Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

01.08.2011 | Марина Войтенко

Долгострой с недоделками

К началу августа благостные ощущения по поводу состояния и перспектив российской экономики осыпаются, как поспевшие ягоды. Итоги полугодия. Обнародованные на минувшей неделе Минэкономразвития освидетельствовали очевидное замедление экономического роста. ВВП, увеличившись в первом квартале на 4,1%, во втором прибавил лишь 3,7%. Причем очищенная от сезонного фактора июльская дельта оказалась на грани статистической погрешности — 0.3%.

ВВП поддерживается обрабатывающими производствами (+7,1% к маю), восстанавливающимся строительством (ввод жилых домов - +6,4%1 ) и оборотом розничной торговли (+5,6%), динамика которой была обеспечена возвращением в положительную область реально располагаемых доходов населения (в июне с исключением сезонности она впервые выросла на 2,7%). Оживления конечного потребительского спроса, однако, недостаточно, чтобы компенсировать действия иных факторов.

По другую сторону их баланса аритмия промышленности в целом (со снятой сезонностью март — 0,7%, апрель — 0,3%, май — 0,5%, июнь — 0,7%) с темпами роста почти вдвое ниже прошлогодних; стагнация экспорта при опережающей динамике импортных потоков; колебания около нулевой отметки сельхозпроизводства и (как жирная клякса в конце перечисления) споткнувшиеся о «летний порог» инвестиции — очищенные от сезонной и календарной компонент, в июне они прибавили лишь 0,4% после 5,3% в апреле и 4,3% в мае.

Эксперты видят в таком движении макропоказателей доказательство исчерпанности потенциала модели «нулевых» годов. Не менее ясно, однако, что переход к устойчивому развитию на новой институционально-инновационной основе сильно осложнен состоянием регулятивной среды и, прежде всего, некачественным «программированием» «правил игры» для участников рынков вкупе с неудовлетворительным исполнением принятых решений. Складывается какая-то вязкая ситуация, когда уже признанные ошибки почти невозможно исправить, а выверенные и верные шаги крайне затруднительно сделать. В итоге сами темпы роста оказываются как бы запертыми в регулятивном тупике.

Впрочем, (и в этом характерная особенность момента) собственно макроэкономическая стабильность и, стало быть, необходимые условия для поддержания позитивной динамики сохраняются. Главная тому заслуга — действия денежных властей в сфере монетарной и бюджетной политики. За первое полугодие федеральный бюджет исполнен с профицитом в 640,16 млрд рублей (2,7% ВВП). Из 5304,15 млрд рублей доходов (51,5% к плану) 2630,58 млрд рублей пришлось на долю таможенников; 2173,97 млрд рублей собраны налоговиками. Расходы составили 4664,00 млрд рублей (42,3% к утвержденному объему). В суверенных фондах накоплено 3347,36 млрд рублей (сокращение против 1 января на 114 млрд рублей).Не подкачал и Центробанк — сокращение монетарного предложения (в январе-июне в отличие от первых шести месяцев 2010 года денежная база не росла, а сжималась) дало возможность притормозить инфляцию до 5% за полугодие и чуть более 5,1% за январь-июль.

Ожидания от третьего и четвертого кварталов хуже: бюджетный профицит сменится дефицитом около 1% ВВП (впереди еще почти 60% госрасходов в годовом выражении); инфляция-2011, согласно экспертным консенсус-прогнозам, выйдет на рубеж 8,0-8,5%; отток капитала составит не менее $35 млрд. (а то и все $35 млрд.); инвестиции не продемонстрируют ни яростного спурта, ни «второго дыхания» (ряд прогнозистов предрекают им падение в реальном выражении не менее, чем на 2-3%).

Усиливается и скепсис аналитиков по поводу итоговых темпов роста. Пока официальный прогноз Минэкономразвития — 4,2%. Корректироваться он будет в конце августа. В экспертном кругу уже стали поговаривать о «рабочем интервале» в 3,5-4,0% (месяцем ранее придерживались оценок в 4,0-4,5%) при абстрагировании от последствий разрешения проблемы с потолком госдолга в США. Если развитие событий пойдет по худшему сценарию, то есть техдефолт, снижение рейтинга, то тогда вслед за вероятной потерей американской экономикой до конца года 1% роста ВВП и 2%-ным сокращением глобального спроса на нефть пределом российский мечтаний вполне может стать рост не выше 3 процентов. Такова плата за то, что у нашей экономики по-прежнему нет иммунитета от внешних шоков.

Конечно, разница между первым полугодием и ожидаемыми результатами-2011 бросается в глаза. Еще важнее качественная сторона дела, заключающаяся в остром дефиците достаточных условий для устойчивого долговременного роста, что есть прямое следствие регулятивного «долгостроя» «правил игры» вкупе с аврально проводимыми «подготовительными работами». Наглядный пример тому — многострадальная судьба снижения страховых платежей.

Последний правительственный вариант формального решения весьма содержательного для бизнеса вопроса (с учетом компенсаций выпадающих доходов бюджета), ставший достоянием СМИ на минувшей неделе, и вовсе заставляет развести руками. При введении 10%-ного допвзноса с сумм заработков, превышающих установленный лимит (с 212 года 512 тыс. рублей, в 2013 году — 567 тыс. рублей) снижение общей ставки с 34% до 30% фактически сопровождается усилением налоговой нагрузки (при любых зарплатах свыше 60 тыс. в месяц). Так, за сотрудника с заработком в 75 тыс. рублей работодатель при ставке в 34% заплатил бы в 2012 году 174 080 рублей, при тарифе с допвзносом — 192 400 рублей, что эквивалентно повышению эффективной ставки платежей до 37,6%. Таков итог выполнения президентского поручения о снижении налогового бремени в целях улучшения инвестиционного климата.

Можно предположить, что пинг-понг вокруг страховых платежей между Краснопресненской набережной и Кремлем продолжится, и компромисс все же будет найден. «Засада», однако, в том, что этот важный, но все-таки частный вопрос — составная часть существенной структурной проблемы, а именно перехода через развилку финансовой политики, когда либо повышаешь налоги, либо снижаешь расходы. Иного не дано. Комфортным решением для экономики было бы, разумеется, сжатие госзатрат и повышение их эффективности. Но этот путь структурных реформ с соответствующей перезагрузкой управления в тех сферах, где толерантность в отношении регулятивной несуразицы оборачивается прямыми потерями. Судя по всему, ситуация «достала» и Минфин. И далеко не случайно замминистра Сергей Шаталов в минувшую среду в эфире «Эха Москвы», опираясь на экспертные наработки в ходе подготовки предложений к корректировке Стратегии-2020, высказался о том, что избежать плавного повышения пенсионного возраста не удастся2 .

Резоны статс-секретаря Минфина понятны. Во-первых, при повышении реальных ставок падает собираемость налогов. И, во-вторых, это не снижает общий дефицит бюджета ПФР, который в 2012-2013 годах будет складываться на уровне более 1 трлн. Рублей ежегодно. Напомним, что несколько недель назад в правительстве было решено, что к 2014 году должна быть предложена новая пенсионная формула. Дискуссии по этому поводу, как водится, идут в тиши кабинетов. Между тем, структурная реформа пенсионной системы, которую в принципе невозможно в XXI веке проводить без широкого обсуждения и общественной экспертизы, похоже, продолжает «сидеть в приемных». А жаль, поскольку уже существующие экспертные наработки позволяют снизить пенсионный трансферт из казны на длинной дистанции до 2050 года с текущих 2,3% ВВП (к 2020-му, возможно, 1,5-1,8% ВВП) до 0,18-0,21% ВВП.

Структурные реформы неотделимы от перевода бюджетов на программно-целевые принципы построения. Выясняется, однако, что уже первая аналитическая разверстка будущих 42 программ, по которым с 2013 года станут распределяться более 90% расходов, обнаружила примерно триллионное расхождение между аппетитами министерств и ведомств и бюджетными проектировками на 2012-2014 годы. Подобные «ножницы» вполне могут отодвинуть сроки перезагрузки бюджетного устройства по причине де-факто нежелания главных распорядителей бюджетных средств сходить с наезженной колеи.

Эти несколько примеров высвечивают достаточно четкую закономерность: разрастание «объемов» регулятивного «долгостроя» новых «правил игры», необходимых для улучшения инвестклимата инновационного экономического развития, сужает пространство для формирования достаточных условий устойчивого долгосрочного роста. При этом государство, не исполняя содержательно и в срок свои собственные, пусть даже и не вполне аргументированные, решения оказывается системным фактором дезорганизации рыночной среды. Опыт в этом деле с начала года накоплен преизрядный. Здесь и «бензиновый кризис», второе «издание» которого уже на пороге, и заминка с выбором формулы регулирования тарифов естественных монополий на 2012-2014 годы, и блуждания между большей свободой рынка и интенсивной господдержкой в агросекторе. Можно помянуть бесконечно ревизуемые планы по приватизации без привязки к развитию финансовых рынков и созданию МФЦ (без чего трудно подняться с 27,27 млрд. рублей доходов от продажи госактивов в первом полугодии-2011 даже до не одного триллиона в год, а хотя бы до 300-400 млрд. рублей). А также неустанные усилия по выхолащиванию содержания проекта новой редакции закона о госзакупках и многое другое.

Что же дальше, когда невозможность эффективного «ручного управления» экономикой уже доказана за многие месяцы неустойчивого восстановительного роста? Ответ многих экспертов (например, ИНСОРа) — обретение государством нового управленческого стиля по формуле «исполнение базовых системных решений неотвратимо».

Движение по этому пути, с апреля текущего года, обозначенное президентом Дмитрием Медведевым как главный вектор институционально-регулятивной переналадки российской экономической системы, требует качественных изменений в содержательных потенциалах всех участников процесса. Речь должна идти как минимум: об изменении всего уклада госуправления (важнейшее подспорье здесь - бюджетная реформа-2013), о новом уровне самоорганизации бизнеса и, конечно, о развитии института общественной экспертизы принимаемых государством решений. На этих же трех китах будет основываться обновление политической элиты — существенный, между прочим, признак новой экономической модели. Хочется надеяться, что электоральный цикл 2011-2012 годов сможет стать значимым фактором ее становления.

Марина Войтенко – руководитель департамента информационных программ Центра политических технологий



1. При этом сохраняется 3,7%-е отставание объема вводов объема вводов в текущем году от января-июня 2010 года.
2. Предложения экспертов — единый возраст выхода на пенсию в 63 года (сам замминистра склоняется к 65 годам) с повышением на 6 месяцев в год для женщин и 3 месяца в год для мужчин.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net