Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Модернизация

09.09.2011 | Ростислав Туровский

Северный Кавказ: перспективы модернизационных процессов

Центр политических технологий (при реализации проекта использовались средства государственной поддержки, выделенные Институтом общественного проектирования в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08 мая 2010 года №300–рп) провел в январе-июне 2011 гг. исследование по теме «Современная эволюция политической системы на Северном Кавказе и перспективы модернизационных проектов». Исследование представляло собой политический и социологический анализ современной ситуации в шести республиках Северного Кавказа, проведенный по специально разработанной методике. В большинстве республик при этом были проведены полевые исследования.

В ходе анализа политической системы в республиках Северного Кавказа рассматривались такие ее составляющие, как автономия регионов от федерального центра, разделение исполнительной и законодательной власти, состояние местного самоуправления, развитие демократических процедур, консолидация властной элиты, структура партийной системы и эффективность власти. Конечной целью исследования было определение перспектив модернизационных процессов, несмотря на широко распространенный скепсис в этом отношении.

Нельзя говорить, что в каком-либо регионе Северного Кавказа существует высокий социальный, культурный и экономический потенциал для модернизации. Налицо различия между регионами по степени развития различных составляющих этого потенциала. Негативно с этой точки зрения можно охарактеризовать ситуацию в Ингушетии, от которой ненамного отличается в лучшую сторону Чечня. Сравнительно благоприятной для модернизации на общем фоне следует признать Северную Осетию. Из «мусульманских» регионов сравнительно более высоким является модернизационный потенциал Кабардино-Балкарии.

Говоря о перспективах политической модернизации, авторы исследования исходили из представления о том, что она предполагает: 1) распространение демократических процедур и рационализацию политического авторитета; 2) дифференциацию политических функций, деконцентрацию политической власти; 3) повышение политической активности социальных групп с развитием многопартийности и проведением конкурентных выборов.

Исследование позволило выявить особенности социальной среды и политического режима на Северном Кавказе, для которых характерны авторитаризм, низкое качество управления и профессиональной подготовки властной элиты, повышенное влияние межэтнических и клановых субэтнических взаимоотношений, существенное значение исламской религии и ее внутренних противоречий. Эти особенности ограничивают формирование более устойчивой и современной политической и партийной системы, снижают вероятность успешной политической модернизации. С другой стороны, было бы неверным рассматривать Северный Кавказ, как уникальный регион, требующий всегда особых подходов или, тем более, не способный к модернизации в принципе. Республики Северного Кавказ, нельзя назвать классическим традиционным обществом, по образу и подобию обществ во многих азиатских странах. Политические процессы на Северном Кавказе представляют собой крайние и запущенные формы аналогичных процессов, протекающих в других регионах России. Доминирование элит, жесткое управление политической сферой, манипуляции с партиями, семейственность во власти и бизнесе, снижение общественной активности и деполитизация общества, коррупция, ухудшение качества образования и профессиональной подготовки, все это не является уникальной спецификой Северного Кавказа. По этой причине было бы ошибочным отрицать возможности встраивания Северного Кавказа в общероссийский модернизационный процесс и тем более – поощрять там традиционализм, как иллюзорную основу социальной стабильности.

При всех ограничениях, связанных с воспроизводством на Северной Кавказе элементов традиционного аграрного общества и его реисламизацией, возможности и очаги для модернизации существуют. Главнейший вопрос состоит в том, что только федеральный центр может стать инициатором модернизационных процессов, для чего требуется политическая воля и последовательность в его политике. Пока политика центра слишком часто стимулировала обратные процессы, исходя из задачи обеспечения лояльности местного общества и его элиты, а не переустройства существующих порядков. Особый подход к Северному Кавказу, с нашей точки зрения, – это не политика льгот и заигрывания с местными кланами, а политика особых требований к региональной власти и другим политическим субъектам, зачастую – более высоких, чем в отношении других регионов.

Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться здесь

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net