Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Информационные технологии

22.07.2005 | Михаил Сергеев

ИНТЕРНЕТ ВМЕСТО ГАЗЕТ

Газеты и ТВ могут в ближайшее время уступить глобальной Сети роль главного канала информации. Все больше граждан России предпочитают узнавать новости напрямую через Интернет, а не в пересказе редакторов и телеведущих. Июньские опросы впервые зафиксировали примечательный факт - Интернет уже обогнал по популярности печатные СМИ среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга.

В случае распространения услуг связи "столичного качества" Интернет наверняка победит газеты и журналы не только в столицах, но и по всей России. Следующей "жертвой" глобальной Сети могут стать новостные программы телевидения, которые пока уверенно лидируют в общероссийском списке популярных источников информации. Передел российского информационного рынка в пользу Интернет совпадает с общемировой тенденцией сокращения тиражей печатных СМИ и увеличения интереса к сетевым источникам информации.

Одним из главных ударов по печатным СМИ стало появление в открытом Интернет-доступе сайтов разнообразных новостных агентств и специальных Интернет-изданий. Не секрет, что значительная часть публикуемых в газетах и журналах материалов является лишь пересказом сообщений информационных агентств - таких, как "Интерфакс", "РИА-Новости", РБК - или комментарием к ним. Чтение вчерашних новостей в сегодняшних газетах еще лет пять назад было оправдано ввиду недостаточной распространенности доступа в Интернет. Однако сегодня рядовой пользователь Интернета с легкостью узнает новости в реальном времени на поминутно обновляемых сайтах новостных лент. В российской глубинке определенный запас конкурентоспособности газетам пока обеспечивают некачественная инфраструктура связи, относительная дороговизна персональных компьютеров, а также несовершенство услуг подключения к глобальной Сети. Однако если программы Мининформсвязи по расширению сферы проникновения Интернета и конверсии частот будут реализованы, то печатные СМИ наверняка лишатся этого "преимущества".

В споре с газетами на стороне Интернет-новостей такие дополнительные возможности, как контекстный поиск, возможность получения информации об одном и том же событии из разных источников и даже возможность обсуждения новостей в реальном времени. Понятно, что большинству наших сограждан новые информационные услуги пока кажутся излишними, и именно поэтому первое место в качестве домашнего информатора в России прочно занимает телевидение. Однако в будущем примитивное изложение новостей вроде "бензин подорожает" перестанет удовлетворять наших сограждан. Вполне вероятно, что потребители захотят узнать альтернативные мнения о возможном подорожании, а также актуальную картину цен по регионам или, например, убедиться, что похожие новости не оказывались в прошлом "газетными утками". Все эти возможности предоставляет сегодня глобальная Сеть. И, возможно, раз попробовав новое качество Интернет-новостей, россияне раз и навсегда сделают выбор в их пользу. (Впрочем, наступление Интернет-новостей вовсе не означает "смерти" газет, которые смогут продолжать борьбу за внимание читателей с помощью разнообразных эксклюзивных материалов.)

Пока же, по данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который прошел 25-26 июня, Интернет является основным источником информации для 21% москвичей и петербуржцев. На остальной территории России этот показатель несколько ниже - в других городах сведения из глобальной Сети черпают от 9% до 12% респондентов. На селе же только 3% опрошенных назвали Интернет основным источником информации. Данные ВЦИОМ свидетельствуют, что среди жителей столиц Интернет более популярен, чем центральные газеты, которые набрали 18% голосов (у центрального телевидения этот показатель составляет 82%). Популярность Интернета варьируется от 26% среди молодежи 18-24 лет, до 3% в группе 60 лет и старше.

Как следует из результатов опроса ВЦИОМ, самым востребованным источником информации для большинства россиян является телевидение: 76% респондентов получают информацию из центральных телеканалов, 32% - из областных и 28% - из местных. Центральные радио и пресса востребованы примерно одинаково (27% опрошенных получают информацию от радио и 25% - из газет). В среднем по стране каждый десятый россиянин предпочитает получать информацию из Интернета.

Отечественная тенденция "сдвига в пользу Интернет" полностью соответствует мировым реалиям. По данным за прошлый год суммарный тираж 814 отслеживаемых американских газет упал на 1,9%, а тираж воскресных изданий и того более - на 2,5% (эти цифры опубликованы в отчете американского бюро Audit Bureau of Circulations). Нынешнее снижение - самый серьезный спад в газетной индустрии США за прошедшее десятилетие. Прежде скорость спада тиражей удавалось удерживать на уровне 0,5-1% в год. Так, например, Los Angeles Times за 2004 год потеряла 6,5% тиража, а тираж газеты Chicago Tribune упал на 6,9%. Не так сильно, но все же упал тираж такого гиганта, как Wall Street Journal. Победой для New York Times считается увеличение тиража за прошлый год на 0,2%.

Падение тиражей полностью отвечает прогнозам аналитиков и магнатов, которые все настойчивее пророчат конец печатной эры. "Я не вижу света в конце этого тоннеля, и уверен, что не увижу его в ближайшем времени", - говорит Джон Мортон, известный аналитик газетной индустрии. "Интернет обострил этот тренд, хотя проблема печатной индустрии появилась задолго до повсеместного распространения всемирной паутины". Последний заметный рост тиражей наблюдался в середине 1980-х годов. О планах постепенного перехода в пространство Интернет заявил медиа-магнат Руперт Мердок, которому принадлежит ряд крупнейших печатных изданий во всем мире. По его словам, мир меняется, и тот, кто опоздает с эмиграцией в Интернет, рискует потерять свои позиции в газетном бизнесе.

Как показало июньское исследование ВЦИОМ, самостоятельной проблемой для российских СМИ является проблема доверия в глазах читателей и зрителей. В рейтинге доверия лидируют центральные средства массовой информации - им доверяют 41% опрошенных (среди москвичей и петербуржцев 57%). Местным СМИ в целом по России доверяют 15% респондентов (в крупных городах - 21%), областным - 7%. Каждый четвертый опрошенный (27%) не доверяет никаким источникам информации. При этом установлено, что доверие местным и областным СМИ не связано с материальным положением опрошенных, а уровень доверия центральным СМИ тем выше, чем лучше респонденты оценивают свое материальное положение (им доверяют 37% малообеспеченных и 48% финансово благополучных опрошенных). Центральным СМИ также больше доверяют респонденты моложе 45 лет (45-46% доверяют, тогда как в группе старше 45 лет - только 34-37%).

Впрочем, скепсис в отношении традиционных СМИ может быть преодолен с помощью нового качества Интернет-новостей и вообще - Интернет-информации, в которой, как правило, находят отражения альтернативные мнения и оценки, а также комментарии самих потребителей информации.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net