Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

01.09.2011

Давлатали Назриев: «Отношения Таджикистана с Россией имеют курс на гармоничное развитие»

По мнению ряда экспертов, отношения между Россией и Таджикистаном в последнее время несколько осложнились. Какими будут эти отношения в обозримом будущем? Ответ на этот вопрос даст визит в Таджикистан президента России Дмитрия Медведева, который запланирован на первые числа сентября. Прогноз результатов визита «Политком.Ру» озвучил начальник Управления информации, прессы, анализа внешнеполитического планирования МИД Республики Таджикистан Давлатали Назриев.

- Господин Назриев, за последние 3 года в Таджикистане и в России произошли заметные изменения. Насколько мировой финансово-экономический кризис отразился на экономике Таджикистана?

- Естественно, мировой экономический кризис отразился и на Таджикистане. Он коснулся, прежде всего, главных отраслей экономики республики – производства хлопка и алюминия, на которые заметно упали мировые цены. Однако примечательно, что за 3 года кризиса в других отраслях экономики Таджикистана наблюдался размеренный рост производства, что способствовал улучшению ситуации в целом. В последнее время цены на хлопок и алюминий имеют тенденцию к росту. Как следствие в этом году в сельском хозяйстве республики многие хозяйства изъявили желание расширить площади под выращивание хлопчатника. С другой стороны, во многом рост интереса к производству хлопка обязан отказу государства от регулирования – кому, и по какой цене продавать продукцию. Производители сами ищут выгодные контракты.

Известно также, что в республике за последний год заметно выросли цены на ГСМ, в частности на бензин, поставляемые, в основном, из России. Поэтому наш частный капитал прорабатывает вопрос диверсификации путей поставок топлива в страну, а также строительства в Таджикистане нефтеперерабатывающего завода. В целом, в отношениях с Россией мы держим курс на укрепление взаимоотношений во всех сферах сотрудничества. И, несмотря на прогнозы некоторых политических «синоптиков» эти отношения имеют тенденцию к гармоничному развитию.

- В начале сентября президент России Дмитрий Медведев прибудет в Душанбе для участия в саммите глав государств стран СНГ. Каким будет статус визита?

- Дмитрий Медведев прибывает в Таджикистан на день раньше своих коллег из стран СНГ. Визит Президента Российской Федерации, в рамках которого намечена его встреча с Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоном, будет иметь официальный статус. До саммита глав государств стран СНГ, также планируется встреча глав государств «Душанбинской четвёрки» - России, Таджикистана, Пакистана и Афганистана. Наша и российская стороны готовятся к этим встречам самым тщательным образом.

- Какие вопросы планируется обсудить в ходе встречи президентов России и Таджикистана?

- Будет обсужден весь спектр основных вопросов двустороннего экономического, регионального, а также военно-технического сотрудничества. Ожидается, что будет обсуждена и согласована Программа двустороннего экономического сотрудничества на 2011–2014 годы. Весь блок экономических вопросов очень важен для Таджикистана, - хотя бы потому, что Россия является крупнейшим торговым партнером Таджикистана. Кроме топливных ресурсов, мы получаем из России металл, лес, строительные материалы. Мы стремимся не только сохранить объёмы взаимной торговли, но и наращивать их, уменьшая имеющиеся преграды на пути торгово-экономических связей. Добавлю, что в этом плане очень важной для нас является сфера межрегионального сотрудничества с Россией, в которой отличаются такие области, как Свердловская, Санкт-Петербургская, Московская, Новосибирская. Нынешний губернатор Свердловской области Александр Мишарин успешно продолжает работу по развитию двусторонних региональных связей, начатую ещё Эдуардом Росселем.

- Какие документы будут рассмотрены и подписаны в сфере военно-технического сотрудничества?

- Прежде всего, на высшем уровне планируется подписать новое Соглашение между Таджикистаном и Россией о сотрудничестве по пограничным вопросам, - с этим предложением наша сторона вышла еще в прошлом году. После трех раундов переговоров военных экспертов мы подготовили с российской стороной текст Соглашения. Группа российских офицеров – пограничников, выполняющих функции советников, будет функционировать в несколько ином формате и получит другое название. Кроме вопроса нахождения в Таджикистане советников, мы решаем с Россией ряд других вопросов – подготовку кадров, обмен информацией, вопросы авиационного обеспечения таджикских пограничников российской стороной.

Замечу, что возвращение российских пограничников на таджикско-афганскую границу – это совершенно другой вопрос, не являющийся предметом официальных переговоров и этого Соглашения. Я специально хочу подчеркнуть этот момент. Дело в том, что очень часто журналисты связывают взаимодействие России и Таджикистана по пограничным вопросам с возвращением российских пограничников на нашу границу с Афганистаном. Этот вопрос официально нигде не поднимался.

- А какова реакция официального Душанбе на опубликованную в начале августа статью председателя Государственной Думы России Бориса Грызлова о возможном визовом режиме для граждан центрально-азиатских стран СНГ, которая встревожила многих граждан Таджикистана?

- Официального ответа властей нашей республики на высказывания Бориса Грызлова не было по формальной причине – мы не получали на этот счет никакого официального обращения от российской стороны. Тем не менее, я полагаю, что к подобным вопросам надо подходить очень взвешенно, с учетом всего спектра наших взаимоотношений, которые это кроме прочего, затрагивают судьбы тысяч наших граждан, перед которыми мы в ответе.

- Борис Грызлов отметил, что после ухода российских пограничников «наркопоток с этого направления вырос в разы». Таджикские же официальные лица говорят о том, что изъятия героина увеличились. Кто прав? Почему бы не решить это противоречие простым способом – регулярным уничтожением наркотиков с участием авторитетной международной комиссии? Ведь, как сообщило Информационное Агентство «Азия плюс» 27 июля 201 года, наркотики уничтожаются «в присутствии комиссии из числа представителей правоохранительных и судебных органов, отечественных и зарубежных представителей СМИ». Но журналисты – не эксперты, и они вряд ли отличат внешне муку от героина или алебастра…

- Изъятием наркотиков в Таджикистане занимается Агентство по контролю за наркотиками, МВД, Госкомитет национальной безопасности и пограничная служба. Я согласен с Вами – разнобой опубликованных в СМИ цифр изъятых наркотиков имеет место. Это можно наблюдать и в оценках российских политиков и чиновников, которые явно завышают объём изъятых наркотиков российскими пограничниками до 2005 года. Однако цифры, которые приводились самими российскими пограничниками, совсем иные, и они сопоставимы с тем объёмом, который ежегодно изымается таджикистанскими соответствующими органами. На них в 2010 году приходится более 40 процентов наркотиков изъятых на территории СНГ.

Относительно второй части Вашего вопроса хочу отметить, что процедура уничтожения наркотических веществ компетентными органами Республики Таджикистан проводится при обязательном присутствии представителей Управления по борьбе с наркотиками и преступностью ООН. Кроме того, на это мероприятие наряду с представителями СМИ приглашаются представители посольств, аккредитованных в нашей стране. А участие представителей соответствующих органов России – это уже вопрос межведомственного сотрудничества, который, впрочем, по многим другим направлениям осуществляется очень тесно.

- Одной из тем встречи на высшем уровне в Душанбе будет присутствие в Таджикистане 201-й российской военной базы. Таджикистан заявляет, что с охраной южной границы может справиться сам. А нужна ли Таджикистану 201-я РВБ? Если нужна, как гарант стабильности, то почему на разных уровнях идут разговоры об оплате России за РВБ?

- Вопрос нахождения 201-й российской военной базы, как и другие вопросы военного блока, является предметом постоянных контактов представителей военных ведомств наших стран. 201-я РВБ нужна и России, и Таджикистану. Военная база позволяет России решать задачи обеспечения безопасности южных границ СНГ. Для Таджикистана военная база является сдерживающим фактором в отношении определенных сил в нестабильном Афганистане – это главный аргумент. Кроме того, у нас есть обязательства по обеспечению выполнения Договора коллективной безопасности, и мы эти договоренности соблюдаем. Что касается возможной оплаты российской стороной, то оплата нам, конечно же, нужна, - для погашения затрат Таджикистана на поддержание в рабочем состоянии дорожных и инженерных сетей и коммуникаций, которыми пользуется военная база. Но я уверен, что оплата, если она будет согласована, не будет обременительной для России.

- В октябре 2004 года президенты России и Таджикистана подписали документ, определяющий передачу военно-стратегического объекта «Окно» в российскую собственность. За этот объект Россия списала 242 миллиона долларов долга Таджикистана, а российский министр обороны Сергей Иванов заявил: «Мы арендуем землю, на которой расположена база в Нуреке, на 49 лет с символической платой 30 американских центов в год. Это позволит космическим войскам чувствовать себя уверенно как минимум на протяжении ближайших 50 лет». Время от времени в таджикских СМИ поднимается вопрос об установлении ежегодной оплаты Россией за размещение этого объекта. Как Вы можете прокомментировать это?

- Да, в международной практике вопрос аренды территорий – обычное дело. Но на сегодняшний день никаких противоречий по ранее заключенному соглашению о нахождении этого российского военного объекта на нашей территории у нас с российской стороной нет.

- Вот уже более двух лет идут переговоры Таджикистана и России об использовании аэродрома «Айни». Какие существуют, на Ваш взгляд, перспективы по этому вопросу? Какой вариант устроил бы обе стороны?

- Наш министр иностранных дел уже говорил о намерении нашей стороны использовать этот аэродром только совместно с российской стороной. Все переговоры по этой теме ведутся только с российской стороной. Что же касается недавней встречи министра обороны Таджикистана генерал-полковника Шерали Хайруллоевым с заместителем начальника Штаба Военно-Воздушных Сил Индии маршалом авиации Кишеном Кумаром Нахором, цель этой встречи никак не связана с сообщениями отдельных СМИ и со слухами о возможной передаче Таджикистаном в аренду Индии военного аэродрома Айни. Мы решаем с Индией другие вопросы – это подготовка таджикских офицеров в учебных заведениях Индии, оказание Индией технической помощи Вооруженным Силам Таджикистана, проведение совместных военных учений, направленных против международного терроризма. Индийская сторона выразила также готовность построить и оснастить в Таджикистане современный госпиталь для военнослужащих таджикской армии.

- Господин Назриев, к сожалению, в СМИ как России, так и Таджикистана в последнее время возросло число материалов негативного характера, не способствующих улучшению двусторонних отношений. Один из заголовков, опубликованных в таджикской прессе, звучит так: «Скинхеды начали убивать прямо у стен Кремля». Что, на Ваш взгляд, нужно предпринять обеим сторонам в сфере соблюдения законности и в сфере информации, чтобы не нагнетать напряженность в двусторонних отношениях?

- Дело в том, что пресса в России и в Таджикистане - независимая. И, к сожалению, журналистам Таджикистана, известны реальные случаи насилия, совершенного в России в отношении граждан Таджикистана. Один из случаев убийства гражданина Таджикистана был размещен в ресурсах Интернет в 2007 году. Судя по всему, главными причинами негативных публикаций о России являются именно такие факты. В целом же отношение абсолютного большинства населения Таджикистана к России – самое теплое. Это, связано также с работой большого числа таджикистанских трудовых мигрантов в России. В интересах обеих стран – чтобы они работали в России в безопасной обстановке. От этого выиграют обе стороны.

- В прессе Таджикистана активно комментируется новый закон, запрещающий детям до 18 лет посещение религиозных мест. На русском языке этот закон пока мною не найден, поэтому необходимо некоторое уточнение. Не ограничивает ли этот закон права несовершеннолетних граждан других религий посещать церкви, синагоги, костелы и молельные дома? Не будут ли чиниться препятствия российским семьям, приводящим своих детей в храмы на крещение, на другие обряды и на молитвы?

- Речь в законе идет не о посещении несовершеннолетними церквей, синагог и молельных домов и участие в обрядах. Речь идет об участии несовершеннолетних в деятельности религиозных организаций. А посещение и деятельность - это не одно и то же. Прежде чем принять этот закон, мы провели его обсуждение по всей республике. Получение религиозного образования в соответствии с этим законом не ограничивается. И это делается в интересах самих несовершеннолетних, с целью гарантийного получения ими общего среднего образования. А религиозное образование они могут получать либо в официально зарегистрированных религиозных учебных заведениях, имеющих соответствующую лицензию на подобную деятельность, либо на специальных курсах. И самое главное условие, и это нормальная практика в отношении несовершеннолетних, - у них должно быть согласие родителей на учёбу.

- В связи с 20-летием независимости Таджикистана в республике проводится амнистия значительного числа осужденных. Возможна ли амнистия бывших влиятельных полевых командиров Гаффора Мирзоева, Якуба Салимова и других? Если да, то кто из них может быть амнистирован?

-Амнистирование осуждённых будет проводиться в соответствии с принятым Законом об амнистии и в целом коснётся порядка 15 тысяч человек. Определённая часть подлежит освобождению, а в отношении остальных, в том числе Якуба Салимова, амнистия будет применяться в виде сокращения сроков заключения. Гаффор Мирзоев в силу тяжести совершенных преступлений осуждён на пожизненное заключение, и амнистированию не подлежит.

- И последний вопрос. Насколько сейчас вероятна «цветная революция» в Таджикистане?

- По моему мнению, вопрос цветных «революций» для Таджикистана вообще не актуален. Здесь абсолютно другая ситуация. Барометром состояния общества является его социальное самочувствие. Если судить по развитию нашей республики, то можно утверждать, что пик худших времен мы уже прошли к концу 90-х годов прошлого столетия. Постепенно находят своего решения и отдельные оставшиеся проблемы. К примеру, острый дефицит электроэнергии, который ощущался в прошлые годы, также позади. Буквально через несколько дней вводится в строй первый агрегат очередной ГЭС – «Сангтуда-2». Кроме того, последние вооруженные группы, которые своей террористической деятельностью давали о себе знать - банды Мулло Абдулло и Али Бедаки были ликвидированы в конце прошлого и начале текущего годов. Важно то, что они, не имея никакого влияния и поддержку среди населения, были заранее обречены на провал. Поэтому, все разговоры на эту тему – это очередные несостоятельные попытки выдать желаемое за действительное отдельных политиканов.

Подготовил Андрей Захватов (Душанбе – Москва)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net