядерный саммит в Киеве 19 апреля, на котором собирались средства для постройки нового саркофага над разрушенным четвертым реактором ЧАЭС, было отсутствие на этом мероприятии подвергнутого европейским санкциям Лукашенко. Впрочем, в самой Еврокомиссии отрицают выставление такого условия.

В отношении самого Баррозу президент Белоруссии употребил более крепкие выражения. Говоря о планах Евросоюза ввести экономические санкции в отношении Минска в ответ на жестокие репрессии против местной политической оппозиции, Лукашенко заметил: «Просто негодяи. Поэтому я не хочу говорить о всяких Баррозу, других козлах, быках и прочих». Не хотел, но все-таки сказал: «Что касается таких козлов, как Баррозу, и прочих... Ну кто такой Баррозу? Я знаю, был какой-то Баррозу в Португалии, но выгнали его и устроили в Еврокомиссию… Я меньше всего смотрю, что где кто «ляпнул» из европейских чиновников. Их там тысячи».

Критикуя отсутствие западной помощи республике в деле преодоления последствий ядерной катастрофы, белорусский лидер заявил: «Они нам отвалили аж полпроцента от всех тех затрат, которые мы вложили в возрождение этих земель. Нам никто не помог. Но просить я у них ничего не буду. Если б они были порядочные, они же знают эту проблему и трагедию, они бы нам помогали. А так они платят тем, кто отчасти и породил эту проблему. Это пятая колонна, они им платят, значит им не возрождение надо, им наша погибель нужна. Но не дождутся». При этом имелось в виду, что на деятельность белорусской оппозиции Евросоюз выделил 90 миллионов евро. «Козлы - они и есть козлы. Что сегодня про них говорить? Мы для них - конкуренты. Мы - идеологические противники. Мы - люди, которые проповедуют другой образ жизни. Мы для них опасны», - резюмировал глава Белоруссии.

Реакция объектов столь своеобразной «критики» была быстрой. В Еврокомиссии отказались комментировать эскапады Александра Лукашенко с унизительной формулировкой: ««Мы не признаем его демократически избранным президентом Республики Беларусь. В Еврокомиссии нет практики комментировать заявления обычных граждан». МИД Украины выразился более определенно: «Беспрецедентно некорректные комментарии президента Белоруссии Александра Лукашенко вызывают возмущение. К сожалению, подходы официального Минска к отношениям с ЕС, со многими другими участниками международного сообщества в последние месяцы все меньше отвечает нормам международного общения».Конечно, белорусский Батька и раньше не отличался корректностью высказываний. Но произнесенное 26 апреля находится за гранью добра и зла. Это уже что-то из области психиатрии, явное проявление нервного срыва, связанного с резким и неожиданным для самого Лукашенко ухудшением внешнеполитического и социально-экономического положения страны. Александр Лукашенко всегда был крайне высокого мнения о собственной значимости и о геостратегической значимости Белоруссии (собственно, эти два понятия он, похоже, уже давно не разделяет). Грубо круша оппозицию после победы на президентских выборах 19 декабря, он рассчитывал, что прагматичный Запад если и поворчит, то недолго. Расчеты не оправдались. Отношения с Западом испорчены всерьез и едва ли в обозримой перспективе могут улучшиться. Участие Белоруссии в программе ЕС «Восточное партнерство», изначально включавшей шесть государств бывшего СССР, практически заморожено. Наглядным подтверждением этого является тот факт, что на открывающейся 3 мая в Брюсселе Парламентской ассамблее Восточного партнерства «Евронест» - новом межпарламентском объединении, подготовка к созданию которого велась полтора года – Белоруссия представлена не будет.

А теперь Лукашенко испортил отношения и с Украиной, которая, кстати, при Януковиче пыталась лоббировать интересы Белоруссии в Европе. Более того, вероятно, ухудшатся отношения Минска и с Москвой в силу того, что грубые выпады белорусского лидера в адрес Виктора Януковича уменьшают и так призрачные шансы на вступление Украины в Таможенный союз.

Таким образом, президент Белоруссии сам загоняет себя в угол внешнеполитической изоляции, и единственное, что ему остается, - это активное использование риторики «осажденной крепости». Именно эта риторика стала основой его послания к парламенту и народу 21 апреля. «Анализируя конец прошлого года - начало этого года, приходишь к выводу, что наше молодое суверенное государство, проводящее независимую внешнюю и внутреннюю политику, хотят нагнуть, заставить плясать под чужую дудку. Белоруссия подвергается массированному давлению», - заявил Лукашенко. Перечислив различные проявления такого давления - политические угрозы, списки невъездных, экономические санкции, раздувание ажиотажа, паники на валютном, потребительском рынках, «пляска на костях» в связи со взрывом в метро, - президент сделал однозначный вывод: «Все это звенья одной цепи - посеять недоверие к власти, удавкой задушить страну. Нас хотят заставить быть такими, как все вокруг, как они, в конце концов. Мы им - как кость в горле». Показательно также, что в своем послании глава Белоруссии связал теракт в минском метро 11 апреля с «излишком демократии» в стране в период предвыборной кампании: «Мы виноваты сами, прежде всего - власть виновата в этом. Накануне президентских выборов мы додемократизировались до того, что не только вас, но и меня подташнивало. Было уже столько демократии, что просто тошнило».

Однако психологическое воздействие риторики «осажденной крепости» тоже имеет свои пределы. Острый валютный и долговой кризис, фактически состоявшаяся девальвация белорусского рубля, рост потребительских цен, резкое сокращение импорта и снижение объемов выпуска крупнейших предприятий, работающих на импортных комплектующих, не могут не подрывать той социальной стабильности в Белоруссии, которая была основой поддержки авторитарного режима Лукашенко. Потеря же белорусским лидером адекватности в восприятии действительности и в публичных оценках политических событий и фигур крайне затрудняет использование внешнеполитических возможностей смягчения ситуации и тем самым ускоряет сужение массовой базы власти.

Александр Ивахник - руководитель департамента политологического анализаЦентра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net