Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

15.07.2011

Узаконенный по-новому

В ходе последнего в текущем сезоне заседания Совета Федераций был ратифицирован законопроект о производстве и обороте алкоголя, недавно принятый Госдумой в третьем чтении. Данный закон стал одним из наиболее резонансных в завершающемся политическом сезоне. С предложением оценить итоговый вариант законопроекта «Политком.Ру» обратился к профильным экспертам.

Михаил Блинов, исполнительный директор Союза производителей алкогольной продукции:

У этого законодательного изменения два вектора. Первый - антиалкогольный. Это возможность введения ограничений на местах. Кроме того, одним из ключевых моментов данной поправки является то, что руководителям регионов дана возможность сокращать время продаж алкоголя вплоть до введения полного запрета. То есть, если сейчас руководители регионов будут использовать это право в полной мере, можно считать, что в России легально будет фактически введен сухой закон: то есть запрет на продажу любого алкоголя включая пиво на территории вообще.

С другой стороны, у нас за последние 3-4 года дважды поднимался сбор за выдачу лицензии на производство алкоголя, и сейчас он достиг уже 6 млн. руб. Таким образом, подавая заявку на производство крепкого алкоголя, необходимо заплатить огромный сбор. И получается странная вещь: предприниматель платит в казну деньги, но ему не гарантирован сбыт его продукции. Возникает несоответствие между регулированием оборотов алкоголя и налоговым кодексом.

Еще один важный момент связан с тем, что в России акцизы от алкоголя являются федеральным налогом, они все, согласно бюджетному кодексу, начисляются в бюджеты регионов. В связи с этим возникает противоречие. С одной стороны, губернатору говорят: ты формируешь свой бюджет за счет акцизов предприятий, которые производят продукцию на территории твоего региона, а с другой, от этого же губернатора требуют борьбы с алкоголизацией. А у нас в отдельных регионах до 25% доходной части областного бюджета составляют как раз пивные и водочные акцизы. Еще одним очень важным моментом в данном контексте является то, что розничные лицензии в России выдают местные органы власти. Они могут помочь сбыту местного производителя, что и делают, будучи мотивированы уплатой акцизов в свой бюджет. Получается противоречие: с одной стороны, мы заинтересовываем финансово губернаторов в развитии местной ликероводочной промышленности, а с другой, даем им право на введение различных ограничений.

Однако, несмотря на существующие противоречия, сам факт принятия закона понятен. У нас сейчас идет курс на борьбу с алкоголизацией: реально в стране около 28 млн. человек, которые злоупотребляют алкоголем и около 5 млн. алкоголиков. По данным Росстата, в России около 2 млн. алкоголиков (тех, кто на учете), а с учетом латентности, их в как раз 2-2,5 раза больше. Если сопоставить с советским периодом, то когда в 1971 году началась антиалкогольная кампания, на учете стояло 955 тыс. человек. А у нас сейчас раз в 5-6 больше. Ситуация тяжелее, чем тогда. Мотивации были такого рода. Однако вопрос в том, какое качество и форму имеет итоговый документ.

Теперь главный вопрос в том, насколько принятый закон сможет решить те проблемы, устранение которых являлось одним из основных мотивов его принятия. Это, конечно, зависит от его исполнения: формально, или как всегда. Жесткость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Т.е. весь вопрос будет в исполнительской дисциплине, как он будет применяться.

Лариса Рыбакова, старший научный сотрудник сектора девиантного поведения Института социологии РАН:

Есть несколько различных аспектов оценки ратифицированного Совефедом документа о производстве и обороте алкоголя. Можно говорить об экономических, политических и социальных мотивах. Я как специалист по проблемам наркологии могу высказаться об эффективности принятого закона с точки зрения решения проблем алкоголизма в России.

Начинать в данном контексте нужно с того, что очень трудно переломить народные традиции. Как социолог, я понимаю принятие этого закона, как попытку создания новой нормы, однако нормы социального поведения законами не создаются. Это социальные процессы, на видоизменение которых нужно много времени. В России часто вообще никакие законы не выполняются, и этот закон, вероятно, тоже будет либо просто игнорироваться, либо его будут еще и ненавидеть.

Как человек, работающий в сфере алкогольных проблем, я считаю, что даже такая заявка о социальной норме умеренного потребления хороша, поскольку направлена на то, чтобы люди употребляли, когда есть место, есть время, есть повод употребления. Но я не надеюсь на успех, поскольку продавцы алкогольной продукции всегда нарушали предписанные правила по ограничению продажи алкоголя, а народ, по существу, просто игнорировал такие запретительные нормы.

Ограничение мест торговли, скажем, на автобусных остановках, я целиком приветствую. Во-первых, это общественное место, во-вторых, спиртное не должно быть в шаговой доступности. Для продажи спиртного должны использоваться места, где можно спокойно с удовольствием в свободное время его употребить, а не на пути, не мимоходом. В какой-то мере, я это приветствую, но в плане перспектив, большого оптимизма у меня на этот счет нет.

Ирина Котелевская , член Общественной палаты РФ, доцент кафедра теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ-ВШЭ:

Как член Общественной палаты я буду приветствовать любые меры, которые будут способствовать трезвости граждан и уменьшению потребления алкоголя молодежью. Некоторые эксперты опасаются, что новый закон может привести к росту теневого рынка алкогольной продукции, но я слабо себе представляю, что сегодня на московских вокзалах люди начали бы покупать пиво из-под полы. А вот если во время детского праздника продавать пиво, то дети его будут пить. То есть данный закон необходим в том смысле, что разумные ограничения мест и времени по продаже и употреблению алкоголя нужны. Все, что будет сокращать популяризацию такого продукта, полезно.

Еще одним позитивным эффектом от принятия данного закона должно по идее стать создание культуры потребления. Для потребления спиртного должны предназначаться публичные места, рестораны, его можно также потреблять дома, но не нужно пить у фонтанов в жаркую погоду.

Отдельный вопрос в том, насколько реальная практика применения данного закона будет эффективной, и сможет ли решить те проблемы, с которыми потенциально может справиться. Но на данном этапе говорить об этом рано, насколько будет использован положительный потенциал закона, можно будет судить по практике его применения.

Подготовила Роксана Бурнацева

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net