Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

14.07.2005 | Николай Пахомов

СОРОК ЛЕТ БЕЗ ПРАВА НА РЕФОРМУ

Ежегодный саммит восьми наиболее могущественных стран мира завершён. Бесспорно, принятые на нём решения определят международную повестку дня на ближайший год. Однако сегодня даже столь сильным державам, руководители которых встретились на прошлой неделе в Глениглсе, необходимо строить свою внешнюю политику, ориентируясь на мнение других государств мира. Подлинное сотрудничество, способное решить новые проблемы, с которыми столкнулось человечество, необходимо организовывать в рамках всеобщих международных структур. Прежде всего ООН, стоящей сейчас перед непростой задачей реформирования. Посмотрим, какие изменения планируются внутри Организации Объединённых Наций и каковы перспективы их реализации.

Вскоре после окончания "холодной войны" на конференции неприсоединившихся государств в 1992 году в Джакарте страны третьего мира в полный голос потребовали реформы ООН. Главным источником неудовлетворённости и объектом для критики лидеров как развитых, так и развивающихся стран был в течение последних почти полутора десятилетий Совет безопасности, последнее и единственное увеличение числа участников которого произошло аж в 1965 году. Тогда по итогам так называемой "второй волны демократизации" и крушения колониальных империй в мире резко выросло количество независимых государств, и в состав органа, задачей которого является поддержание миропорядка на планете, были включены четыре участника на правах непостоянных членов.

К 1997 году специальная комиссия, сформированная четырьмя годами ранее, выработала план, названный по имени её руководителя, представителя Малайзии Исмаила Разали. План предусматривал введение пяти новых мест постоянных членов Совбеза. Два из них планировалось предоставить развитым странам, а оставшиеся три должны были занять представители крупных регионов третьего мира - Африки, Азии и Латинской Америки вместе со странами Карибского бассейна.

Помимо этого данные регионы получали и по одному дополнительному непостоянному месту. Плюс Восточная Европа также могла избрать одного своего делегата, обладающего статусом непостоянного члена. То есть в Совбезе должно было в итоге оказаться 24 страны.

Предложения были выработаны, но было ясно, что дело до голосования по ним не дойдёт: их полностью отвергли США, строго блюдущие свою гегемонию в мире. Формулировка Госдепартамента смотрелась весьма комично: США могут допустить расширение состава Совета Безопасности максимум до 22 участников. Интересно, какое бы число избрали американские дипломаты, если бы план реформ предусматривал как раз семь новичков?

Прошли годы. Новая концепция трансформации Совбеза обозначилась в течение 2004 года благодаря энтузиазму Кофи Аннана и трудностям, с которыми столкнулись США в Ираке. Со времён работы комиссии Разали сохранилось число предлагаемых новичков - 9. Правда, сегодня предусматривается более гибкий проект, имеющий два варианта.

Так называемый вариант "А" допускает шесть постоянных и три непостоянных места. Вариант "В" предусматривает, что все девять новых членов будут иметь статус непостоянных. При этом вводятся также и новые условия, в соответствии с которыми восемь вновь введённых в состав Совбеза государств будут работать там четыре года вместо нынешних двух с возможностью переизбрания.

С точки зрения возможности реализации данных предложений интересна позиция США. Можно сказать, что Вашингтон сегодня высказывает своеобразное глухое недовольство. С одной стороны, нужно обращать внимание на ООН, да ещё и с Совбезом, где наравне с единственной сверхдержавой принятие решений будет зависеть не только от Франции, Китая или, скажем, России, с которыми за долгие годы совместной работы в Совете сотрудничать научились, но и с Германией, Нигерией или Индией. С другой, даже "супермощь" США оказывается не способна решать проблемы современности в одиночку.

Пожалуй, вариант "В" из-за своей безобидности имеет шансы понравиться Белому дому. В крайнем случае, можно быстро подобрать пятёрку вполне проверенных новичков для Совбеза из числа собственных союзников. Здесь подойдёт Япония, можно привлечь Пакистан, Аргентину, Италию, Мексику (двое последних, кстати говоря, занимают 7 и 10 места среди наиболее крупных плательщиков в бюджет ООН, внося вдвоём больше, чем Франция), договориться с Египтом и Нигерией. Одобрение США на членство в Совете может стать для друзей Америки своеобразной премией за верность.

Будущее реформы ООН станет яснее после грандиозной встречи руководителей стран-членов, приуроченной к 60-летию Организации, в Нью-Йорке 14 - 16 сентября этого года. С уверенностью можно сказать, что некий компромисс будет найден. Возможно, за счёт реформы процедуры голосования, например, станет необходимо вето двух постоянных членов. Или членство в Совбезе можно будет "купить", заплатив существенную сумму в бюджет ООН. В любом случае залогом успешности и реализуемости реформ должна стать постепенность преобразований. Несомненно одно - возможные новые члены Совета Безопасности, какие бы страны ими не стали, должны и будут увеличивать роль и влияние ООН. А это значит, что цели реформы будут достигнуты.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net