Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

04.07.2011 | Марина Войтенко

Дмитрий Медведев: конкретизация выбора

Подзадержавшееся Бюджетное послание Президента России (по закону оно должно оглашаться не позднее марта), на первый взгляд, не потрясло судьбоносностью своего предметного содержания. Наблюдатели наперегонки начали "отмечать" и "подчеркивать" и как бы усталую (может быть, вполне рабочую?) интонацию устной презентации документа перед членами правительства, и отсутствие яркой идейной "новизны". А также уклонение от конъюнктурного арбитража в затянувшихся спорах и дискуссиях высокого накала внутри российского Белого дома по поводу очевидно злободневных вопросов (например, той же компенсации выпадающих федеральных доходов вследствие сокращения страховых платежей) и много чего еще

Необходимость перемен

Такие "изыски" отчасти спровоцировал сам Дмитрий Медведев, устно объяснивший коллегам в Правительстве России, что "этот документ суммирует поручения, по которым уже ведется работа органами государственной власти, и включает в себя целый ряд дополнительных мер, которые актуальны для сегодняшнего периода".

И тем не менее, несмотря на обилие бросающихся в глаза технологических подробностей упорядочения и оптимизации бюджетной политики, в документе жестко прописан (как логическое продолжение разъяснений "моего выбора", озвученного на Петербургском экономическом форуме) президентский политический драйв необходимо-неизбежных перемен во всем укладе государственного управления.

Медведев обозначил приоритеты

Констатировав недостаточную эффективность так называемого ручного управления экономикой (оно требует постоянной подстройки в силу не до конца проработанных и потому эксклюзивных механизмов применения, к тому же еще категорически не срастающихся с поддержкой инноваций и структурными реформами), Дмитрий Медведев пошел существенно дальше.

В ближайшие годы (хочется надеяться, что в срок действия послания, то есть к 2015 году) в России должна быть сформирована новая модель экономического роста, основанная на частной инициативе, массовых (а не образцово-показательных и фрагментарных) инновациях, эффективной системе публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре. Важнейшей предпосылкой и условием становления такой модели является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.Президент уверен, что в отличие от стран с более диверсифицированной экономикой Россия не может существовать с хроническим дефицитом бюджета и высоким уровнем госдолга, укрепляющими зависимость от внешних обстоятельств (то есть конъюнктурных доходов), "вымывающих" из национального хозяйства инвестиционные ресурсы. При этом в условиях высоких нефтяных цен следует накапливать резервы, подкачивая "подушку безопасности" на случай внешнеэкономических шоков.

Конкурентные преимущества

Понятно, что такой подход важнейшими конкурентными преимуществами России делает ее макроэкономическую стабильность, низкую инфляцию, умеренную налоговую и долговую нагрузку и возможности привлечения долгосрочных кредитных ресурсов. Это уже другие рыночные и государственные институты и иное качество деловой среды, которые вкупе должны обеспечить приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и решение социальных задач.

Эти параметры национальной конкурентоспособности как раз и должен гарантировать трехлетний бюджет на 2012-2014 годы. "Дорожную" же "карту" соответствующей государственной политики со всеми ее развилками и реперными точками должно формулировать президентское Бюджетное послание.

Заметим, что с этой миссией оно справилось. В документе проведена не только инвентаризация главных проблем, но и по многим пунктам определены сроки и последовательность действий по "зачистке" "бюджетной территории". По сути, именно об этом 12 ключевых направлений бюджетной политики, 7 - налоговой и формирования доходов, а также обозначенные подходы к приоритетам госрасходов и реформированию межбюджетных отношений.

Так, не позднее 2012 года правительству поручено утвердить долгосрочный экономический прогноз, стратегию долгосрочного развития России и увязанную с ней бюджетную стратегию. С 2012 года начинается внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов на всех уровнях управления.

С 2015 года закрепляются правила использования нефтегазовых доходов и ограничения на размер бюджетного дефицита. На 2012-2013 годы будут снижены ставки страховых платежей (до 30% для всех, до 20% для малого бизнеса в сфере производства и социальных услуг, а также благотворительных организаций).

В 2012 году должны быть представлены комплексные предложения по развитию пенсионной системы и системы обязательного социального страхования. Не позднее этого же года должна быть полностью решена проблема обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны. С 2012 года будет проведена реформа денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц. Одновременно пройдет и реформа их пенсионного обеспечения.

Принципиальное значение для бюджетной политики будет иметь требование послания о том, что меры по развитию социальной сферы не должны сводиться к механическому наращиванию расходов. При этом общей задачей остается внедрение новых механизмов оказания и финансового обеспечения госуслуг, повышение их доступности и качества.

Системные меры

В числе "плановых" системных мер на ближайшую трехлетку объявлены следующие. Во-первых, реализация проекта "электронный бюджет" (то есть создание интегрированной информационной системы управления общественными финансами).

Во-вторых, децентрализация полномочий между уровнями власти в пользу регионов и муниципалитетов с одновременным изменением структуры налоговой системы и бюджетного законодательства (понятно, что это не только экономическая, но и большая политическая задача).

В-третьих, кардинальная перестройка системы государственных закупок с формированием единой для них институциональной среды в виде федеральной контрактной системы.

В-четвертых, замена существующего налога на имущество специальным налогом на недвижимость и расширение патентной системы налогообложения малого предпринимательства.С 2012 года должны заработать новые правила регулирования трансфертного ценообразования. В 2012-2014 годах будет проведена оценка эффективности всех видов действующих налоговых льгот с последующей ликвидацией малорезультативных и, напротив, усилением тех, что наиболее актуальны для модернизации производства и инноваций.

Новый налоговый режим получит нефтяная отрасль, повысятся налоги для газовиков и акцизы на табак и алкоголь. Весьма многообещающе звучит и требование послания о "последовательном устранении элементов налоговой системы, препятствующих инновационному развитию". Если это сложить с тем, что стимулирование инноваций прямо определяется как приоритет госрасходов, то уже можно говорить хотя бы о минимальной финансовой достаточности для прорыва на этом стратегическом направлении.

Нет мелочей

В президентском документе четко прослеживается хорошо структурированный месседж: в новую экономическую модель нельзя идти с бюджетно-политическим "долгостроем" и прочей "незавершенкой". Отсюда и требовательность к правительству – не забалтывать нового и оперативно завершать начатое. Мелочей для Дмитрия Медведева здесь нет: запуск работы российского фонда прямых инвестиций должен быть обеспечен, а создание агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций завершено в установленные сроки; источники компенсации 400 млрд рублей бюджетных доходов из-за сокращения страховых платежей должны быть найдены до внесения в Думу бюджета-2012.

В том числе и в этих целях роль государства в управлении экономическими активами должна быть снижена до уровня ниже контрольного, а приватизация госпакетов расширена и ускорена; случаи, когда решения по госзакупкам принимаются без тендера необходимо существенно огранить и т.п.Весьма показательно в этом контексте и поручение Президента принять уже в текущем году поправки в Бюджетный кодекс по вопросам государственного и муниципального финансового контроля, в том числе в части ответственности за нарушение бюджетного законодательства (вопрос "висит" с 2008 года).

Бюджетное послание-2011 – это не мессианское откровение и не предвыборная благая весть о немедленном счастье для всех и сразу. А нормальный рабочий и даже несколько скучноватый документ, заряженный вместе с тем энергетикой "мягкой силы" и напоминающий о том, что ошибочность или невозможность реализации уже принятых политических решений должны быть аргументированно доказаны. В любом ином случае исполнение неотвратимо. Для "сухого остатка" вовсе неплохо!

Материал опубликован на сайте радиовещательной компании «Голос России»

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net