Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

08.08.2011 | Марина Войтенко

«Разрядка» финансовой напряженности

Первая неделя августа вновь напомнила о том, что потенциал драматических разворотов глобальных финансовых рынков по своей глубине, а также неожиданности «открытий» для участников и наблюдателей сопоставим, пожалуй, лишь с «тайнами» физики атомного ядра. В обоих случаях результаты «экспериментов» сразу же становятся заложниками многочисленных и нередко взаимоисключающих интерпретаций. Отделить же истину от заблуждений может лишь суд времени, который, конечно же, беспристрастен, но, как водится, сильно неспешен.

Компромисс, достигнутый в начале месяца в Конгрессе США по вопросу о потолке госдолга и воплощенный немедленно в подписанном Бараком Обамой 74-страничном документе, формализующем договоренности в виде закона, похоже, сразу же угодил в «ловушку трактовок». Напомним, что соглашение демократов и республиканцев позволяет повысить потолок госдолга с нынешних $14,3 трлн. Минимум на $2,1 трлн. и максимум на $2,4 трлн. в зависимости от решений по сокращению госрасходов. Немедленное повышение составит $400 млрд., осенний лимит $500 млрд. Обусловлено это уже согласованным снижением трат из казны на $917 млрд. в течение 10 лет (речь в основном идет о второстепенных статьях бюджета).

Оставшаяся сумма в $1,2-1,5 трлн. будет «выбрана» в 2012 году (но до президентских выборов в США). По верхней планке госдолг будет увеличен, если специально создаваемая двухпартийная комиссия Конгресса (по 6 человек с каждой стороны) к ноябрю сможет подготовить предложения по уменьшению бюджетного дефицита. Предполагается, что комиссия получает полную свободу от представлений о «священных коровах»: под нож могут пойти как оборонные расходы, так и программы адресной социальной поддержки; в вопросах повышения налогов руки тоже развязаны1 . До 23 декабря Конгресс должен будет либо проголосовать план комиссии, либо его отвергнуть. Если ничего из этого не получится, то в силу вступит положение из законодательно оформленного августовского компромисса о проекте автоматических сокращений на $1,2 трлн. В этом случае планка госдолга будет поднята ровно на ту же величину.

Ожидается, что работа комиссии активизирует изменение налогового законодательства: подписывая закон «о компромиссе по госдолгу» Барак Обама предупреждал — вето на продление реализованных при Джордже Буше мер по снижению налогов неизбежно, если конгресс не реформирует налоговый кодекс в направлении стимулирования инвестиций, создания новых рабочих мест и поддержки малого бизнеса2 .

В оценках и комментариях принятых решений — сильная разноголосица. Самому Президенту США договоренности не нравятся, слишком многие необходимые шаги оказываются основательно растянутыми во времени. Тем не менее, она начинает «приподнимать завесу долга и неопределенности, которая висит над экономикой». В то же время, лидеры большинства в обеих палатах излучают обоюдную радость от успеха. Лидер демократов, держащих контрольный портфель в сенате, Гарри Рид видит в достигнутом «выдающемся соглашении» «образец законодательного компромисса». Спикер палаты представителей республиканец Джон Бейкер также удовлетворен компромиссом, поскольку получил 98% из того, что хотел.

Многие политологи заговорили о том, что в битве за госдолг победили оппоненты Барака Обамы, и его борьба за второй период в Белом Доме теперь сильно осложнится. Другие напомнили о ничьей, являющейся лишь одним из эпизодов в кубковой серии. Третьи увидели в достигнутом пролог к политическому расколу США и т. п.

Собственно экономические отклики тоже демонстрируют немалый разброс. Профессор экономики в Гарварде Мартин Фелстайн в сокращении бюджетных стимулов росту увидел «балансирование на лезвии бритвы» с 50%-ной вероятностью скатиться в очередную рецессию. Нобелевский лауреат Пол Кругман и вовсе назвал ситуацию «катастрофой». При этом значительное число более сдержанных и прагматичных финансистов предположили, что теперь ФРС будет вынуждена запустить третью программу QE 3, то есть выкупа гособлигаций и, возможно, снизить базовую ставку до нулевого уровня. Как всегда, взвешена и осторожна глава МВФ Кристин Лагард: «Это соглашение благотворно скажется как на экономике США, так и на мировой экономике, поскольку оно уменьшает существенный фактор неопределенности на рынке и укрепляет доверие к бюджетной политике США». Сокращение расходов, однако, считают в Фонде, следует проводить поэтапно без чрезмерной концентрации его в начальный период с тем, чтобы не подорвать, пусть и слабый, но все-таки рост.

Первая реакция рынков на отступившую угрозу техдефолта США была бурной, но кратковременной. Рост фондовых индексов продлился лишь несколько часов3 и к концу вторника появились первые признаки игры на понижение, поиска инвесторами новых защитных активов, и сокращения нефтяных цен. Формирование трендов заняло всю среду (при этом крепла уверенность, что кредитный рейтинг США не останется неизменным4 ), ситуация на следующий день разрядилась «черным четвергом».

Многонедельная конденсация негативного новостного фона (долговые проблемы Еврозоны, затягивавшийся поиск компромисса в США, информация о проблемах в экономике КНР) достигла такой предельной концентрации, что любое прибавление градуса пессимизма должно было привести к взрыву. Так и случилось. Сначала на рынок хлынул поток плохих статданных из США. Темпы роста ВВП во втором квартале составили лишь 1,3% (год к году), что оказалось много хуже прогнозов аналитиков (1,8%). Значительно подпортил картину слабый уровень потребительских расходов, который обеспечивает до 70% американского ВВП. В апреле-июне они выросли на 0,1% (в первом квартале — на 2,1%). Это самый слабый показатель за последние два года.

Масла в разгорающийся огонь влили и обнародованные министерством торговли США итоги пересмотра динамики ВВП в 2003-2011 годах. Эксперты пришли к выводу, что рецессия в 2007-2009 годах была глубже, чем предполагалось: с IV квартала 2007 года по II квартал 2009-го ВВП США потерял 5,1% вместо объявленных 4,1 процента. В 2008 году он упал на 0,3%, в то время как раньше считалось, что его объем не изменился. В 2009 году сокращение американской экономики составило 3,5% вместо 2,6%, в 2010-ом — 3%, а не 2,9 процента. По итогам переоценки ВВП выяснилось, что его абсолютный объем все еще ниже уровня до начала рецессии. Не порадовали и пересмотренные итоги первого квартала текущего года — 0,4% роста ВВП вместо ранее объявленных 1,9%. Подобные откровения, естественно, отправили рынки в глубокий нокдаун.

Падение фондового индикатора Standard & Poor's 500, составившее 4,78%, стало рекордным с февраля 2009 года, оно было вызвано опасениями относительно замедления темпов роста мировой экономики. Лишь три из 500 акций, входящих в расчет этого индикатора, повысились по итогам торгов. При этом рыночная стоимость 13 компаний опустилась более чем на 10 процентов. Лидерами падения стали в четверг котировки акций сырьевых компаний. Подындекс SP 500, в расчет которого входят акции корпораций сырьевого и энергетического секторов, упал на 6,6 процента5 .

Индекс Dow Jones Industrial в четверг упал на 4,31%, индекс Nasdaq Composite - на 5,08%. Такие же настроения наблюдались и в Европе. Фондовые индексы региона снизились по итогам торгов до минимального показателя за год на усилении беспокойства относительно замедления темпов роста мировой экономики. Сводный индекс крупнейших предприятий региона Stoxx Europe 600 опустился на 3,4%. С зафиксированного в феврале максимума этого года индикатор снизился на 16%. Все 18 основных фондовых индексов стран Западной Европы упали по итогам сессии. Снижение британского FTSE 100, как и германского DAX, составило 3,4%, французский CAC 40 понизился на 3,9%.

Утром в пятницу эстафету подхватили фондовые рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Сводный индекс крупнейших предприятий региона MSCI Asia Pacific обвалился с начала сессии 5 августа на 3,8%. Соотношение дешевеющих и дорожающих акций в составе индикатора составляет 130 к 1. Падение индекса с максимума этого года, зафиксированного 2 мая, достигло уже 10%. Только за уходящую неделю MSCI Asia Pacific потерял 8% - худший результат с октября 2008 года. Японский Nikkei 225 снизился в ходе торгов в пятницу на 3,64%, гонконгский Hang Seng - на 4,75%, австралийский SP/ASX 200 - на 4,06%.

Биржевое цунами не обошло и Россию. Цены большинства «фишек» на ММВБ и РТС упали в пределах 5%. Индексы обеих площадок уходили вниз на 3,0-3,2%, но закончили день снижением: ММВБ на 2,57%, РТС на 2,68%. Бивалютная корзина при этом с начала недели подорожала на 2%. Минфину РФ пришлось выступить с «мягким» заявлением, что имеет место, хотя и масштабная, но, в общем-то, рядовая паника инвесторов, а само падение рынков нельзя назвать критичным.

В пятницу падение рынков затормозилось: инвесторы «зацепились» за объяснения состояния рынка труда в США — переоценка ВВП коррелирует с медленным снижением безработицы, но последние данные, скорее оптимистичны. Число американцев, впервые обратившиеся за пособием по безработице, за неделю сократилось на 1 тыс. человек (вместо ожидавшегося роста на 7 тыс. человек). Снижение показывает и менее волатильный показатель — среднее число заявок, поданных за последнее четыре недели (с 414 тыс. до 407,7 тыс.). Сыграло свою роль и понимание, что рост второго квартала — 1,3% ВВП много лучше уточненного показателя января-марта (0,04 процента6 ).

Конец торгового дня был, однако, ознаменован снижением агентством Standard&Poor's кредитного рейтинга США до уровня АА+ с негативным прогнозом. Как заявили официальные представители S&P “это трудное и противоречивое решение было долгом компании» в силу недостаточности усилий американских законодателей по снижению дефицита бюджета. Минфин США, ознакомившись с обоснованием, обвинил агентство в допущенной математической ошибке на $2 трлн. при расчете отношения внешнего долга к ВВП в силу неправильного понимания содержания закона, принятого конгрессом.

То, какая из сторон окажется правой, может заметно повлиять на температуру рынков. Равным образом могут упасть и рынки, и сама рейтинговая индустрия в том виде, в каком ее все знают. Тем не менее, пока налицо «медицинский факт», что спрос на US Treasures двинулся вниз и активизировались покупки швейцарского франка, канадского и австрийского долларов, то есть валют, которые обычно называют «тенью большой тройки» - доллара США, евро и йены. Как бы то ни было, неделя, начинающаяся с 8 августа, должна ответить на вопрос, чем был «черный четверг» - предвестием повторной глобальной рецессии, вновь зарождающейся в США, или все-таки проявлением сверхнормативной волатильности рынка вследствие переизбытка накопленных негативных ожиданий. Хочется надеяться, что правилен диагноз №2, и рынки самонастраиваются на торможение глобальной экономики, высоко оценивая риски США, Еврозоны и Китая.

Очень важно, чтобы в этих условиях рынки почувствовали, пусть и отдаленные, но реальные шансы нового подъема развитых экономик на более здоровой финансовой основе. Что касается США, то, по мнению многих экспертов, неопределенность первоочередных шагов в бюджетной политике продлится еще полтора-два месяца до окончательного вердикта по содержанию пакета расходных соглашений в $1,5 трлн.Тем важнее на этой дистанции сигналы ФРС о предстоящих шагах в ее «зоне ответственности». Логика ожиданий понятна: слабый рост требует госстимулов, но если бюджетные свертываются, то поддерживать экономику на плаву могут лишь инструменты монетарной политики (вплоть до новой, уже третьей по счету программы выкупа гособлигаций QE 3). Сигналы рынкам о намерениях американского ЦБ могут последовать уже 8-15 августа. Всего и до конца регулятор, конечно, не сообщит, но некоторые представления о «дорожной карте» своих предстоящих действий сформировать, по-видимому, сможет.

Разрядка финансовой напряженности без кавычек во весь рост ставит вопрос о более тесной и глубокой координации экономической политики по меньшей мере стран G 20 в целях перебалансирования глобального спроса. Здесь нужны серьезные и ответственные решения, в том числе и в связи с риском того, что в новой рецессии (если до этого дойдет) развивающиеся экономики могут и не стать главными локомотивами общемирового роста. В ближайшие месяца перед «двадцаткой» объективно встает задача формулирования новой повестки дня. Будем следить за ходом событий в последующих обзорах.



1. Состоявшиеся утечки в СМИ в качестве «жертв» уже наметили размеры субсидий фермерам, объемы финансовой помощи учебным заведениям, дополнительные пенсионные выплаты госслужащим, а также программы медицинской помощи Medicare и Medicaid. Наблюдатели констатируют, что под ударом оказываются как раз те слои населения, которые и обеспечили победу Барака Обамы в 2008 году.
2. Как реакцию на половинчатые результаты компромисса и сопутствующую его достижению нервозность американские СМИ отмечают среди правоведов, в бизнес-кругах и бюджетозависимых слоях населения рост настроений в пользу подготовки и принятия конституционной поправки, устанавливающей обязанность правительства иметь сбалансированный бюджет.
3. Фьючерс на индекс S&P вырос на 1,6%, азиатские индексы поднялись на 2%, европейские — на 1,6%, индекс РТС — на 1,8%, ММВБ — на 1,4%, цена золота упала с $1632 до $1613.
4. Рейтинговые агентства Moody's и Fitch Ratings подтвердили наивысший рейтинг США - «трипл эй», но обозначили его прогноз как «негативный». Паузу держало S&P, давая понять, что достигнутые решения его не удовлетворяют: намеченные бюджетные сокращения $2,1-2,4 трлн. оказались меньше $4 трлн., которые были обозначены как условие сохранения рейтинга.
5. По итогам торгов 4 августа котировки сентябрьских фьючерсов на нефть марки WTI на Нью-Йоркской товарной бирже NYMEX упали на $5,30 (-5,8%) - до $86,63 за баррель. В пятницу нефть продолжает дешеветь. На электронных торгах в Нью-Йорке сентябрьский фьючерс снизился еще на $0,97 - до $85,66 за баррель. Разброс котировок Brent составил $105-107 за баррель. В пятницу цена нефти начала корректироваться вверх.
6. Прогноз ОЭСР для США, тем не менее, ухудшен: до 2,6% ВВП с 2,9%; дл 1,9% инфляции с 1,7%; по дефициту счета текущих операций до 3,7% с 3,2%.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net