Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

26.05.2011 | Олег Громов

Первый предвыборный

25 мая в Москве прошел XV Всемирный русский народный собор. Патриарх Русской православной церкви Кирилл предложил набор базовых ценностей для консолидации российской политической системы. Это означает, что Церковь плавно вошла в предвыборный процесс.

Идеология РПЦ – это Маркс наоборот: сознание (религия) – это базис, а экономика (материальное производство) и политика – надстройка. С такой формулировкой вопроса согласны в принце все крупные политические силы страны, которые были представлены на Соборе, кроме коммунистов. Патриарх озвучил следующие базовые ценности: справедливость, мир, свобода, семья, солидарность, патриотизм, национальные традиции, жертвенность, самоограничение. Коротко - вера-Родина-свобода.

Еще в 2000 году была предпринята первая попытка сформулировать церковную политическую платформу – на юбилейном Архиерейском соборе, когда Церковь приняла концепцию об участии священников и мирян в светских делах, в т.ч. и в политике. Поскольку во главе РПЦ тогда стоял патриарх Алексий II – менее политически активный деятель, чем нынешний патриарх Кирилл – концепция получилась «обтекаемой». После восшествия Кирилла на патриарший престол РПЦ попыталась примирить популярный в обществе концепт свободы с православными ценностями. Получился тезис о том, что свобода бывает двух видов – свобода делать зло и свобода делать добро. Разумеется, второе – исключительно в рамках РПЦ.

Параллельно за три года патриаршества Кирилла сформулировано более точное отношение Церкви к «православному бизнесу». Появились понятия «православный дрескод» и «православные ночные клубы». Пришло время подводить базис под эти отдельные попытки. В то, что повестка ВРНС не была согласована с властями, верится с трудом. Выступления лидеров ведущих партий, видных общественных деятелей, религиозных авторитетов сводились к одному – нам нужна идейная консолидация на основе ценностей, общих для всех (сложилось впечатление, что задумка такого Собора впервые возникла после «Манежки» - вдогонку поручениям Д.Медведева по укреплению «российскости»). Одновременно проявили себя и оппоненты – либералы. Один из лидеров партии «Правое дело» Борис Гозман сказал, что не хочет, чтобы в России православие было государственной религией и вообще против госидеологии в любом виде. Даже коммунисты «отчитались» в том, что «кодекс строителя коммунизма» и христианские заповеди – практически одно и тоже.

Итак, позиции обозначены, общий знаменатель найден. Враги определены. Примечательно, что раньше Церковь ориентировалась только на националистов и монархистов (зачастую – полных маргиналов). Теперь сделана попытка выйти на широкий политический простор и вклиниться с этой программой в предвыборную борьбу.

Разумеется, позиция В.Путина ближе патриарху, чем «модернизационная» идеология Медведева (о которой, к слову не была сказано практически ничего!). Примечательно, что созданный В.Путиным «Народный фронт», фактически, пока лишен конкретной идеологии. Неясно, почему он - «фронт». Сразу возникает вопрос: а у нас что – война идет? Церковь способна радикализовать повестку дня, сделать фронт нужным – показать, где враги и кого надо «мочить в сортире» (на Соборе, кстати, острой критике подверглась образовательная и армейская реформа). Она делала это и раньше, но с государственной «подсветкой» сможет делать это эффективнее.

С другой стороны, складывается впечатление, что масштабного переформатирования роли Церкви в российском обществе все-таки не будет. Во-первых, кто ей даст? Во-вторых, по сути, активная политическая позиция высказывалась священнослужителями (в том числе архиереями) и раньше. В-третьих, это невыгодно самой Церкви. Четкое мнение верховных священнослужителей по социальным вопросам означает оппозицию власти. Легче быть более гладкими.

Поэтому неясно будущее высказанной на Соборе позиции Церкви – примет ли власть заявленную повестку дня – фактически новую государственную идеологию – традиционализм (не православный или мусульманский, а «общероссийский»), социальную справедливость и ответственность? Или как раньше задвинет инициативу в долгий ящик до радикализации обстановки в стране?

Без четкой позиции Собор будет как и прежде – всего лишь высокой площадкой для встреч и обсуждений. Пока ясно, что больший акцент в работе таких церковных площадок власть намерена ставить на внешнюю политику, в особенности на украинское направление. Фактически ВРНС стал площадкой для консолидации пророссийских сил Украины, Белоруссии и Молдавии, а также других стран СНГ и даже дальнего зарубежья. Концепция Русского мира так до сих пор не получила внутриполитического развития, что, в принципе, говорит о том, что ее намереваются использовать исключительно во внешних целях. С этой целью Церковь последовательно демонстрирует, что она не «российская», а «русская», что означает фактически – международная.

И духовный центр ее не столько в Москве, сколько в Киеве. Интересно, что организаторы старательно попытались провести мысль – патриарх не просто один из общественных деятелей. Он глава некоего «духовного государства» - святой Руси, у которого есть гражданство (вера), столица (Киев), субъекты (епархии), глава государства (патриарх). Его осталось только консолидировать. Только на таких вот Соборах государство основать нельзя. Масштаб не тот. В итоге мы приходим к банальному выводу – ВРНС обозначил заявку на расширение своей роли в политике. Но реальных механизмов для этого существенно недостает.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net