Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Модернизация

21.06.2011 | Игорь Бунин

Конкурентоспособная Россия: выполнима ли миссия?

В дополнение к предложенной Сбербанком и Всемирным экономическим форумом формуле повышения конкурентоспособности России «3+5», где нужно развить три преимущества (ресурсы, размер внутреннего рынка, образованное население) и побороть пять недостатков (неэффективные институты, качество образования, неэффективные рынки, финансовый рынок, качество работы компаний), я бы добавил свою: «1+1», причем с обеими «единицами» дела у нас обстоят плохо. Это «рост доверия + борьба с коррупцией».

Первая и главная проблема конкурентоспособности – дефицит доверия. Инвесторы не доверяют государству, иностранный бизнес – российским партнерам, российские предприниматели – друг другу. Есть дефицит доверия и между обществом и властью. Мы недавно провели исследование, в ходе которого эксперты отмечали, что видят все больший разрыв между населением и властью, причем властью разного уровня.

Вторая проблема – неясность правил игры. Старые неформальные правила «размываются». Пример: сделка ВР и «Роснефти», которая не могла быть сорвана, но все же была сорвана. Привычка же к формальным правилам, к строгому соблюдению процедуры, уважению к закону в российских условиях не выработана.

Третья проблема – системная коррупция. По данным Левада-центра, 52% граждан считают, что за последние 10 лет воровства и коррупции стало больше, 53% - что влияние бюрократии на жизнь страны стало больше, связи между чиновниками и бизнесом укрепились, воровства и коррупции в «высших эшелонах» больше, чем в «низовых». Власть предпринимает меры по борьбе с ней, но на сегодня они недостаточны. Нет ощущения, что антикоррупционная политика касается – как в Сингапуре – всех чиновников без исключения.

Четвертая проблема – рост ожиданий инвесторов. В 2008 году они были рады, что снова могут выигрывать налоговые споры в арбитражных судах – после того, как ранее государство обеспечивало себе безусловное преимущество. Сейчас, после решительных заявлений российской власти о приоритете инвестиционной привлекательности, бизнес хочет большего – прозрачных, понятных принципов, общих для всех инвесторов. И не только декларируемых, но и реализуемых на практике.

Пятая проблема носит временный характер – это политическая неопределенность. До сих пор неясно, какая конфигурация власти будет в 2012 году. Это стимулирует отток капитала из страны, беспокоит как российских, так и зарубежных участников рынка.

Что надо делать для того, чтобы переломить ситуацию?

Один руководящий сотрудник западной фирмы, давно работающей в России, сказал мне, что его начальство за границей всерьез интересуется лишь двумя вопросами социально-политического характера, актуальными для России:

• борьбой с коррупцией

• проблемой Ходорковского-Лебедева.

Начнем со второго вопроса, как более локального. Если первое дело Ходорковского воспринималось противоречиво (обвиняемые – не ангелы), то второе – как сохранение принципа избирательного правосудия. Это проблема имеет символический, психологически значимый характер – ее надо решать. Но этот локальный вопрос напрямую связан с более масштабным – о доверии к российской судебной системе, степени ее независимости.

Первый вопрос – о коррупции - носит значительно еще более глобальный характер – и для его решения сделаны определенные шаги. Приняты новые законы, но главное – правоприменительная практика, которая должна принять универсальный характер. Не обойтись без введения контроля над расходами государственных служащих, начиная с определенного уровня (влияющего на принятие решений). Чиновников, отвечающих за подготовку законодательных и подзаконных актов, не прошедших антикоррупционную экспертизу, наказывать – вплоть до увольнения – за утрату доверия, если нет оснований для уголовного преследования. Жестко реагировать на любые проявления рейдерства с использованием ресурса «силовых» структур (можно вспомнить «дело Магнитского», «дело Евросети», «дело Гуцериева»).

Необходимы и некоторые символические шаги. Например, судебные дела, имеющие демонстрационный эффект – разумеется, при строгом соблюдении презумпции невиновности (как в Италии начала 90-х – операция «Чистые руки»). В последние месяцы были две такие возможности – «Кущёвское» дело и подмосковные казино. Но первое уже уходит в историю, а второе превращается в поле для соперничества разных групп правоохранителей. Или же, к примеру, нужны символические шаги в ходе реформы МВД – почему хотя бы на юге России отделения милиции нельзя строить прозрачными, из стекла – чтобы труднее было скрыть факты коррупции и нарушений прав человека.

Надо создать систему жесткой моральной ответственности для политиков и государственных служащих высокого ранга не только за преступления (здесь должна действовать ответственность уголовная), но и за правонарушения. Как в Литве, где только что подал в отставку вице-спикер парламента, пойманный на превышении скорости (для современной России сама эта ситуация выглядит экзотичной). Все это важно для социальной психологии.

Теперь о другом, не менее важном вопросе, о котором не упомянул мой собеседник. В современных российских условиях недостаточно только технологической модернизации, осуществляемой из единого центра. Год назад сотрудники Центра политических технологий уже отмечали, что технологические заимствования не решают проблему российской «среды» - институциональную проблему. Председатель правления ЦПТ Борис Макаренко в одной своих статей отмечал: «Удачливого инвестора лишат собственности (см. 116-ое место по защищенности имущественных прав»), выудят прибыль взятками (см. 147-ое место в рейтинге Transparency International), зажмут бюрократическими барьерами (см. 143-е место по экономической свободе) или – в лучшем случае, государство этим не сумеет воспользоваться (см. 110-ое место по эффективности госуправления)1 ». Опыт свидетельствует, что без комплексных мер, носящих экономический, социальный, политический характер, любые, самые тщательно разработанные, реформы «вязнут», сталкиваясь с инерцией и с сознательным сопротивлением значительной части государственного аппарата, привыкшей к самодостаточности, к контролю над распределением ресурсов. Необходимо формирование «коалиции за модернизацию», которая должна включать наиболее динамичную часть средних слоев населения, бизнес, активную, образованную молодежь, стремящуюся к самореализации. Развитие реальной политической конкуренции, поддержка институтов гражданского общества (снижение уровня недоверия между ними и государством) и независимых СМИ, улучшение качества электоральных процессов.

И последнее. Необходимо менять образ России в мире – в настоящее время страну идентифицируют с непредсказуемым и весьма агрессивным медведем. Для преодоления стереотипов недостаточно только профессиональной имиджевой кампании – необходимо поставить в центр государственной политики интересы «людей дела», готовых инвестировать в экономику, генерировать идеи, реализовать инновационные проекты. В этом случае у России повысится та «мягкая сила», которая решающим образом влияет на образ страны – и на доверие к ней.

Выступление президента Центра политических технологий Игоря Бунина на Петербургском экономическом форуме – 17 июня 2011 года.



1. Б. Макаренко «Габон без лесорубов» - http://politcom.ru/9998.html

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net