Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

26.07.2011 | Алексей Макаркин

Страх и поражение норвежского убийцы

Андерс Беринг Брейвик, совершивший массовое убийство в Норвегии, конечно, маньяк. Нормальный человек не стал бы, прикрывшись полицейской формой, приманивать к себе беззащитных детей, подобно Гамельнскому крысолову из старой немецкой легенды.

А затем расстреливать их и методично добивать раненых. Многие его высказывания – например, о Чернобыльской катастрофе и о европейской политике – носят ярко выраженный параноидальный характер. Всю жизнь он стремился к самоутверждению – и когда вступал в масонскую ложу, стремясь приобщиться к таинственным ритуалам, и когда позировал в военной форме с наградами, прав на ношение которых он, конечно, не имел, и когда писал свой многостраничный труд, проникнутый ненавистью к окружающему его миру.

Правый радикал

Но кроме проблем психики мелкого бизнесмена, возомнившего себя вершителем судеб и спасителем Европы, есть в этой трагедии и еще одна составляющая – политико-идеологическая. Брейвик – правый радикал, он некоторое время имел членский билет Партии прогресса – правопопулистской партии, за которую на выборах 2009 года проголосовали около 23% избирателей. Видимо, эта партия оказалась для него слишком умеренной, то есть желающей вести нормальную парламентскую деятельность, а не спасать с помощью оружия "западную цивилизацию, европейские традиции, национальную солидарность и христианство".

Кстати, Норвегия – не единственная европейская страна, в которой правые популисты добиваются в последние годы существенных успехов. В Голландии в прошлом году Партия свободы получила 15% голосов, в Финляндии в нынешнем году партия «Истинные финны» - 19%. В Швеции крайне правые «Шведские демократы» на прошлогодних выборах хотя и получили 5% голосов, но впервые в своей истории попали в парламент. Во Франции нынешний лидер Национального фронта Марин Ле Пен входит в тройку ведущих политиков страны.

У этих партий есть отличия, иногда коренные. Например, деятели Национального фронта известны крайне реакционными взглядами и своими антисемитскими высказываниями, тогда как голландская Партия свободы подчеркивает свою приверженность правам человека, с которыми несовместим авторитаризм исламских общин. Но их объединяет одно – неприятие иммиграции, стремление запретить ее полностью или в крайнем случае процентов на 90. Большинство избирателей этих партий – люди, вполне совместимые с современной демократией (даже за Ле Пена и его дочь многие голосуют из протестных соображений, а не рассчитывая всерьез, что они придут к власти и начнут реализовывать все свои идеи).

Но в их числе есть и люди, непримиримо настроенные к демократическим принципам, считающие политический класс Европы предателями, готовыми сдать Запад агрессивному исламу. Некоторые из них, уходя от слишком "умеренных" популистов, вступают в неонацистские организации – и нередко оказываются под "колпаком" спецслужб, внимательно отслеживающих деятельность экстремистов. Но есть и "одиночки", чья активность обычно не выходит за пределы эпатирующих высказываний на интернет-форумах или в узком семейном кругу. Именно таким до поры, до времени был Брейвик, который – в отличие от своих единомышленников – одновременно долгие годы готовил страшное преступление.

Последствия страха

Радикализм Брейвика – это проявление страха перед глобальным миром, в котором стираются границы, все более свободно передвигаются люди, товары, капиталы. А еще более – страха перед ростом количества иммигрантов, все чаще приезжающих в европейские страны. Есть рациональные аргументы в пользу иммиграции – в "Старом Свете" не хватает рабочих рук, рождаемость падает, целый ряд сфер деятельности не привлекает "коренных жителей". Есть и другие рациональные аргументы – о возможности регулирования миграции при использовании цивилизованных методов, не унижающих достоинство людей, но позволяющих противостоять криминалу. Есть возможность обсуждать широкий круг вопросов, связанных с кризисом концепции мультикультурализма, о котором сейчас говорят не только эксперты, но и ведущие западные политические деятели, такие как Ангела Меркель и Дэвид Кэмерон.

Но когда человеком овладевает страх, рациональные аргументы уже не действуют. Вместо них у него может появиться желание уничтожить тех, кого он считает врагами и предателями. Ненависть Брейвика распространяется на самых разных политиков, в том числе придерживающихся консервативных взглядов. Например, к числу предателей он причисляет и Меркель, несмотря на ее сдержанное отношение к мультикультурализму, и Саркози, предпринимающего усилия по ограничению миграции во Францию. Но больше всего он ненавидит левых, которых считает замаскированными коммунистами, сознательно подрывающими стабильность западного мира.

Именно на левых и был направлен его удар. Вначале взрыв у офиса премьер-министра Йенса Столтенберга, руководящего одновременно Рабочей партией, шведскими социал-демократами. Затем резня в молодежном лагере той же партии – явное желание лишить Рабочую партию будущего, уничтожив ребят, которые через несколько лет могли стать партийными активистами, а некоторые из них спустя десятилетия войти в состав политической элиты страны. Еще одной мишенью террориста была Гру Харлем Брундтланд, входящая в число наиболее уважаемых политических деятелей страны – она трижды занимала пост премьер-министра, а затем руководила Всемирной организацией здравоохранения. В этот день она встречалась с молодежью в островном лагере, но покинула его незадолго до трагедии. Видимо, безупречная репутация бывшего премьера вызывала у убийцы особо сильное раздражение – ведь к людям, обладающим моральным авторитетом, общество прислушивается особенно внимательно.

Поражение убийцы

Брейвик считает себя героем – это видно из его заявлений. В Интернете у него есть некоторое количество симпатизантов – как они есть у Усамы бен Ладена или Басаева, Гитлера и прочих массовых убийц разного масштаба. Это печально, но вполне предсказуемо – так же как и то, что в любом массовом сообществе (исключая мелкие группы озлобленных фанатиков) преобладают нормальные люди, для которых расстрел детей – это преступление, не имеющее никаких оправданий. Во многих странах, включая и Россию, люди несут цветы к норвежским посольствам, высказывая свою боль и скорбь, стремясь поддержать народ Норвегии в его беде.

Убийца просчитался и в отношении норвежского общества, которое продемонстрировало выдержку и сплоченность. Не менее ста тысяч людей, пришедших в центр Осло с розами – в память погибших людей, показали нравственное здоровье народа, столкнувшегося с тяжелым испытанием. Не удалось Брейвику и спровоцировать власти Норвегии на ограничения демократии – премьер Столтенберг уже заявил, что ответом на преступление станет еще большая степень открытости норвежского общества.

Разумеется, трагедия стала уроком для правоохранительных органов. Например, выявилась неудовлетворительная материально-техническая база спецназа – в решающий момент для спецназовцев не нашлось вертолета, который мог доставить их на остров. Есть серьезные вопросы и в отношении контроля за оборотом оружия и сырья для изготовления взрывчатки – здесь необходимы и законодательные меры, и полицейские действия. Но главное - демократические принципы функционирования общества и государства остаются незыблемыми. Народ шокирован, разгневан, скорбит, но не напуган, не подвержен фобиям – в отличие от массового убийцы Брейвика.

Алексей Макаркин - первый вице-президент Центра политических технологий

Оригинал материала опубликован на сайте «Голос Росии» 26.07.2011

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net