Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

19.10.2011 | Алексей Макаркин

Революция? Подождем

В последние дни СМИ заполнены эмоциями в связи с акциями протеста в западных городах (всего в 82 странах) в подражание американскому "захвату Уолл-стрита". Однако настало время, когда первые оценки должны смениться рациональным анализом событий, которые не выглядят столь революционными, как может показаться

Где больше…

Сразу же обращает на себя внимание крайняя противоречивость событий. С одной стороны, многотысячные акции в странах, которые в полной мере затронуты кризисом. До 150 тысяч человек участвовали в марше протеста в Риме, десятки тысяч – в крупнейших португальских городах. В этих странах правительства вынуждены идти на непопулярные меры жесткой экономии, которые тяжелым грузом ложатся не только на малоимущих, но и на широкие слои среднего класса постиндустриального общества. То есть на опору существующей политической системы.

Если "нижний средний класс" (квалифицированные рабочие, молодые специалисты, мелкие собственники) ощущает себя уязвимым, то начинает сильно нервничать – он опасается лишиться своего привычного статуса, скатиться на дно. Отсюда и всплеск коллективных протестных действий, к которым уже привыкло греческое население (в минувшие выходные в Греции ничего необычного не произошло – страну "трясет" уже многие месяцы). Даже если средний класс сократится лишь на несколько процентов, то в абсолютных цифрах речь идет о сотнях тысяч недовольных.

Есть еще один немаловажный фактор. В постиндустриальном обществе снизилась роль традиционных общественных институтов – партий, профсоюзов, церквей, клубов по интересам. Рост индивидуализма приводит к падению влияния "старых" коллективистских структур, но не уничтожает их. В данном случае свое слово сказали профсоюзы, видящие во всплеске протестного движения шанс на укрепление собственных позиций.

К тому же в этих двух странах у власти находятся консервативные политические силы, которые традиционно не поддерживаются профсоюзами. Кроме того, к протестующим присоединились различные левые партии, также рассчитывающие на восстановление влияния. Так, в Италии в числе протестующих оказались коммунисты, давно отколовшиеся от своих бывших коллег, ставших социал-демократами. На выборах 2008 года они не прошли в парламент и теперь стремятся компенсировать эту неудачу уличной активностью под красными флагами и с портретами Че Гевары.

Однако ситуация в Италии и Португалии имеет свои принципиальные различия. В Португалии в этом году прошли внеочередные парламентские выборы, на которых победили правоцентристы, получившие кредит доверия для реализации реформ. В Италии правительство Берлускони находится у власти многие годы, репутация самого премьера испорчена личными скандалами, члены его партии понимают, что на следующие выборы – они запланированы на 2013 год - их поведет новый лидер (видимо, молодой бывший министр юстиции Анджелино Альфано). Однако противники Берлускони – а итальянское общество расколото, почти половина населения не просто голосовала на последних выборах против нынешнего премьера, но относится резко негативно к его фигуре – не хотят ждать пару лет. Но, похоже, радикальные насильственные действия явного меньшинства протестующих могут привести к противоположному эффекту.

Появление таких радикалов неслучайно. Оно связано не только с наличием в Италии ультралевых политических сил и с эмоциональным неприятием неувядаемого Берлускони, которому только что удалось в очередной раз победить своих оппонентов, добившись вотума доверия в парламенте (что снижает шансы на проведение досрочных выборов). Дело и в том, что в массовых акциях приняли участие люди, доведенные до отчаяния, которые никогда не принадлежали к среднему классу. Это беднейшая часть населения, рабочие, трудящиеся по временным контрактам, бесправные иммигранты, которые и до кризиса не могли вписаться в рамки "общества потребления".

Несмотря на то что средний класс "потрепан" кризисом, его большинство – в том числе и в Италии - сохранило высокую степень стабильности. Он не любит финансовых воротил и коррумпированных политиков, но еще меньше ему нравится битье стекол и даже призрак смуты. По словам мэра итальянской столицы Джанни Алеманно, по "предварительной и очень неточной оценке", нанесенный городу ущерб оценивается "как минимум в 1 млн евро", десятки людей пострадали. Поэтому сейчас итальянские левоцентристы не испытывают триумфальных настроений.

… а где меньше

В абсолютном большинстве других стран акции оказались весьма малочисленными. Даже во Франции с ее богатыми традициями массовых акций в митинге приняли участие не более тысячи человек, что может объясняться двумя обстоятельствами. Во-первых, кризис ударил по среднему классу страны меньше, чем в странах южной Европы. Во-вторых, в следующем году во Франции состоятся президентские выборы, и социалисты в эти дни как раз были заняты подведением итогов внутрипартийных праймериз, на которых определился соперник Саркози – Франсуа Олланд, в нелегкой борьбе победивший Мартину Обри.

Французские социалисты и профсоюзы уже выводили людей на улицы, когда Саркози повышал пенсионный возраст – помешать принятию закона им тогда не удалось, но ослабить позиции президента они смогли. Теперь же они не хотят ни фальстарта (выборы состоятся в следующем году), ни тем более провокаций со стороны ультралевых, подобных итальянским. Французские левые прекрасно помнят уроки 68-го года, когда стратегически они выиграли (изменилась политическая культура, общество стало более открытым), а тактически – сокрушительно проиграли. Напуганные студенческим эпатажем буржуа дружно проголосовали в том же году на парламентских выборах за партию де Голля.

В крупнейших городах Голландии в акциях протеста участвовали около 2 тысяч человек, столько же митинговали в австралийском Сиднее. Самая многочисленная акция в Швейцарии – в Цюрихе – собрала тысячу участников. В словенской столице Любляне на улицы вышли 300 человек, в ирландском Дублине – 400, в новозеландском Веллингтоне – 200, в Варшаве – около тысячи, в Таллине – около ста, в Токио – около двухсот. В Лондоне, где митингующих приветствовал Джулиан Ассанж, протестовали сотни активистов, безуспешно пытавшихся прорваться к бирже.

В Брюсселе, правда, митинговали более шести тысяч человек, но там протест был в значительной степени связан с конкретной проблемой. Международная расчетная компания Euroclear объявила о ликвидации 500 рабочих мест в связи с переводом части бизнеса в Польшу, где рабочая сила дешевле. Сами участники акции заявили, что представляют 99% населения (в противовес 1% сверхбогатых), и не только митинговали около офиса Euroclear, но и закидали ботинками брюссельскую биржу. Но малочисленность акции свидетельствовала об ограниченности возможностей ее инициаторов.

Западная осень

Похоже, что в осенний уикэнд западный мир столкнулся не с подобием "арабской весны", а с совершенно иным феноменом. В особенно "проблемных" странах десятки, а то и сотни тысяч людей выходят на улицы, чтобы не просто потребовать справедливости, но и попробовать отстоять свои конкретные интересы. В других государствах малочисленные группы активистов вышли на "карнавальные" акции, которые отличаются резкостью заявлений, но не представляют проблем для правящих элит. Напротив, они даже в чем-то выгодны им, позволяя выпустить пар, что актуально не только для самих участников акций, но и для их куда более многочисленных симпатизантов, которые наблюдают за событиями, находясь у экранов телевизоров или компьютеров.

Все это не отменяет реальной проблемы – роста протестных настроений и запроса на справедливость, в том числе и в относительно благополучных странах. Он выражается не только в уличных акциях, но и в активном голосовании за "антиэлитные" политические силы (Пиратская партия в Берлине, Движение Паликота в Польше, Партия истинных финнов и др.). Эти процессы не могут не учитывать власть имущие, проводя экономическую политику, направленную на преодоление затянувшегося кризиса.

Алексей Макаркин - первый вице-президент Центра политических технологий

Материал опубликован на сайте «Голос России» 18.10.2011

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net