Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

24.10.2011 | Марина Войтенко

Капитал перед выбором

На минувшей неделе Всемирный Банк и Международная финансовая корпорация опубликовали очередной (девятый) ежегодный доклад «Doing Business-2012». В рамках проекта оцениваются и отслеживаются1 изменения нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность местных, прежде всего малых и средних компаний, на протяжении всего их жизненного цикла – от создания и до ликвидации. Заметим, что результаты предыдущих докладов способствовали дебатам по вопросам экономической политики во многих странах и сделали возможным появление все большего числа исследований, изучающих взаимосвязь регулирования на уровне компаний с показателями развития суверенных экономик.

Рейтинг составляется на основании десяти индикаторов регулирования предпринимательской деятельности, учитывающих время и стоимость выполнения бизнесменами требований государства по регистрации нового предприятия, деятельности компании, ведению торговых операций, обеспечению исполнения контрактов, налогообложению и ее закрытию. Каждый индикатор имеет равный вес. При этом не учитываются такие переменные, как макроэкономическая политика, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, колебания валютных курсов, мнения инвесторов, безопасность и уровень коррупции. То есть, условия организации и ведения бизнеса рассматриваются исключительно на уровне положений и нормативов действующего законодательства в области госрегулирования для компаний, работающих на территории страны.

В итоге все страны ранжируются по благоприятным условиям ведения бизнеса с 1 до 183 места, первое – наиболее высокое. Такая позиция страны означает, что ее регуляторный климат оптимален для предпринимательской деятельности.

В новом рейтинге ВБ и МФК пятерка лидеров осталась неизменной: Сингапур, Гонконг, Новая Зеландия, США и Дания. Замыкают список Чад, Центрально-Африканская Республика и Конго. Новичком в первой десятке стала Республика Корея. За счет снижения минимального размера капитала, требуемого для создания предприятия, упрощения регистрации собственности и укрепления механизмов защиты прав и интересов инвесторов Швеция продвинулась в рейтинге с 18-го на 14-е место.

Среди стран-участников исследования наиболее активным реформатором в сфере предпринимательской деятельности стал партнер России по Таможенному союзу Казахстан. В РК были внесены поправки в закон о компаниях, введены нормативные положения для упрощения процедур создания предприятий и снижены нормативы минимального капитала. Упрощено получение разрешений на строительство, продолжилось совершенствование автоматизированных систем таможенной информации и оценки рисков. В результате страна расположилась на 47-й строчке рейтинга ВБ и МФК, поднявшись за год сразу на 12 позиций. В немалой степени этому способствует низкий уровень фискальной нагрузки на бизнес (13-е место, для сравнения – РФ – 105-е). Так, ставка НДС там составляет 12% (в РФ – 18%), подоходный налог – 10% (13%), страховые взносы – 11%2 .

В России из всех критериев, по которым в ходе исследования оценивались экономики, лучше всего обстоят дела с обеспечением исполнения контрактов. Этот показатель отражает эффективность принудительных мер по соблюдению условий договоров. В этой сфере страна улучшила свои позиции на 6 пунктов и занимает 13 место в мире3 . По показателю простоты регистрации прав собственности РФ находится на 45 месте, ликвидации предприятия – на 60-ом, по уровню кредитования – на 98-ом. А дальше – по нисходящей. Сложности процедур регистрации бизнеса обусловили 111-е место, также оценена защита прав инвесторов. В «номинациях» ведение международной торговли – 160-е, получение разрешения на строительство – 178-е (выше даже Таджикистан). По показателю же простоты подключения к системе электроснабжения страна занимает последнее — 183 место4 .

Примечательно, что именно позитивные подвижки в нормативно-правовом регулировании в тех сферах, где РФ заняла сами низкие места, позволили ей подняться в рейтинге на четыре позиции и занять 120-е место между Кабо-Верде (119) и Коста-Рикой (121). Авторы доклада «Doing Business-2012» отмечают, что за последний год Россия упростила процедуры регистрации собственности, сократила количество документов для экспортно-импортных операций, ввела систему электронной подачи материалов в суды, а также снизила тариф на присоединение к энергосетям. Среди несомненных минусов – увеличение социальных страховых взносов.

Последнее обстоятельство ударило как по отечественным, так и по иностранным инвесторам. Не случайно на заседании на Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ) 17 октября премьер-министр Владимир Путин пообещал подумать над тем, как решить проблему привлечения высококвалифицированных специалистов в Россию после того, как в стране на 10% были увеличены социальные взносы с больших зарплат.

В ходе заседания обсуждались и другие вопросы улучшения делового климата. Среди них совершенствование механизмов экологической экспертизы для получения разрешений на строительство, сокращение числа разрешительных процедур в законодательстве по специальным техническим условиям и по опасным объектам, подготовка новых технических регламентов, рационализация норм регионального городского планирования и норм, упрощение земельного законодательства, в том числе и в части реформирования классификации категорий земель.

Предварительные итоги исследования деловой конъюнктуры в РФ, проведенного Европейским банком реконструкции и развития совместно со Всемирным банком, а также в сотрудничестве с Министерством экономического развития, Центром экономических и финансовых исследований и Внешэкономбанком, свидетельствуют о том, что значительного прогресса необходимо будет добиться в таких секторах, как инфраструктура, в первую очередь электроэнергия и телекоммуникации, наращивание потенциала рабочей силы, доступ к финансированию, регулятивная нагрузка и забюрократизированность, правоприменительная практика и коррупция. КСИИ предлагает также упростить техническое регулирование в Таможенном союзе, чтобы оно основывалось на принципе «один документ на один продукт»

Привлечению зарубежных вложений (прежде всего, прямых), равно как и расширению в целом внутрироссийского инвестиционного спроса долгое время препятствовало отсутствие в налоговом праве соответствующих стандартам развитых стран процедур контроля за трансфертным ценообразованием5 , а также института «консолидированного налогоплательщика». Первая проблема во многом была решена еще в июле, когда соответствующий закон был принят парламентариями, а затем подписан Президентом РФ.

В ФНС уже сформировано специальное управление (в составе 30 человек), которое будет заниматься налоговым контролем в этой сложнейшей сфере. Специалисты проходят интенсивные тренинги с участием аудиторских компаний, необходимые консультации оказываются иностранными налоговыми органами. Идет подготовка (законом предоставляется такая возможность) и первого соглашения о ценообразовании между ФНС и Газпромом, предметом которого станут виды и перечни контролируемых сделок, порядок определения цен и методик ценообразования, сроки подготовки и предоставления соответствующей документации6 .

Вместе с тем, стало очевидным, что закон нуждается в доработке. На минувшей неделе замминистра финансов Сергей Шаталов сообщил, что у Минфина готовы около 60 поправок, которые планируется внести на рассмотрение Госдумы в весеннюю сессию. Их смысл – исправление допущенных технических и юридических ошибок. Значительная часть поправок напрямую касается бизнесов, связанных с трансграничным движением капитала. Наряду с рядом частных вопросов (например, контролем за ценами в случаях выплат роялти или передачей доходов в виде процентов и дивидендов) нерешенными пока остаются и две принципиальные проблемы. Во-первых, инкорпорация в закон соглашений о разделе затрат между зарубежными материнскими компаниями и их «дочками», действующими в России (речь идет об учете в РФ затрат, сделанных за пределами ее таможенной территории), что позволяет решить вопрос о распределении доходов в целях налогообложения между этими бизнес-структурами). И, во-вторых, установление процедур контроля за трансфертным ценообразованием в сделках, где одной из сторон является постоянное представительство зарубежной компании (идеология поправок исходит из того, что представительства должны действовать так же, как и российские юрлица).

Минфин уверен, что все эти препятствия, заметно сдерживающие инвестиционную активность зарубежных компаний в России, будут устранены законодателями уже весной 2012 года. Институту «консолидированного налогоплательщика» (своего рода зеркальному отражению контроля за ценами трансфертных сделок) повезло больше. Ожидается, что соответствующий закон будет принят Госдумой до истечения ее полномочий и вступит в силу с 1 января 2012 года.

Надо сказать, что интенсивная работа правительства и депутатов, учитывающая многие пожелания и предложения инвесторов, привела к вполне добротному результату. Законопроект (в первом чтении принят 22 октября 2010 года) определяет, что консолидированная группа, объединяющая налоговую базу плательщиков налога на прибыль, может быть создана, когда одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой с долей не менее 90 процентов7 . При этом ко второму чтению против первоначальных заметно смягчены критерии формирования таких групп. Теперь суммарные активы участников должны быть не менее 300 млрд. рублей (ранее требовался 1 трлн. рублей), а сумма федеральных налогов, начисленных и отраженных в декларациях за год, предшествующий тому, в котором создается группа, понижена с 15 млрд. рублей до 10 млрд. рублей8 . Без изменений, правда, остался такой критерий, как суммарный объем выручки от продажи – 100 млрд. рублей.

Принципиально важным является то, что в группе устанавливается так называемый «ответственный участник», то есть юрлицо, замыкающее на себя все отношения с налоговыми органами. Помимо преимуществ института «консолидированного налогоплательщика» с точки зрения эффективности налогового администрирования у таких групп (их число, по экспертным оценкам, может превысить два десятка) возникают гораздо большие горизонты и пространства для инвестиционного маневра и стратегического планирования. Немаловажны и усиление мотиваций профильных бизнесов к слияниям и поглощениям; восполнение нехватки активов, необходимых для обретения «консолидированного статуса», становится при этом серьезным стимулом для прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Заметим, обращение российского правительства к проблемам привлечения иностранных вложений (не будь планового заседания КСИИ, схожий повод следовало бы просто придумать) состоялось как нельзя вовремя. В динамике инвестпотока из-за рубежа возникла «заминка»: объем ПИИ в третьем квартале 2011 года (в сравнении с показателями апреля-июня), по данным платежного баланса страны, «похудел» вдвое – с $10,7 млрд. до $5 млрд., что является минимальным значением с начала 2010 года. Одновременно резко ухудшился баланс инвестиционных доходов (составная часть счета текущих операций) и в 2,2 раза по сравнению со вторым кварталом увеличилось отрицательное сальдо финансового счета (до $21,7 млрд.). Основная причина – отток капитала ($18,8 млрд. за июль-сентябрь, $50,1 млрд. с начала года), в том числе как следствие новой финансовой турбулентности9 , которая, похоже, становится серьезным среднесрочным фактором.

Кроме того, по мнению ряда экспертов (ИНСОР, ИЭП, ИКСИ и др.) ситуация начинает осложняться и другими фундаментальными обстоятельствами. Перебалансирование глобального спроса (то есть большая ориентация развитых стран на внешние ранки, а развивающихся на внутреннее потребление) будет сопровождаться перераспределением финансовых потоков. Интенсивность притока капитала в развивающиеся экономики (в том числе в БРИКС) будет возрастать. В МВФ уже определили двух новых главных бенефициаров этого процесса в ближайшие несколько лет – Бразилию и Австралию. Россия в списке кандидатов в ряду «прочих стран».

Причина тому не только в рейтингах типа Doing Business и им подобных. В целом корректно фиксируя текущее состояние деловой среды, такие измерители, однако, не дают инвесторам системного представления о потенциале качественных (структурных) перемен в экономике и реальной готовности к этому властей. Но именно это стало сейчас главным мотивом для инвестиционных решений. В случае России речь идет о детальной «презентации» новой экономической модели и «дорожных карт» перехода к комфортным для международного бизнеса технологиям постоянного диалога с государством. Если ставится цель уйти от 3-4% роста и добиться его увеличения как минимум до 5-6%, а еще лучше 6-7%, которым де соответствуют российские возможности, то партнеры хотят «до последней гайки» знать, как это может быть достигнуто. В этом плане 25-е заседание КСИИ дало определенные результаты – стороны показали, что не только слушают, а нередко и слышат друг друга. И, тем не менее, мяч пока остается на нашей половине поля. Готовность включиться в начавшийся передел инвестиционных потоков в глобальной экономике должна быть более убедительной.



1. В проекте участвуют более 6700 экспертов в разных странах мира – консультанты по вопросам предпринимательской деятельности, юристы, экономисты, правительственные чиновники, а также ведущие ученые разных стран, оказывающие методическую и экспертную помощь.
2. Следует отметить, что в пенсионной системе Казахстана значительную роль играет накопительная составляющая.
3. Так, в РФ рассмотрение коммерческих споров в суде занимает в среднем 281 день, что заметно быстрее, чем во многих развитых странах, при этом количество необходимых процедур (36) и стоимость судебных издержек (13,4% от стоимости иска) также существенно ниже среднемировых показателей.
4. На это предприятиям нужны 10 процедур, 281 день и более $183 тыс. В докладе отмечается, что процесс подключения к системе электроснабжения является наиболее эффективным в Исландии, Германии, Тайване, Гонконге и Сингапуре.
5. Речь идет о ценах внутрикорпоративного оборота (поставки сырья и материалов, комплектующих, передача оборудования, информационных технологий, перераспределение финансовых ресурсов, консолидация платежей и т.п.), отличающихся от рыночных. Исторически внутренние цены (как правило, ниже рыночных) между подразделениями корпораций со сложной структурой (так называемых групп) являлись одним из главных конкурентных преимуществ международных компаний (ТНК), одновременно выступая существенным инструментом налоговой оптимизации. Многолетние усилия налоговых органов стран ОЭСР привели к созданию свода правил контроля за трансфертными ценами, которые действуют в странах-членах этой организации. На их содержании основывается и федеральный закон, принятый в РФ летом текущего года.
6. Первоначально «Газпром» обратился к премьер-министру Владимиру Путину с просьбой вывести компанию из-под действия закона о налоговом контроле за трансфертным ценообразованием. Минфин выступил против «изъятий», тем более что в самом законе предусмотрена возможность такой широко известной международной практики как «рулинг»: корпорация и налоговый орган заключают двустороннее соглашение о «правилах игры» там, где прямое применение законодательной нормы затруднительно, так как ведет к крупным потерям или убыткам.
7. Участниками консолидированной группы могут быть организации, не находящиеся в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства. В состав группы не могут входить резиденты особых экономических зон; бизнесы, применяющие специальные налоговые режимы. Банки могут создавать консолидированные группы только между собой. Срок создания группы не может быть меньше двух налоговых периодов по налогу на прибыль. Договор о создании группы не предполагает образования новой организации.
8. Снижение налогового порога сопряжено и с теми правилами, которые в настоящее время действуют по возмещению НДС в ускоренном порядке. Иными словами, у группы будет больше шансов рассчитывать на возврат НДС.
9. Для примера напомним, что в третьем квартале около трети всего оттока частного капитала обеспечил Юникредитбанк, увеличивший объем кредитования банков-нерезидентов более чем на 180 млрд. рублей. Так он поддержал материнскую группу, столкнувшуюся со сложностями на фоне кризиса в Еврозоне. Заметим, также, что обязательства частного сектора перед нерезидентами в минувшем квартале выросли всего на $0,8 млрд. Это означает, что объемы внешних заимствований российского бизнеса резко сократились (во втором квартале обязательства выросли на $41 млрд.). С точки зрения статистики в связи с этим приходится констатировать и снижение иностранных инвестиций.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net