Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Модернизация

09.09.2011 | Ростислав Туровский

Северный Кавказ: перспективы модернизационных процессов

Центр политических технологий (при реализации проекта использовались средства государственной поддержки, выделенные Институтом общественного проектирования в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08 мая 2010 года №300–рп) провел в январе-июне 2011 гг. исследование по теме «Современная эволюция политической системы на Северном Кавказе и перспективы модернизационных проектов». Исследование представляло собой политический и социологический анализ современной ситуации в шести республиках Северного Кавказа, проведенный по специально разработанной методике. В большинстве республик при этом были проведены полевые исследования.

В ходе анализа политической системы в республиках Северного Кавказа рассматривались такие ее составляющие, как автономия регионов от федерального центра, разделение исполнительной и законодательной власти, состояние местного самоуправления, развитие демократических процедур, консолидация властной элиты, структура партийной системы и эффективность власти. Конечной целью исследования было определение перспектив модернизационных процессов, несмотря на широко распространенный скепсис в этом отношении.

Нельзя говорить, что в каком-либо регионе Северного Кавказа существует высокий социальный, культурный и экономический потенциал для модернизации. Налицо различия между регионами по степени развития различных составляющих этого потенциала. Негативно с этой точки зрения можно охарактеризовать ситуацию в Ингушетии, от которой ненамного отличается в лучшую сторону Чечня. Сравнительно благоприятной для модернизации на общем фоне следует признать Северную Осетию. Из «мусульманских» регионов сравнительно более высоким является модернизационный потенциал Кабардино-Балкарии.

Говоря о перспективах политической модернизации, авторы исследования исходили из представления о том, что она предполагает: 1) распространение демократических процедур и рационализацию политического авторитета; 2) дифференциацию политических функций, деконцентрацию политической власти; 3) повышение политической активности социальных групп с развитием многопартийности и проведением конкурентных выборов.

Исследование позволило выявить особенности социальной среды и политического режима на Северном Кавказе, для которых характерны авторитаризм, низкое качество управления и профессиональной подготовки властной элиты, повышенное влияние межэтнических и клановых субэтнических взаимоотношений, существенное значение исламской религии и ее внутренних противоречий. Эти особенности ограничивают формирование более устойчивой и современной политической и партийной системы, снижают вероятность успешной политической модернизации. С другой стороны, было бы неверным рассматривать Северный Кавказ, как уникальный регион, требующий всегда особых подходов или, тем более, не способный к модернизации в принципе. Республики Северного Кавказ, нельзя назвать классическим традиционным обществом, по образу и подобию обществ во многих азиатских странах. Политические процессы на Северном Кавказе представляют собой крайние и запущенные формы аналогичных процессов, протекающих в других регионах России. Доминирование элит, жесткое управление политической сферой, манипуляции с партиями, семейственность во власти и бизнесе, снижение общественной активности и деполитизация общества, коррупция, ухудшение качества образования и профессиональной подготовки, все это не является уникальной спецификой Северного Кавказа. По этой причине было бы ошибочным отрицать возможности встраивания Северного Кавказа в общероссийский модернизационный процесс и тем более – поощрять там традиционализм, как иллюзорную основу социальной стабильности.

При всех ограничениях, связанных с воспроизводством на Северной Кавказе элементов традиционного аграрного общества и его реисламизацией, возможности и очаги для модернизации существуют. Главнейший вопрос состоит в том, что только федеральный центр может стать инициатором модернизационных процессов, для чего требуется политическая воля и последовательность в его политике. Пока политика центра слишком часто стимулировала обратные процессы, исходя из задачи обеспечения лояльности местного общества и его элиты, а не переустройства существующих порядков. Особый подход к Северному Кавказу, с нашей точки зрения, – это не политика льгот и заигрывания с местными кланами, а политика особых требований к региональной власти и другим политическим субъектам, зачастую – более высоких, чем в отношении других регионов.

Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться здесь

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net