Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Предвыборная гонка в Украине, за которой внимательно следили и в России, подошла к концу. 21 апреля во втором туре встретились действующий президент Украины Петр Порошенко и актер Владимир Зеленский, известный главной ролью в популярном телевизионном сериале «Слуга народа». Первое место со значительным отрывом занял Владимир Зеленский – по предварительным данным, он получил около 73% голосов. Петр Порошенко набрал около 25 голосов избирателей.

Бизнес

В практике экономической политики последних лет сложилась традиция, когда в начале весны РСПП – крупнейшее объединение работодателей и предпринимателей проводит «неделю российского бизнеса», завершающуюся съездом, на котором выступает Президент РФ. 14 марта это событие случилось в 10-й раз, оказавшись во многом не только значимым, но и знаковым.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Модернизация

09.09.2011 | Ростислав Туровский

Северный Кавказ: перспективы модернизационных процессов

Центр политических технологий (при реализации проекта использовались средства государственной поддержки, выделенные Институтом общественного проектирования в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08 мая 2010 года №300–рп) провел в январе-июне 2011 гг. исследование по теме «Современная эволюция политической системы на Северном Кавказе и перспективы модернизационных проектов». Исследование представляло собой политический и социологический анализ современной ситуации в шести республиках Северного Кавказа, проведенный по специально разработанной методике. В большинстве республик при этом были проведены полевые исследования.

В ходе анализа политической системы в республиках Северного Кавказа рассматривались такие ее составляющие, как автономия регионов от федерального центра, разделение исполнительной и законодательной власти, состояние местного самоуправления, развитие демократических процедур, консолидация властной элиты, структура партийной системы и эффективность власти. Конечной целью исследования было определение перспектив модернизационных процессов, несмотря на широко распространенный скепсис в этом отношении.

Нельзя говорить, что в каком-либо регионе Северного Кавказа существует высокий социальный, культурный и экономический потенциал для модернизации. Налицо различия между регионами по степени развития различных составляющих этого потенциала. Негативно с этой точки зрения можно охарактеризовать ситуацию в Ингушетии, от которой ненамного отличается в лучшую сторону Чечня. Сравнительно благоприятной для модернизации на общем фоне следует признать Северную Осетию. Из «мусульманских» регионов сравнительно более высоким является модернизационный потенциал Кабардино-Балкарии.

Говоря о перспективах политической модернизации, авторы исследования исходили из представления о том, что она предполагает: 1) распространение демократических процедур и рационализацию политического авторитета; 2) дифференциацию политических функций, деконцентрацию политической власти; 3) повышение политической активности социальных групп с развитием многопартийности и проведением конкурентных выборов.

Исследование позволило выявить особенности социальной среды и политического режима на Северном Кавказе, для которых характерны авторитаризм, низкое качество управления и профессиональной подготовки властной элиты, повышенное влияние межэтнических и клановых субэтнических взаимоотношений, существенное значение исламской религии и ее внутренних противоречий. Эти особенности ограничивают формирование более устойчивой и современной политической и партийной системы, снижают вероятность успешной политической модернизации. С другой стороны, было бы неверным рассматривать Северный Кавказ, как уникальный регион, требующий всегда особых подходов или, тем более, не способный к модернизации в принципе. Республики Северного Кавказ, нельзя назвать классическим традиционным обществом, по образу и подобию обществ во многих азиатских странах. Политические процессы на Северном Кавказе представляют собой крайние и запущенные формы аналогичных процессов, протекающих в других регионах России. Доминирование элит, жесткое управление политической сферой, манипуляции с партиями, семейственность во власти и бизнесе, снижение общественной активности и деполитизация общества, коррупция, ухудшение качества образования и профессиональной подготовки, все это не является уникальной спецификой Северного Кавказа. По этой причине было бы ошибочным отрицать возможности встраивания Северного Кавказа в общероссийский модернизационный процесс и тем более – поощрять там традиционализм, как иллюзорную основу социальной стабильности.

При всех ограничениях, связанных с воспроизводством на Северной Кавказе элементов традиционного аграрного общества и его реисламизацией, возможности и очаги для модернизации существуют. Главнейший вопрос состоит в том, что только федеральный центр может стать инициатором модернизационных процессов, для чего требуется политическая воля и последовательность в его политике. Пока политика центра слишком часто стимулировала обратные процессы, исходя из задачи обеспечения лояльности местного общества и его элиты, а не переустройства существующих порядков. Особый подход к Северному Кавказу, с нашей точки зрения, – это не политика льгот и заигрывания с местными кланами, а политика особых требований к региональной власти и другим политическим субъектам, зачастую – более высоких, чем в отношении других регионов.

Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться здесь

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В 2010 году, когда Instagram только появился, никто не осознавал важности личного бренда в онлайне. Вскоре блогинг стал профессией, сразившей наповал весь медиа-мир, и переизбыток селебрити наводил на мысль, что разделить лавры с миллионниками невозможно. Хорошие новости: дивам с легионами малолетних подписчиц придется подвинуться, ведь на рынок выходят нано-инфлюенсеры.

Эта страна, расположенная на северо-западе Южной Америки, славится божественными орхидеями, которые поставляются во многие уголки планеты. Но она известна и тем, что на протяжении длительного времени в стране шла кровавая гражданская война, унесшая жизни миллионов людей. Тем не менее, сохранилась приверженность демократическим институтам. В этом ее специфика.

Продолжая цикл о способах передачи власти в латиноамериканских странах, остановимся на Чили. Длительное время в стране доминировал авторитарный режим генерала Аугусто Пиночета, пришедшего к власти посредством военного переворота в сентябре 1973 года. Сразу же начались репрессии против активистов политических партий. Их подвергали пыткам, держали на стадионе в Сантьяго, превращенном в концентрационный лагерь. Людей пачками высылали за границу.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net