Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

21.07.2011 | Татьяна Становая

«АвтоВАЗ» голосует за Путина

На последней встрече с представителями крупного частного и государственного бизнеса президент Дмитрий Медведев предложил определиться, какой курс бизнес готов поддержать в контексте предстоящих президентских выборов. Это был достаточно смелый шаг главы государства, потому что бизнес в России разный, и значительная часть деловой элиты откровенно симпатизирует премьеру Владимиру Путину. До сих пор прямые призывы поддержать в качестве кандидата в президенты звучали только в пользу Медведева (об этом, в частности, говорил Игорь Юргенс). Вчера о публичной поддержке уже Путина заявил глава АвтоВАЗа Игорь Комаров.

Как сообщает Reuters, Игорь Комаров заявил в среду, что, по его мнению, премьер-министр Владимир Путин в 2012 году должен вновь стать президентом. На вопрос о том, кого бы он хотел видеть следующим главой государства, Комаров сказал: «Если вы посмотрите, кто помог нам в самое трудное время, ответ очевиден – Путин». «Он сыграл решающую роль. Это был его риск, его решение. Он сказал, что нам необходимо спасти «АвтоВАЗ», – цитирует Reuters слова Комарова, которые, как сообщает агентство, он произнес в беседе с гостями за обедом около завода в Тольятти.

Мотивов у Комарова несколько. Во-первых, он является человеком Сергея Чемезова – главы госкорпорации «Ростехнологии», близкого друга Путина. С февраля 2002 по 2008 г. Комаров был заместителем генерального директора ГМК «Норильский никель». С октября 2008 г. занимал должность советника генерального директора Государственной корпорации «Ростехнологии», а в мае 2009 г. был назначен исполнительным вице-президентом ОАО «АвтоВАЗ». Комарова Чемезов пытался продвинуть в совет директоров «Норникеля» в первой половине 2008 года, когда Алишер Усманов при поддержке Игоря Сечина лоббировал создание единой компании на базе слияния «Русала», «Норникеля» и «Металлоинвеста». Для Потанина и Дерипаски (его пакет, выкупленный у Прохорова на западные кредиты, находится в залоге у ВЭБа) это стало попыткой недружественного поглощения, и после вмешательства Дмитрия Медведева идея о создании единой компании была отклонена. В декабре 2008 года Чемезов пытался избраться в совет директоров «Норникеля»: он был предложен как представитель ВЭБа вместе с Александром Волошиным. Однако избраться смог только Волошин – Чемезов свою кандидатуру отозвал. Затем Чемезов стал продвигать Комарова, но тот не был поддержан акционерами. Затем Комаров стал главой АвтоВАЗа вместо Бориса Алешина.

Комаров, таким образом, является одним из ключевых менеджеров в команде Чемезова. Известно о личных весьма непростых отношениях между ним и Медведевым, что выдавалось даже в публичных «перепалках» между ними. Кроме того, Медведев инициировал политику борьбы с госкорпорациями, что вызывает откровенное сопротивление и сильное раздражение со стороны близких к Путину госменеджеров.

Во-вторых, и Комаров об этом сказал прямо, - он готов поддержать Путина, потому что именно он оказал АвтоВАЗу крупную финансовую поддержку в условиях кризиса. Напомним, что тогда это вызвало много споров: Кремль в лице президента и его помощника Аркадия Дворковича осудили такую политику «поддержки неэффективных производств». Однако сейчас Путин неоднократно говорил, что такая линия себя оправдала.

Потенциальная бизнес-поддержка Путина значительна. Помимо госкорпораций тут практически весь бизнес, зависимый или принадлежащий государству. Причем тут как личные друзья премьера (например, партнер Путина по кооперативу «Озеро», ныне – глава ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин, глава «Транснефти», бывший глава «Зарубежнефти» Николай Токарев, который в свое время служил вместе с Путиным в КГБ в Восточной Германии), так и бизнес, который просто не выживет в конкурентных условиях, которые стремится создать Медведев. Прежде всего, тут важно назвать ВПК, который откровенно уже критикует Минобороны и президента за закупку импортных вооружений. Ширится и мощь друзей Путина в частном бизнесе. В первую очередь тут важно назвать Геннадия Тимченко, который через нефтетрейдера Gunvor контролирует значительную долю экспорта российской нефти, председателя совета директоров банка «Россия» Юрия Ковальчука. Ковальчук, помимо банковского, активно занялся и медийным бизнесом, создав Национальную медиа-группу (НМГ). В холдинг попали «Пятый канал», Рен-ТВ и газета «Известия». Вслед за этим НМГ приобрела неконтрольный пакет акций в издательском доме «Ньюс медиа», выпускавшем таблоиды «Жизнь за всю неделю» и «Твой день». В 2009 году контракт на продажу рекламы на «Пятом» и Рен-ТВ получила компания «Видео Интернешнл», основным партнером которой являлся Первый канал. А в середине 2010 года структуры Ковальчука купили саму «Видео Интернешнл» и, таким образом, стали сами продавать рекламу на Первом. В феврале 2011 года НМГ стала совладельцем «Первого канала» - самого массового телеканала страны. А на этой неделе стало известно, что НМГ завершила сделку по покупке «Русской службы новостей». Еще один другом Путина в бизнесе является бывший тренер премьера по дзюдо Аркадий Ротенберг. Ротенберг занимается поставкой труб для «Газпрома», контролирует банк «Северный морской путь», часть акций Новороссийского Морского Торгового Порта. Летом 2008 приобрел пять строительных фирм, специализирующихся на реализации инвестиционной программы «Газпрома». В марте 2010 приобрел компанию «Северный европейский трубный проект».

Медведев такими «связями» в сфере государственного и тем более частного бизнеса вряд ли может похвастаться. Есть компания «Илим Палп», в которой Медведев долгое время работал, в госбизнесе – можно назвать главу «Связьинвеста» Вадима Семенова – однокурсника Медведева. Партнером Медведева по инновациям является «куратор» «Сколково» Виктор Вексельберг. Наконец, о прямой поддержке Медведева заявлял вице-президент РСПП Игорь Юргенс. При этом в любом случае поддержка Медведева в бизнес-среде может строиться в большей степени на концептуальной поддержке его курса, чем на личных связях. И это тактический минус, но стратегический плюс: люди приходят и уходят, а логика развития всегда остается на стороне тех, кто более конкурентоспособен и политически автономен.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net