Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Выборы 10 сентября 2017 года не продемонстрировали каких-либо однозначных и однонаправленных тенденций в развитии электорального процесса. Напротив, существенно выросло влияние местных условий на итоги голосования. И, судя по всему, отсутствие каких-либо жестких установок центра в отношении того или иного сценария проведения выборов (по крайней мере, ход кампании и ее итоги не позволяют утверждать об их наличии) привело к заметному «разбеганию» этих сценариев в регионах.

Бизнес, несмотря ни на что

Под прицелом санкционной политики стран Евросоюза и США в отношении России оказался, в частности, топливно-энергетический комплекс, зависимый от передовых технологий нефте- и газодобычи, доступ к которым Запад ограничил. Но насколько значимым, по прошествии трех лет, оказалось воздействие, в частности – в Арктическом регионе, где подобные технологии имеют особенно большое значение?

Интервью

16 ноября в Ельцин Центре известный политолог, первый вице-президент фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин прочитает лекцию «Корпоративные пантеоны героев современной России» и ответит на вопрос: какие исторические персонажи являются героями для современных российских государственных ведомств, субъектов Федерации и профессиональных сообществ?

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Модернизация

14.09.2011 | Игорь Бунин

Борьба с коррупцией: как из застойного общества перейти в мобилизационное

Прежде чем начать рассуждать предметно о борьбе с коррупцией, мне бы хотелось сделать предисловие на тему глубинных социально-психологических установок российского общества, сложившихся исторически и оказывающих влияние на гражданское поведение. Перспективы развития российского государства, в общем, и борьба с коррупцией, в частности, совершенно точно зависят от состояния, в котором находится общество. В интересной книге «Русская модель управления» Александра Прохорова приводится две очень важные цитаты. Первая – «Русский – это человек двустороннего действия: он может жить и так и обратно и в обоих случаях остается цел» (А. Платонов «Чевенгур»). Вторая из Лескова – «Мы русские, как кошки, - куда нас ни брось, нигде мордой в грязь не ударим, а прямо на лапки станем, - где что уместно, так себя и покажем: умирать – так умирать, красть – так красть». Идея высказываний довольно проста – русские (возьмем расширительную категорию – россияне) имеют высокий уровень гибкости. Это качество является важнейшей особенностью, играющей разную роль в зависимости от типа управления обществом.

Исторически Россия пребывает в двух состояниях – стабильность (чаще всего называется застоем) и нестабильность (послереволюционное, послешоковое развитие), когда страна быстро и ценой серьезных потерь восстанавливается. В стабильном состоянии система управления обществом и само население нацелены на консервацию существующего положения вещей. Любые усилия, потраченные ресурсы будут инструментом обогащения управленческого класса (высшая государственная элита, чиновники). Когда же система переходит в нестабильный режим работы – все звенья управления и общество мобилизуются, стремясь продемонстрировать результативность для того, чтобы достигнуть равновесия, обрести статус-кво. В этой ситуации в российской практике создается «конкуренция администраторов» - высокий уровень конкуренции, создаваемый жесткими насильственными действиями правителей в целях получения результата за короткие сроки. Например, если отряд во время войны не взял высоту, отступил назад, то он подвергается расстрелу. Это, в свою очередь, оказывает сильнейшее психологическое воздействие на других офицеров и солдат, которые во имя сохранения жизни будут демонстрировать сверхрезультаты, прикладывать сверхсилы. Такая практика, широко использовалась в Советском Союзе в сталинский период: во время войны - это были заградительные отряды, в концлагерях – система «последний по бараку». Однако такая «конкуренция администраторов» недолговечна в связи с колоссальными человеческими жертвами. При достижении результатов начинается период стабильности-застоя.

Какое отношение это имеет к существующему положению вещей в России, не трудно догадаться. Сегодня наше общество и государство находится в состоянии застоя: затраченные ресурсы, государственное финансирование является инструментом обогащения управленческого класса. Общество апатично и не испытывает интереса или, еще хуже, потеряло веру в действенность политики. Антикоррупционная борьба сегодня не приносит должных результатов, собственно говоря, и не может их принести, потому что проводится в стиле известного высказывания Ивана Грозного «Судите праведно, дабы наши виноватыми не оказались». В России прекрасная статистика, тысячи уголовных дел, но попадаются преимущественно глупо и грубо берущие. В августе в Москве задержан глава управы «Гольяново» Вербицкий. Он обвиняется в хищении денег, выделенных ветеранам на майские праздники. Кроме того, его обвиняют в получении взятки в виде новой «Тойоты». Для того, чтобы грубо обворовывать ветеранов и брать взятку натурой (хорошо хоть не борзыми щенками) нужны особые таланты.

Иногда возбуждаются уголовные дела против более статусных людей (например, бывший тульский губернатор Дудка), но это исключения. Масса «интернетчиков» видела, как берет с помощью пинцета взятку человек, похожий на архангельского губернатора Киселева. В результате бывший губернатор через некоторое время спокойно покинул свой пост и его даже продвигали в Совет Федерации. Рафинированная масштабная коррупция - главная опасность для страны. Она снижает инвестиционную привлекательность России, увеличивает транзакционные издержки, наносит моральный ущерб власти.И, руководствуясь логикой исторического развития, России вновь нужна будет шоковая встряска для того, чтобы использовать мобилизационные механизмы достижения результатов. Для российского государства и общества очередные жертвы и потери, безусловно, не нужны. Тогда как, учитывая российскую специфику, бороться с коррупцией?

Необходимы комплексные системные усилия в борьбе с коррупцией. Первое - универсалистский подход по сингапурскому образцу. Принцип борьбы с коррупцией должен распространяться на всех чиновников без исключения. Второе - приоритет борьбе с крупными коррупционерами. Третье - изменения в законодательстве, а именно, ратификация пункта 20-го Конвенции ООН против коррупции, предусматривающей понятие «незаконное обогащение», то есть «значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать», введение декларации расходов для чиновников, отмена необходимости доказывать, что взяточник действительно имел возможность оказать требуемую услугу. А то многие коррупционеры отделываются условными сроками, будучи осужденными за мошенничество. Известен пример того, как дочь декана факультета государственного управления МГУ Полина Сурина была задержана по обвинению в получение взятки в 35 тысяч евро. Обвинение требовало приговорить ее к 5 годам реального лишения свободы. Результат - признана виновной в мошенничестве и приговорена к 3 годам условно. Отец освобожден от должности в связи с истечением срока избрания на нее. Четвертое - все эти мероприятия, свойственные как авторитарным, так и демократическим моделям, должны быть дополнены «современными» решениями - такими как расширение возможностей гражданского общества и СМИ, политическая конкуренция. Без жестких мер, которые может проводить только сильное и эффективное государство, демократические правила игры не способны привести к снижению коррупции (пример Украины). Но во взаимосвязи они могут дать необходимый результат. Пятое - чисто технологически для борьбы с коррупцией в правоохранительных органах необходимо создание организации по борьбе с коррупцией, в которую будут входить авторитетные персоны, вызывающие доверие у общества и не вписанные в систему межэлитных отношений и взаимосвязей. При этом члены этой организации должны иметь высокий заработок, работая на государственной службе, и любые подозрения в их коррумпированность при исполнении обязанностей должны немедленно приводить к их увольнению и последующему расследованию. Подобная организация будет не просто заниматься экспертизой коррупционных практик, а, прежде всего, предавать их огласке после получения очевидных и ясных обществу доказательств. После чего в судебном порядке должно следовать наказание без каких-либо «но». Подобный опыт использовался при успешном реформировании правоохранительных органов в Грузии, Молдавии, Эстонии и т.д.

При этом борьба с коррупцией невозможна без общественной поддержки, которая должна быть связана с конкретными вызовами. Как в Италии, где убийство следователя Джованни Фальконе и его жены в 1992 году переполнило чашу терпения общества. Мы только в последнее время пережили Кущевку и дело прокуроров Подмосковья, эффект от которых ушел в песок. Но это далеко не последние подобные дела — когда-нибудь количество перейдет в качество. Вопрос - когда и каково будет к тому времени доверие общества к власти.

Игорь Бунин – президент Центра политических технологий

Выступление на расширенном заседании Общественного совета при Министерстве юстиции Российской Федерации 13 сентября 2011 года

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Прошел год с того дня, как Дональд Трамп одержал во многом неожиданную победу на президентских выборах в США. Срок достаточный для первых оценок и несмелых прогнозов, хотя на этой точке вопросов он перед Америкой поставил куда больше, чем дал ответов. Как же оценить итоги работы за год – с момента победы и почти десять месяцев – с момента вступления в должность?

Центр политических технологий провел третье исследование эффективности работы депутатов Госдумы в российских регионах. В рамках этого исследования нами была изучена работа депутатов в период с июля по сентябрь 2017 г. Акцент в исследовании, как и прежде, сделан на работе депутатов в регионах или на той деятельности депутатов в центре, которая приносит пользу регионам.

Когда Алексей Дюмин в начале прошлого года стал и.о. губернатора Тульской области, его сразу же стали воспринимать в публичном пространстве как возможного преемника Владимира Путина. С тех пор прошло почти два года, но слухов по этому поводу не становится меньше. Хотя вопрос о преемничестве выглядит непростым – представляется, что спешить с оценками не стоит.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net