Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Информационные технологии

22.07.2005 | Михаил Сергеев

ИНТЕРНЕТ ВМЕСТО ГАЗЕТ

Газеты и ТВ могут в ближайшее время уступить глобальной Сети роль главного канала информации. Все больше граждан России предпочитают узнавать новости напрямую через Интернет, а не в пересказе редакторов и телеведущих. Июньские опросы впервые зафиксировали примечательный факт - Интернет уже обогнал по популярности печатные СМИ среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга.

В случае распространения услуг связи "столичного качества" Интернет наверняка победит газеты и журналы не только в столицах, но и по всей России. Следующей "жертвой" глобальной Сети могут стать новостные программы телевидения, которые пока уверенно лидируют в общероссийском списке популярных источников информации. Передел российского информационного рынка в пользу Интернет совпадает с общемировой тенденцией сокращения тиражей печатных СМИ и увеличения интереса к сетевым источникам информации.

Одним из главных ударов по печатным СМИ стало появление в открытом Интернет-доступе сайтов разнообразных новостных агентств и специальных Интернет-изданий. Не секрет, что значительная часть публикуемых в газетах и журналах материалов является лишь пересказом сообщений информационных агентств - таких, как "Интерфакс", "РИА-Новости", РБК - или комментарием к ним. Чтение вчерашних новостей в сегодняшних газетах еще лет пять назад было оправдано ввиду недостаточной распространенности доступа в Интернет. Однако сегодня рядовой пользователь Интернета с легкостью узнает новости в реальном времени на поминутно обновляемых сайтах новостных лент. В российской глубинке определенный запас конкурентоспособности газетам пока обеспечивают некачественная инфраструктура связи, относительная дороговизна персональных компьютеров, а также несовершенство услуг подключения к глобальной Сети. Однако если программы Мининформсвязи по расширению сферы проникновения Интернета и конверсии частот будут реализованы, то печатные СМИ наверняка лишатся этого "преимущества".

В споре с газетами на стороне Интернет-новостей такие дополнительные возможности, как контекстный поиск, возможность получения информации об одном и том же событии из разных источников и даже возможность обсуждения новостей в реальном времени. Понятно, что большинству наших сограждан новые информационные услуги пока кажутся излишними, и именно поэтому первое место в качестве домашнего информатора в России прочно занимает телевидение. Однако в будущем примитивное изложение новостей вроде "бензин подорожает" перестанет удовлетворять наших сограждан. Вполне вероятно, что потребители захотят узнать альтернативные мнения о возможном подорожании, а также актуальную картину цен по регионам или, например, убедиться, что похожие новости не оказывались в прошлом "газетными утками". Все эти возможности предоставляет сегодня глобальная Сеть. И, возможно, раз попробовав новое качество Интернет-новостей, россияне раз и навсегда сделают выбор в их пользу. (Впрочем, наступление Интернет-новостей вовсе не означает "смерти" газет, которые смогут продолжать борьбу за внимание читателей с помощью разнообразных эксклюзивных материалов.)

Пока же, по данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который прошел 25-26 июня, Интернет является основным источником информации для 21% москвичей и петербуржцев. На остальной территории России этот показатель несколько ниже - в других городах сведения из глобальной Сети черпают от 9% до 12% респондентов. На селе же только 3% опрошенных назвали Интернет основным источником информации. Данные ВЦИОМ свидетельствуют, что среди жителей столиц Интернет более популярен, чем центральные газеты, которые набрали 18% голосов (у центрального телевидения этот показатель составляет 82%). Популярность Интернета варьируется от 26% среди молодежи 18-24 лет, до 3% в группе 60 лет и старше.

Как следует из результатов опроса ВЦИОМ, самым востребованным источником информации для большинства россиян является телевидение: 76% респондентов получают информацию из центральных телеканалов, 32% - из областных и 28% - из местных. Центральные радио и пресса востребованы примерно одинаково (27% опрошенных получают информацию от радио и 25% - из газет). В среднем по стране каждый десятый россиянин предпочитает получать информацию из Интернета.

Отечественная тенденция "сдвига в пользу Интернет" полностью соответствует мировым реалиям. По данным за прошлый год суммарный тираж 814 отслеживаемых американских газет упал на 1,9%, а тираж воскресных изданий и того более - на 2,5% (эти цифры опубликованы в отчете американского бюро Audit Bureau of Circulations). Нынешнее снижение - самый серьезный спад в газетной индустрии США за прошедшее десятилетие. Прежде скорость спада тиражей удавалось удерживать на уровне 0,5-1% в год. Так, например, Los Angeles Times за 2004 год потеряла 6,5% тиража, а тираж газеты Chicago Tribune упал на 6,9%. Не так сильно, но все же упал тираж такого гиганта, как Wall Street Journal. Победой для New York Times считается увеличение тиража за прошлый год на 0,2%.

Падение тиражей полностью отвечает прогнозам аналитиков и магнатов, которые все настойчивее пророчат конец печатной эры. "Я не вижу света в конце этого тоннеля, и уверен, что не увижу его в ближайшем времени", - говорит Джон Мортон, известный аналитик газетной индустрии. "Интернет обострил этот тренд, хотя проблема печатной индустрии появилась задолго до повсеместного распространения всемирной паутины". Последний заметный рост тиражей наблюдался в середине 1980-х годов. О планах постепенного перехода в пространство Интернет заявил медиа-магнат Руперт Мердок, которому принадлежит ряд крупнейших печатных изданий во всем мире. По его словам, мир меняется, и тот, кто опоздает с эмиграцией в Интернет, рискует потерять свои позиции в газетном бизнесе.

Как показало июньское исследование ВЦИОМ, самостоятельной проблемой для российских СМИ является проблема доверия в глазах читателей и зрителей. В рейтинге доверия лидируют центральные средства массовой информации - им доверяют 41% опрошенных (среди москвичей и петербуржцев 57%). Местным СМИ в целом по России доверяют 15% респондентов (в крупных городах - 21%), областным - 7%. Каждый четвертый опрошенный (27%) не доверяет никаким источникам информации. При этом установлено, что доверие местным и областным СМИ не связано с материальным положением опрошенных, а уровень доверия центральным СМИ тем выше, чем лучше респонденты оценивают свое материальное положение (им доверяют 37% малообеспеченных и 48% финансово благополучных опрошенных). Центральным СМИ также больше доверяют респонденты моложе 45 лет (45-46% доверяют, тогда как в группе старше 45 лет - только 34-37%).

Впрочем, скепсис в отношении традиционных СМИ может быть преодолен с помощью нового качества Интернет-новостей и вообще - Интернет-информации, в которой, как правило, находят отражения альтернативные мнения и оценки, а также комментарии самих потребителей информации.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net