Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

16 декабря прошли повторные выборы губернатора Приморского края. Результаты прошедших в сентябре двух туров выборов губернатора Приморья краевой избирком признал недействительными из-за многочисленных нарушений. В итоговый список кандидатов на пост главы региона вошло четыре человека: Андрей Андрейченко (ЛДПР), врио губернатора Олег Кожемяко (самовыдвиженец), Алексей Тимченко («Партия Роста») и Роза Чемерис («За женщин России»). По результатам выборов новым губернатором Приморья стал Кожемяко с 61% голосов. Андрейченко получил 26%, остальные кандидаты в сумме набрали 9%.

Бизнес, несмотря ни на что

1 января секретарь Ассоциации иранских авиалиний Максуд Самани рассказал иранскому агентству Ilma о возникших проблемах с поставкой гражданских самолетов Sukhoi SuperJet 100: поставка в Иран гражданских самолетов пока невозможна из-за отсутствия разрешения со стороны Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC). Сделка требует одобрения американских властей, поскольку более 10% деталей российского лайнера производятся в США.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Информационные технологии

22.07.2005 | Михаил Сергеев

ИНТЕРНЕТ ВМЕСТО ГАЗЕТ

Газеты и ТВ могут в ближайшее время уступить глобальной Сети роль главного канала информации. Все больше граждан России предпочитают узнавать новости напрямую через Интернет, а не в пересказе редакторов и телеведущих. Июньские опросы впервые зафиксировали примечательный факт - Интернет уже обогнал по популярности печатные СМИ среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга.

В случае распространения услуг связи "столичного качества" Интернет наверняка победит газеты и журналы не только в столицах, но и по всей России. Следующей "жертвой" глобальной Сети могут стать новостные программы телевидения, которые пока уверенно лидируют в общероссийском списке популярных источников информации. Передел российского информационного рынка в пользу Интернет совпадает с общемировой тенденцией сокращения тиражей печатных СМИ и увеличения интереса к сетевым источникам информации.

Одним из главных ударов по печатным СМИ стало появление в открытом Интернет-доступе сайтов разнообразных новостных агентств и специальных Интернет-изданий. Не секрет, что значительная часть публикуемых в газетах и журналах материалов является лишь пересказом сообщений информационных агентств - таких, как "Интерфакс", "РИА-Новости", РБК - или комментарием к ним. Чтение вчерашних новостей в сегодняшних газетах еще лет пять назад было оправдано ввиду недостаточной распространенности доступа в Интернет. Однако сегодня рядовой пользователь Интернета с легкостью узнает новости в реальном времени на поминутно обновляемых сайтах новостных лент. В российской глубинке определенный запас конкурентоспособности газетам пока обеспечивают некачественная инфраструктура связи, относительная дороговизна персональных компьютеров, а также несовершенство услуг подключения к глобальной Сети. Однако если программы Мининформсвязи по расширению сферы проникновения Интернета и конверсии частот будут реализованы, то печатные СМИ наверняка лишатся этого "преимущества".

В споре с газетами на стороне Интернет-новостей такие дополнительные возможности, как контекстный поиск, возможность получения информации об одном и том же событии из разных источников и даже возможность обсуждения новостей в реальном времени. Понятно, что большинству наших сограждан новые информационные услуги пока кажутся излишними, и именно поэтому первое место в качестве домашнего информатора в России прочно занимает телевидение. Однако в будущем примитивное изложение новостей вроде "бензин подорожает" перестанет удовлетворять наших сограждан. Вполне вероятно, что потребители захотят узнать альтернативные мнения о возможном подорожании, а также актуальную картину цен по регионам или, например, убедиться, что похожие новости не оказывались в прошлом "газетными утками". Все эти возможности предоставляет сегодня глобальная Сеть. И, возможно, раз попробовав новое качество Интернет-новостей, россияне раз и навсегда сделают выбор в их пользу. (Впрочем, наступление Интернет-новостей вовсе не означает "смерти" газет, которые смогут продолжать борьбу за внимание читателей с помощью разнообразных эксклюзивных материалов.)

Пока же, по данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который прошел 25-26 июня, Интернет является основным источником информации для 21% москвичей и петербуржцев. На остальной территории России этот показатель несколько ниже - в других городах сведения из глобальной Сети черпают от 9% до 12% респондентов. На селе же только 3% опрошенных назвали Интернет основным источником информации. Данные ВЦИОМ свидетельствуют, что среди жителей столиц Интернет более популярен, чем центральные газеты, которые набрали 18% голосов (у центрального телевидения этот показатель составляет 82%). Популярность Интернета варьируется от 26% среди молодежи 18-24 лет, до 3% в группе 60 лет и старше.

Как следует из результатов опроса ВЦИОМ, самым востребованным источником информации для большинства россиян является телевидение: 76% респондентов получают информацию из центральных телеканалов, 32% - из областных и 28% - из местных. Центральные радио и пресса востребованы примерно одинаково (27% опрошенных получают информацию от радио и 25% - из газет). В среднем по стране каждый десятый россиянин предпочитает получать информацию из Интернета.

Отечественная тенденция "сдвига в пользу Интернет" полностью соответствует мировым реалиям. По данным за прошлый год суммарный тираж 814 отслеживаемых американских газет упал на 1,9%, а тираж воскресных изданий и того более - на 2,5% (эти цифры опубликованы в отчете американского бюро Audit Bureau of Circulations). Нынешнее снижение - самый серьезный спад в газетной индустрии США за прошедшее десятилетие. Прежде скорость спада тиражей удавалось удерживать на уровне 0,5-1% в год. Так, например, Los Angeles Times за 2004 год потеряла 6,5% тиража, а тираж газеты Chicago Tribune упал на 6,9%. Не так сильно, но все же упал тираж такого гиганта, как Wall Street Journal. Победой для New York Times считается увеличение тиража за прошлый год на 0,2%.

Падение тиражей полностью отвечает прогнозам аналитиков и магнатов, которые все настойчивее пророчат конец печатной эры. "Я не вижу света в конце этого тоннеля, и уверен, что не увижу его в ближайшем времени", - говорит Джон Мортон, известный аналитик газетной индустрии. "Интернет обострил этот тренд, хотя проблема печатной индустрии появилась задолго до повсеместного распространения всемирной паутины". Последний заметный рост тиражей наблюдался в середине 1980-х годов. О планах постепенного перехода в пространство Интернет заявил медиа-магнат Руперт Мердок, которому принадлежит ряд крупнейших печатных изданий во всем мире. По его словам, мир меняется, и тот, кто опоздает с эмиграцией в Интернет, рискует потерять свои позиции в газетном бизнесе.

Как показало июньское исследование ВЦИОМ, самостоятельной проблемой для российских СМИ является проблема доверия в глазах читателей и зрителей. В рейтинге доверия лидируют центральные средства массовой информации - им доверяют 41% опрошенных (среди москвичей и петербуржцев 57%). Местным СМИ в целом по России доверяют 15% респондентов (в крупных городах - 21%), областным - 7%. Каждый четвертый опрошенный (27%) не доверяет никаким источникам информации. При этом установлено, что доверие местным и областным СМИ не связано с материальным положением опрошенных, а уровень доверия центральным СМИ тем выше, чем лучше респонденты оценивают свое материальное положение (им доверяют 37% малообеспеченных и 48% финансово благополучных опрошенных). Центральным СМИ также больше доверяют респонденты моложе 45 лет (45-46% доверяют, тогда как в группе старше 45 лет - только 34-37%).

Впрочем, скепсис в отношении традиционных СМИ может быть преодолен с помощью нового качества Интернет-новостей и вообще - Интернет-информации, в которой, как правило, находят отражения альтернативные мнения и оценки, а также комментарии самих потребителей информации.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Победа на президентских выборах в Бразилии крайне правого политика Жаира Болсонару вызвала резко негативную реакцию ведущих мировых СМИ. Избранного президента страны (он должен приступить к своим обязанностям 1 января 2019 года) иногда называют «бразильским Трампом», но тот по сравнению с Болсонару выглядит умеренным политиком. Болсонару имеет репутацию жесткого противника либерализма, социал-демократии, коммунизма, а также христианского фундаменталиста (он католик, но политически близок к бразильским протестантам-евангелистам) и гомофоба.

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net