Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

06.09.2011

С керосиновым "душком"

Нефтяные компании решили вновь использовать уже "обкатанный" механизм оказания давления на правительство. Напомним, что ранее, создав дефицит на АЗС, они добились от правительства возможности повысить цены. Теперь по такому же алгоритму они действуют в аэропортах. В конце прошлой недели стало известно, что в столичных аэропортах топлива для самолетов осталось всего на несколько дней. Операторы нефтяной отрасли настаивают, что их вины в происходящем нет, поясняя дефицит требованиями Минэнерго по росту производства зимнего дизтоплива и увеличением закупок Минобороны.

Дмитрий Леус, Председатель Совета директоров ОАО Банк "Западный"

Россия является одним из мировых лидеров по экспорту нефти, поэтому сложившаяся ситуация с нехваткой керосина не может быть связана с дефицитом сырья. Очевидная причина одна – нежелание нефтяных компаний продавать внутри страны авиатопливо по ценам, не позволяющим им извлекать такую же прибыль, как при экспорте продукта. Как следствие - сокращение объемов продаж керосина на биржевом рынке. В такой ситуации вполне можно ожидать роста цен на топливо, которое, безусловно, повлечет за собой и повышение цен на авиабилеты. Не исключаю также, что наряду с билетами могут подорожать и сервисные услуги аэропортов. Хочется надеяться, что резкого скачка цен не будет, иначе при российском территориальном размахе это болезненно скажется на многих наших согражданах. Впрочем, даже при ощутимом удорожании авиаперевозок спрос на них вряд ли сильно упадет.

Александр Шуркин, начальник управления корпоративного бизнеса Абсолют Банка

Мы не исключаем того, что недостаток керосина мог сложиться как по причине резкого сокращения производства керосина, так и по причине искусственного дефицита. Последний фактор более чем реален, в связи с тем, что конечные цены регулируются государством, и чтобы поднять маржинальность производства керосина, производители могли организовать недостачу авиационного топлива. Причем проблемы с авиатопливом наблюдаются только в отдельных аэропортах. Если подорожает керосин, то это скажется и на стоимости авиабилетов. Однако, на наш взгляд, пока преждевременно рассуждать о том, что цена авиаперелетов возрастет. Еще раз повторю – дефицит топлива есть в отдельно взятых аэропортах, и проблема эта, думаю, в скором времени будет решена.

Николай Солабуто, управляющий активами ФГ БКС

Дефицит авиатоплива сложился не только из-за резкого роста авиаперевозок, это скорее второстепенный фактор. Скорее всего, в данной ситуации речь идет о крупном краткосрочном перебое в поставках топлива, вызванном либо транспортно-логистическими проблемами, либо с тем, что несколько крупных НПЗ закрылись на профилактику. Еще один фактор, из-за которого мог возникнуть дефицит, заключается в том, что иностранные, главным образом, европейские перевозчики стараются заправиться топливом "под завязку" в России, так как здесь оно стоит дешевле. К сожалению, любой дефицит чего-либо, даже кратковременный, неизбежно провоцирует рост цен на этот товар. И чем дольше проблема будет сохраняться, тем существеннее могут вырасти цены. Даже если ситуация в ближайшие 1-2 недели исправится, не исключен рост цен на авиакеросин на 5-7%. На мой взгляд, государство вмешается в ситуацию, потому что риск нехватки авиатоплива в высокий сезон (куда включается весь сентябрь) велик и может вылиться в массу неприятностей для авиакомпаний и пассажиров. А властям такие коллапсы в предвыборный период весьма и весьма нежелательны. Что касается цен на авиабилеты, то многое как раз будет зависеть от действий государства и топливных компаний. Если сложности с поставками будут усугубляться, и цены на топливо начнут расти, нас определенно ждет рост стоимости авиабилетов до конца года, ведь керосин составляет около 25% от цены билета. Особенно быстрым может быть удорожание услуг у небольших и бюджетных авиаперевозчиков, так как у них нет возможности страховать свои риски на несколько месяцев вперед.

Верников Андрей, заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК "Церих Кэпитал Менеджмент"

Дефицит керосина связан с несколькими причинами, но главное это "ручное регулирование экономики" и отсутствие "лишних мощностей" на нефтеперегонных заводах. Несмотря на то, что частные нефтяные компании время от времени дают обещания премьеру строить нефтеперегонные заводы, за последние двадцать лет было построено всего два завода: Новошахтинский и Марийский НПЗ (оба с незначительной мощностью). Это очень странно для страны, которая занимает первое место по добыче нефти в мире. Например, ЛУКОЙЛ ранее планировал строительство крупного завода, но впоследствии решил реконструировать мощности действующих заводов в Волгограде и Перми. Понятно, что изношенные мощности НПЗ не дают возможности нефтяным компаниям проводить гибкую политику - где тонко там и рвется. Постоянно возникает дефицит того или иного топлива. Если НПЗ становится летом на профилактику, то это уже большая проблема так - как возникают перебои с топливом. Причина перебоев с поставки керосина в изношенности НПЗ. Накануне зимнего сезона нефтяники выполняют поручение Путина и заранее готовят зимнее дизельное топливо (в 2010 году был дефицит) для производства которого нужен авиакеросин. Понятно, что глобальная причина дефицита в том, что нефтяные компании опасаются вкладывать деньги в строительство нефтеперерабатывающих заводов, срок строительства которых превышает пять лет: "правила" игры на нефтяном рынке постоянно меняются. Не говоря уже о рисках, что прибыльный бизнес могут "забрать". Что качается авиабилетов, то топливная надбавка будет увеличиваться, но резкого роста стоимости не будет из-за окончания отпускного сезона и того, что проблема дефицита топлива носит московский характер - в других городах России дефицита нет и авиакомпании имеют возможности заправлять самолеты большим количеством топлива в других городах.

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент"

Основная проблема, как и раз и заключается в том, что вряд ли удастся установить виновника (-ов) дефицита абсолютно точно. Каждый из причастных к проблеме, или кого называли в СМИ причастным к исчезновению топлива, говорит о том, что он не виновен. Нефтяники говорят, что они производят топлива достаточно и не сокращали его поставки, Минобороны - что оно не делало большого заказа на авиационное топливо, Росрезерв - что его заказ на зимнее дизтопливо не мог столь серьёзно повлиять на перебои с поставками авиакеросина, РЖД - что оно поставляло топливо точно в срок и т.д. и т.п. Поэтому думаю, что виноватого найти не удастся. А если точнее, то виноваты практически все участники данной "драмы": каждый из них где-то что-то не доделал, упустил, также поступил другой, поэтому проблема нарастала как снежный ком, который спровоцировал сход лавины, но она, по счастью, оказалась не столь разрушительной. Наше извечное "авось" и расхлябанность, являются наиболее вероятными причинами приведшими к данной ситуации, но только надо помнить, что они не существуют не сами по себе, а в конкретных людях, и значит нужно меняться именно людям, чтобы не допустить повторения этой ситуации. Учитывая, что ситуация с ценами на авиакеросин после предыдущих повышений находится под пристальным вниманием властей, вряд ли нынешняя ситуация приведёт к росту цен, тем более, что "высокий туристический сезон" заканчивается. Тем не менее, ближе к концу года, когда вновь увеличатся перевозки людей на отдых, а также инфляция по итогам года и рост прочих издержек нефтяников, может привести к тому, что топливо подорожает, если не в конце этого года, так в начале следующего. Это, в свою очередь, может привести к росту цен на авиабилеты, но точный размер повышения пока назвать нельзя. Учитывая определённую инерцию, рост цен на авиабилеты, вероятнее всего, начнётся с нового года.

Алексей Матросов, руководитель аналитического отдела ГК Broco

Наиболее вероятная причина сложившегося дефицита топлива в аэропортах связана с закрытием НПЗ на реконструкцию, которая ранее была инициирована договоренностью по улучшению качества топлива. Так же большие мощности были отвлечены на выпуск зимнего дизтоплива для Росрезерва. Эти факторы вместе с ростом пассажиропотока привели к дефициту. Запасов топлива в московском авиационном узле осталось лишь на три дня вместо стандартных пяти-семи. По данным Росавиации, из 14 тыс. тонн авиакеросина на сентябрь местным ТЗК удалось законтрактовать лишь 6 тыс. тонн. В то же время крупнейшие российские авиакомпании "Аэрофлот" и "Трансаэро" уверяют, что у них проблем с керосином нет, ссылаясь на долгосрочные контракты с нефтяниками. Текущий дефицит уже привел к тому, что цены на авиатопливо в московском авиационном узле подорожали примерно на 10%. В случае, если Росрезерв не предоставит дополнительное топливо на рынок, цены продолжат расти в условиях текущего дефицита. На прошлой неделе на бирже к продаже было предложено всего 5 тыс. тонн керосина, тогда как спрос составил 270 тыс. тонн Текущий рост цен на топливо будет сказываться на ценах на авиабилеты, которые так же будут дорожать. Можно ожидать 5-10% рост цен на авиабилеты вследствие текущего роста цен на авиатопливо. Текущая ситуация с ростом издержек у авиакомпаний, вероятнее всего, приведет к росту цен билетов уже в сентябре.

Тимур Хайруллин, заместитель начальника аналитического отдела ИК "Грандис Капитал"

Напряженная ситуация на рынке керосина возникла еще во второй половине августа, когда традиционно наблюдается максимальный объем авиаперевозок. Спрос на авиакеросин также возрос из-за желания иностранных авиаперевозчиков заправляться в российских аэропортах по ценам ниже европейских. Но основной причиной текущего керосинового кризиса стало значительное сокращение продажи керосина на бирже. Скорее всего, такое сокращение поставок связано с приостановкой работы некоторых НПЗ, их частичной переориентацией на производство дизельного топлива и логистическими трудностями. В результате, часть российских потребителей столкнулись с невозможностью удовлетворить потребности даже по более высоким ценам. Как следствие цены на керосин достигли 28 тыс. рублей за тонну, что на треть выше уровня начала года. В ближайшее время, дефицит на рынке авиакеросина будет устранен за счет поставок из Росрезерва. Однако, повышения цен на авиатопливо и авиаперевозки вряд ли удастся избежать. Так, подорожание билетов вполне может составить 10%.

Подготовил Максим Логвинов

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net