Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

12.09.2011 | Марина Войтенко

Бюджетная политика — форма и содержание

После августовского глубокого срыва сентябрьские показатели мировых финансовых рынков кажутся не такими пессимистичными. Однако нужно иметь в виду, что первый месяц осени означает для большинства инвесторов конец финансового года. То есть, появилась насущная необходимость отыграть августовское падение хотя бы частично. Оценки перспектив глобальной экономики, между тем, далеко не радужные, причем как у международных институтов, так и у известных экономистов.

На минувшей неделе Организация экономического сотрудничества и развития объявила о том, что квартальные темпы роста стран G 7 к концу текущего года сократятся до 0,2%, а в некоторых усиливаются риски рецессии. Так, в Италии спад может быть зафиксирован уже в третьем квартале (0,1%), в Германии — в четвертом (1,4%). Понизил свой прогноз роста ВВП Еврозоны и ЕЦБ: на текущий год с 1,5-2,3% до 1,4-1,8%, на 2012-й — с 1,7% до 1,3%. США, согласно прогнозу ОЭСР, грозит замедление темпов роста с 1,1% в текущем квартале до 0,4% в следующем (согласно предыдущим расчетам — 2,9% и 3% соответственно). Наличие «риска остановки» в реальном секторе подтверждает и ФРС.

Серьезную проблему для мировой экономики может представлять резкое торможение китайской экономики, отягощенной огромным объемом «плохих кредитов» и значительным количеством простаивающих мощностей, появившихся в результате чрезмерных инвестиций в основной капитал. Многие международные эксперты еще в начале года говорили о неизбежности «срыва» после 2013 года. И вот на минувшей неделе агентство Fitch заявило о возможности снижения кредитного рейтинга КНР в национальной валюте в течение ближайших двух лет.

Комментарии экспертов по поводу перспектив глобальной экономики становятся все более пессимистичными, все чаще говорят о грядущей второй волне кризиса. Лауреат Нобелевской премии в области экономики (2008 года), профессор Принстонского университета Пол Кругман в интервью газете «Коммерсантъ» подчеркнул, что «никакого восстановления после кризиса 2008 года на самом деле нет». Более того, его новая волна — «это вопрос нескольких недель или даже дней», - заявил Кругман в ходе третьего Мирового политического форума в Ярославле.

На этом фоне опасения предсказавшего кризис-2008 профессора Нью-Йоркского университета Нуриэля Рубини по поводу более быстрого приближения «идеального шторма» выглядят не такими алармистскими, хотя и не менее весомыми. «… Слабость экономики США, Еврозоны и Великобритании набирает обороты. Это зависит от того, какие средства экономической политики будут применяться», - цитирует экономиста агентство Bloomberg. По его мнению, есть 60-процентная (еще в середине июня речь шла о 30%) вероятность, что наиболее развитые экономики впадут в рецессию, в то время как власти уже исчерпывают варианты оказания чрезвычайной поддержки экономике. Свидетельство тому — все усложняющиеся процессы принятия регулятивных решений по всему миру.

Еще в августе Федеральная резервная система США планировала удерживать краткосрочные процентные ставки около нулевого уровня до середины 2013 года, чтобы смягчить условия кредитования. Однако уже 8 сентября глава ФРС Бен Бернанке не гарантировал каких-либо конкретных действий, заявив лишь о том, что центральный банк имеет «ряд инструментов, которые могут быть использованы для дополнительного денежно-кредитного стимулирования». В своих комментариях в Миннесоте Бен Бернанке фактически использовал те же самые формулировки, что и в выступлении в Джексон-Хоул 26 августа, оставив открытым «окно возможностей» для дальнейшего стимулирования, но не гарантировав его. Возможно, какой-то намек на конкретику появится после заседания Комитета по операциям на открытом рынке, которое намечено на 20-21 сентября. Однако уже сейчас глава ФРС просигнализировал о том, что в основном реализация экономической политики, способной помочь росту в долгосрочной перспективе, зависит от правительства.

Новации не заставили себя ждать. В тот же день Президент Соединенных Штатов Барак Обама представил конгрессу свой план по борьбе с безработицей и стимулированию экономики общим объемом $447 млрд. Он предусматривает сокращение налоговой нагрузки на малый бизнес ($65 млрд.), с тем, чтобы он мог совершенствовать производство, повышать зарплаты и нанимать новый персонал; выделение $35 млрд. на помощь властям штатов и городов с тем, чтобы в них не проводились сокращения полицейских, пожарных и учителей; создание дополнительных рабочих мест за счет масштабного строительства и ремонта дорог, железнодорожных путей, каналов и аэропортов и социальных объектов, включая больницы и школы. Предполагается также продление на 2012 год выплат пособий по безработице из специального правительственного страхового фонда ($49 млрд.) и льгот по налогам на зарплату ($115 млрд.), а также рефинансирование ипотечных кредитов по ставке в 4%.

Европа в своей денежно-кредитной тактике демонстрирует схожие со Штатами тенденции. В минувший четверг после заседания ЕЦБ, в результате которого ключевая процентная ставка осталась на уровне 1,5%, его глава Жан-Клод Трише дал понять, что центральный банк переходит к выжидательной позиции после повышения ставок в апреле и июле.

Векторы бюджетной политики, судя по всему, по обе стороны Атлантики тоже совпадают. Президент США не стал вдаваться в детали, откуда он возьмет средства на реализацию своих предложений в нынешних условиях жесткой экономии. Но пообещал примерно через неделю представить новый или, как он его охарактеризовал, «более амбициозный» план уменьшения гигантского бюджетного дефицита, который «не только позволит покрыть расходы на претворение в жизнь законопроекта по рабочим местам, но и стабилизировать ситуацию с нашими [суверенными] долгами в долгосрочной перспективе».

Европа тоже идет по пути бюджетной консолидации. Так, на минувшей неделе итальянский парламент принял пакет мер, предусматривающих бюджетную экономию, включающую к 2013 году сокращение расходов на общую сумму в 54 миллиарда евро, а правительство одобрило поправки в законодательство, предполагающие закрепление в конституции Италии обязанностей властей осуществлять поддержку баланса государственного бюджета. 7 сентября верхняя палата парламента Испании одобрила проект конституционной реформы, который подразумевает включение в текст конституции размер бюджетного дефицита, с 2020 года максимально допустимый на уровне 0,4% ВВП. При этом, власти страны планируют завершить реформу осенью текущего года. Ранее аналогичные меры утвердила Германия, правительство которой решилось с 2016 года ограничить бюджетный дефицит на планке в 0,35% ВВП.

Отличительная черта планируемых методов пополнения бюджетных доходов по обе стороны Атлантики — намерения увеличить фискальную нагрузку на богатых, при этом максимально используя возможности по поддержке среднего класса. Такие предложения звучат и со стороны властей, и крупного бизнеса. В США финансовый гуру Уоррен Баффет предлагает «взять под прицел» (повысить налоги) для тех, кто получает более $1 млн. в год, и «быть жестким» (еще больше повысить налоги) с теми, кто зарабатывает больше $10 млн. в год1 . При этом уже в текущем году действует мера по уменьшению подоходного налога (с 6,2% до 4,2%) на зарплаты менее $106,8 тыс. (около 277 тыс. рублей в месяц), а план Барака Обамы по стимулированию экономики предлагает ее продление на 2012 год. Во Франции (и вообще в Европе2 ) речь идет о пороге повышенного налогообложения в 1 млн. евро в год. Конечно, меры по сильному увеличению фискальной нагрузки вряд ли окажутся универсальным инструментом для обеспечения быстрого выхода из глобального кризиса, но выбор в пользу качества жизни среднего класса — гаранта стабильности государства в большинстве ведущих экономик уже, похоже, сделан.

В России бюджетная ситуация смотрится заметно благополучнее. 7 сентября на заседании Президиума Правительства РФ вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин заявил, что дополнительные доходы бюджета до конца года составят 704 млрд. рублей3 . Это означает — нулевой дефицит федерального бюджета-2011 становится реальностью в «шаговой доступности». Доходов и расходов будет поровну, примерно по 11 трлн. рублей. Из доходов 202 млрд. связаны с изменением прогноза цен на нефть — с $93 до $100 за баррель Urals, 502 млрд. рублей — ненефтегазовые доходы, из которых половина приходится на долю улучшения администрирования и собираемости НДС.

Если вспомнить, что дефицит-2011 первоначально планировался с 3,6% ВВП (затем, правда, ожидания были понижены до 1,0-1,5% ВВП), выход по итогам года в ноль — это, конечно, серьезный качественный сдвиг. Его последствия уже вполне ощутимы в пересмотре бюджетных проектировок-2012. По словам замглавы Минфина Татьяны Нестеренко, новая прогнозная цена на нефть увеличила доходы бюджета-2012 на 1,2 трлн. рублей до 11,8 трлн. рублей. Расходы выросли меньше — на 472 млрд. рублей, дефицит же «похудел» более чем вдвое — до 1,5% ВВП4 . Прямое следствие этих корректировок — отказ Минфина от существенной части секвестра дополнительных расходных запросов. Еще в начале лета на Ильинке объем избыточных электоральных обещаний оценивался более чем в 700 млрд. рублей. Теперь компромисс, судя по всему, найден, и все поручения Президента РФ и председателя Правительства РФ будут выполнены, за «бортом» же окажутся предложения и заявки министерств на 150-180 млрд. рублей.

Казалось бы, сплошной позитив, налогово-бюджетная консолидация (о которой правительства многих стран могут только мечтать) в разгаре, а сбалансированность бюджета будет достигнута к назначенному 2015 году, если не раньше. Заметные сдвиги просматриваются и в бюджетах регионов5 .

Эксперты, тем не менее, уверены: расходная свобода сегодня обернется повышенной сдержанностью уже в 2012 году сразу после президентских выборов. И, если экономике вдруг потребуется бюджетное стимулирование, то источников просто не будет (монотонное повышение цены на нефть, заложенное в прогнозы, может и не состояться). Косвенным свидетельством справедливости этих предположений является принятая правительством на минувшей неделе стратегия инновационного развития до 2020 года. Цена вопроса — 15.6 трлн. рублей. Бюджетные же расходы, непосредственно вытекающие из этого документа, в 2012 году составят около 40 млрд. рублей, в 2013-м — около 50 млрд. рублей.

Иными словами, оборотной стороной бюджетной сбалансированности оказывается торможение перехода к новой модели развития и необходимых для этого структурных реформ. Любое же их ускорение наотмашь бьет по консолидации финансов. Можно всегда сказать, что этот парадокс присущ не реальной экономической жизни, а произвольным «абстракциям» финансового планирования. Доказательством тому, что на деле все ровно наоборот, является многострадальная судьба «снижения» страховых платежей. На выходе из дискуссии имеем по сути противоположный результат, когда вместо ослабления фискального бремени имеем его повышение. По расчетам руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, сейчас при действующей ставке в 34% работодатель за год с зарплаты в 100 тысяч рублей должен заплатить 174 тыс. рублей. При новой схеме (вместе с «хвостом» в 10%) уже 223 тыс. рублей. Эффективная ставка возрастет более чем на четверть.

Правда, есть выигрыш у малого бизнеса: помимо базовой ставки в 20% для всех «малышей», для неторговых и нефинансовых предприятий Минфин обещает освобождение от допставки страховых взносов с высоких зарплат. Для инновационных и высокотехнологичных компаний со значительной долей заработной платы в цене продукции подспорье немалое. Для всех остальных — дополнительная головная боль и пожелания терпения на ближайшие два года, пока правительство не придумает, что делать с существующей пенсионной системой. Напомним, что «снижение» страховых взносов долгое время преподносилось государством как пункт «number one» в пакете мер, направленных на улучшение инвестиционного климата. Вопрос же о том, как обеспечить растущее социально-государственное многообразие6 без инвестиций, по-прежнему числится по кафедре риторики.

По мнению экспертов ИНСОРа, «сага» о страховых платежах наглядно показывает плутание правительства в трех соснах: отсутствия «дорожной карты» структурной реформы пенсионной системы, неготовности на деле перейти к повышению эффективности госрасходов, дестимулирования и демотивации среднего класса. Последнее особо удручает, поскольку дополнительные обременения на все зарплаты свыше 60 тыс. рублей в месяц по сути блокируют дальнейшее его развитие, а тем самым и укрепление социальной основы рыночной экономики и политической стабильности7 .

Как видим, бюджетная консолидация сама по себе может быть внешним обликом разных экономических реальностей, двигающихся по различным векторам. Это — как температура воздуха 16-18 градусов при легком грибном дожде сквозь солнце. Равным образом может соответствовать как майской погоде на переломе к лету, так и «Indean summer», на смену которому спешат заморозки и затяжные осадки неотвратимо предстоящего предзимья. Выбор климатического режима в этих условиях — задача актуальная для властей во всех странах, являющихся главными участницами глобальной экономики. Для России он столь же непрост, сколь и безальтернативен: переход к новой экономической модели и новой социальной политике. Иначе успехи в деле достижения бюджетной сбалансированности просто-напросто перейдут в свою противоположность.



1. По данным The New York Times, движение «Миллионеры за высокие налоги» объединило уже 150 состоятельных американцев.
2. Во Франции 16 генеральных директоров и собственников ведущих компаний (Danone, Société Générale, L'Oreal, Total, Air France-KLM, Peugeot-Citroen и т.д.) опубликовали в журнале Le Nouvel Observateur петицию, в которой просят французское правительство брать с них больше налогов для решения финансовых проблем страны в кризис. Богатые французы в качестве еще одной практической меры предлагают создать «специальный фонд пожертвований». В Германии аналогичное движение под названием «Богатые за налог на капитал» объединило 50 состоятельных немцев. По их подсчётам, в случае введения дополнительного 5-процентного налога для людей с состоянием более 500 тыс. евро в год страна может получить за два года около 80 млрд евро.
3. В январе-августе 2011 года доходы бюджета исполнены на 7,2 трлн. рублей (70% к годовому объему), расходы — на 6,5 трлн. рублей (60% к утвержденному плану). Профицит составил 760 млрд. рублей (в январе-июле — 722 млрд. рублей).
4. Снизились и расчеты средней цены нефти, при которой бюджет мог бы быть сбалансированным — теперь это $116,2 за баррель против $124,6, рассчитанных Минфином в июле.
5. Например, правительство Москвы ставит задачу снизить дефицит городского бюджета в 2012 году до 0,1% с текущих 4,8% ВВП. При этом 50% доходов бюджета планируется получить от продажи непрофильных активов, в том числе почти 74 млрд. рублей от продажи нежилой недвижимости и земельных участков. Выход на бездефицитный бюджет планируется в 2016 году.
6. Одна из основных тем Ярославского политического форума.
7. В СМИ активно пишут о двух других «засадах» для среднего класса. Одна из них — новый налог на недвижимость, в проектируемой конструкции которого остается много «белых пятен» (в том числе очевидный рост затрат на новое жилищное строительство). Другая — предполагаемая с 1 января 2014 года отмена единого налога на вмененный доход, которая может ощутимо затормозить развитие малого бизнеса.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net